Цели урока:
- Закрепить имеющиеся у детей вычислительные навыки и знания о нумерации чисел;
- Формировать умение решать простые задачи;
- Развивать внимание, логическое мышление и речь детей;
- Обогащать детей знаниями о Санкт-Петербурге;
- Воспитывать познавательный интерес к родному городу и изучению музыки.
Оборудование: индивидуальные рабочие листы, карточки с числами, рисунок автобуса, тексты арифметических задач, рисунки с изображением музыкальных инструментов (рояль, домра, кларнет, саксофон, скрипка), модели нот, карта города, иллюстративный материал по теме урока (театры и концертные залы Петербурга), аудиозапись произведения П.И. Чайковского "Времена года".
Ход урока
1. - Сегодня мы отправимся в путешествие по музыкальному Петербургу. А где же в нашем городе можно услышать хорошую и красивую музыку?
Работа с картой города: дети называют известные им театры и концертные залы, а учитель, при помощи флажков, отмечает их на карте города.
- Все эти места находятся далеко от нашей школы и, чтобы быстрее туда добраться, воспользуемся услугами транспорта.
Но сначала надо приобрести проездные билеты.
Работа с числовыми карточками: учитель поочерёдно приглашает в игру три группы учащихся; ученики вынимают из коробки карточки с числами и выстраиваются в порядке возрастания чисел.
Первая группа: " 1, 2, 5, 6, 9, 10" - установите закономерность чередования чисел.
Вторая группа: " 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19" - какие числа пропущены?
где стоит число:(13, 16)?
Третья группа: " 23:34:48:51:67:76" - порядковый счёт.
2. - Билеты приобретены, и мы можем отправляться в путь.
А поедем мы на этом замечательном автобусе.
Только ехать с закрытыми окнами не очень то интересно, а чтобы мы смогли полюбоваться красотами нашего города во время путешествия, давайте посмотрим какой секрет, скрывают закрытые шторы на окнах автобуса.
За каждой шторкой спрятан текст арифметической задачи. Чтобы "открыть" окошко, надо решить задачу. Схемы и решение задач учащиеся оформляют на индивидуальных рабочих листах.
№1. - Катя пригласила на праздник 4девочек и 5 мальчиков. Сколько детей пригласила Катя?
№2. - У Тани 6 марок. Их на 2 больше, чем у Саши. Сколько марок у Саши?
№3. - В коробке было 9 игрушек, из них 7 отдали детям. Сколько игрушек осталось в коробке?
Анализ задач:
№1.- Что нам известно?
- Что надо узнать?
- Какая схема соответствует этой задаче?
- Что обозначает на схеме весь отрезок?
- Чему равны его части?
- Как найти целое, если его части равны 4 и 5?
- Решите задачу и узнайте, сколько детей пригласила Катя.
- Сколько детей пригласила Катя?
№2.- Какая схема соответствует этой задаче?
- Что нам известно?
- Если у Тани на 2 марки больше, чем у Саши, то, что скажем о марках
Саши?
- Что надо узнать?
- Как найти меньшее число?
- Чему равно большее число?
- Чему равна разность?
- Решите задачу.
- Сколько марок у Саши?
№3.- Что надо узнать?
- Самостоятельно заполните схему и решите задачу.
- Сколько игрушек осталось в коробке?
- Как это узнали?
- Почему задачу решали действием вычитания?
3. - Пока мы решали задачи, наш автобус мчался по улицам Петербурга и остановился на Невском проспекте около дома №30. В 19 веке он был известен петербургской знати как дом Энгельгардта, в котором устраивались прекрасные музыкальные вечера.
Учитель обращает внимание детей на соответствующую иллюстрацию.
- А сейчас здесь находится Малый Зал филармонии им. Глинка. И мы с вами тоже можем услышать чудесную музыку, которая звучит в этих стенах.
Запись произведения П.И.Чайковского "Времена года"
- Вам понравилось это произведение?
- А знаете ли вы, кто написал эту прекрасную музыку?
- Её написал великий русский композитор П.И.Чайковский. А называется это произведение "Февраль" и является одним из произведений цикла "Времена года". Чайковский сочинил этот цикл более 100 лет тому назад.
А что надо композитору, чтобы записать сочинённую музыку?
4. Работа с моделями нот.
- Сосчитайте ноты. Сколько их?
- Расскажите о числе 7.
- На какие группы можно разделить эти ноты?
№1-большие и маленькие ноты
-Сколько больших нот? Сколько маленьких нот?
-Какие числовые равенства можно составить?
Учащиеся называют и записывают числовые равенства. Эти и последующие числовые равенства записываются на индивидуальных рабочих листах.
№2-жёлтые и коричневые ноты.
-Запишите числовые равенства. Прочитайте.
№3-четверти и восьмые.
-Запишите числовые равенства.
-Проверьте друг друга в парах.
-Что означает равенство: 3+4=7? 7-4=3? 4+3=7? 7-3=4?
- А теперь расположите ноты на нотном стане.
Учащиеся располагают ноты на нотном стане и называют их.
5. Физкультминутка
- А дальше давайте прогуляемся пешком.
Физкультурная пауза - "Мы в строю шагаем браво:"
6. -Мы подошли к ещё одному знаменитому музыкальному месту Петербурга. А чтобы узнать, где мы оказались, надо решить примеры и расшифровать слово.
Учащиеся решают примеры и расшифровывают слово на индивидуальных рабочих листах.
1 | 2 | 1 | 6 | 8 | 3 | 2 | 4 | 7 | 6 |
з | а | з | е | р | к | а | л | ь | е |
5+3=:(р) 2+4=:(е) 1+6=:(ь)
9-6=:(к) 9-8=:(з)
8-4=:(л) 7-5=:(а)
- Где же мы оказались?
Учитель обращает внимание детей на соответствующую иллюстрацию.
- Какие спектакли этого музыкального театра мы смотрели?
- Но что самое интересное в театре?
Работа с иллюстрациями музыкальных инструментов. (приложение 2)
- Назовите эти музыкальные инструменты
- Какой из них лишний?
- Но в оркестре важны все инструменты. А чтобы они зазвучали, нужен исполнитель и, конечно же, нужны ноты.
- Назовите звукоряд.
- А теперь давайте посчитаем:
№1-до+фа=(соль) 1+4=5
№2-ля-ми=(ми) 6-3=3
№3-ре+соль=(си) 2+5=7
-Конечно, для того чтобы исполнить красивую музыку, этих трёх нот нам недостаточно, но для того, чтобы подвести итог нашего путешествия по музыкальному Петербургу их вполне хватит:
На обороте названных учащимися нот написаны слоги, образующие слово - МОЛОДЦЫ.
- Сегодня наше путешествие закончилось, но впереди нас ждёт немало путешествий по родному городу и удивительных музыкальных открытий. Я благодарю вас за хорошую работу.