Тип занятия: систематизация и закрепление знаний.
Вид занятия: познавательное
Возраст детей подготовительная к школе группа
Занятие с подгруппой детей.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян.
Демонстрационный дидактический материал: картинки с изображением ухвата, кочерги, ушата, ковша, кадки, печного горшка, сита; русский платок для воспитателя, игра “что сначала – что потом”. Для сравнения картинки люльки и современной кроватки.
Словарь новых слов: курная изба
Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
- Закрепить знания детей о среде обитания славян
- Познакомить детей с основными правилами народного этикета.
- Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины, учить делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России.
- Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
Ход занятия
– Встречаю детей перед обучающей зоной и во
время всего занятия вожу их по группе – подводя
то к одной доске с заданиями, то к другой.
Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу с
пожеланием хорошего дня.
Сейчас мы с вами снова воспользуемся машиной
времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как
жили наши предки – славяне.
Звучит мелодия колыбельной.
– Слышите что-то звучит? Как вы думаете, что это
за мелодия?
Да, это колыбельная, её пела мама когда
укладывала спать своего малыша. А какие
колыбельные знаете вы?
Как называлась кроватка, в которой спал ребёнок?
Посмотрите в какой кроватке спали маленькие дети
древних славян.
Показ картинок.
Ребята, а с чем маленькие дети ложатся спать?
Что они берут с собой?
Какие игрушки дети берут с собой в кроватку?
Родители игрушки своим детям не покупали, а
мастерили сами в минуту отдыха.
Игра “Магазин”
– У нас с вами в группе открылся новый магазин. Посмотрите сколько в нём красивых игрушек. Но магазин у нас не обычный – чтобы купить игрушку нужно назвать её и описать: сказать что это за игрушка, из чего она сделана и как с ней играли.
Ответы детей:
– Это деревянная игрушка- петушок со
свистулькой в хвостике, в него свистели на
различных праздниках и просто для потехи детей.
– Это игрушка из соломы, …
Показ кукольной посуды.
Игра “кто загадку отгадает, тот картинку выставляет”
Из выставленных картинок выбрать отгадку.
Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват.)На топтале был, на кружале был,
На пожаре был,
На базаре был – домой пришёл. (Печной горшок.)Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковшик.)Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясана. (Кадка.)С ушами, да не слышит. (Ушат.)
Сивая кобыла
По миру ходила;
К нам пришла –
По рукам пошла. (Сито.)
Поясняю, помогаю понять значение.
Ребята, так какой посудой пользовались древние
славяне? Из чего она была сделана?
Ответы детей:
Деревянная, чугунная, берестяная (коробы),
глиняные миски, лукошки, крынки…
Сейчас посуда стала совсем другой, и не только
посуда (подвожу к доске).
Сейчас мы это увидим. Закройте глаза (открываю
лист). На доске старинные предметы. Найдите
карточки с современными заменителями этих
предметов.
Свеча – лампочка
Веник – пылесос
Люлька – коляска
Нитка и иголка – швейная машинка
Самовар – электрочайник
Гусли – магнитофон
Перо – ручка
Телега – машина
Печь – газовая плита
Посмотрите, ребята как много изменилось, а вот правила этикета были, есть и будут.
Знакомство с правилами народного этикета.
– Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром, худого не замышляет.
– Его приглашали откушать хлеба – соли и сажали за стол на самое почётное место –у икон, рядом с хозяином.
– Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой – либо ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.
– При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелания добра.
А теперь, ребята, зная как нужно вести себя в гостях мы с вами можем совершить очередное путешествие с Чивостиком и его дядей Кузей. На этот раз мы отправляемся в курную избу и послушаем что они там увидели.
Прослушивание аудиозаписи (приложение).
– Понравилось вам, ребята, путешествие?
– Почему изба называется курной? (Топили по чёрному. Труба не выходила на улицу.)
Почему окна и двери были узкие? (Зимы суровые, чтобы мороз не проник.)
Для чего нужна печь? (На ней готовили, старики грели кости, на полочку ставили горшки, сушили травы.)
Игра на ложках
Русский народ всегда был эмоциональным, весёлым и его любимым инструментом были ложки. Как вы думаете, почему? (Они всегда были под рукой, ими ели, на них играли, сами выпиливали.)
Сейчас мы с вами тоже поиграем.
Песня “Тень-тень, потетень”. Дети стучат на ложках в такт.
Наше путешествие мы обязательно продолжим, но уже на следующем занятии.