Введение понятия “процент”, решение новых типов задач проводится с помощью создания проблемных ситуаций, создающих предпосылки для организации развивающего обучения.
Домашнее задание к уроку и его проверка имеет своей целью повторение решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, подготовка к осознанию нового материала. Кроме этого, данный этап урока нацелен на развитие умения оценивать свою работу. При рассмотрении различных способов решения задачи развиваются такие положительные качества мышления как глубина, гибкость и осознанность восприятия материала.
Материал, отобранный для устной работы, используется для подготовки к осознанному усвоению нового материала. Предлагаются юмористические задачи по теме, которые составили сами ребята. Этот момент рассчитан на создание пробуждения элементов творчества в учебной деятельности, заинтересованности, снятие эмоционального напряжения. Вторая группа заданий рассчитана на развитие умения работать со схемами.
Письменное решение задачи, составленной учеником Серебряковым Григорием, подчинено основной образовательной задаче - подготовить учащихся к активному, сознательному усвоению знаний. Кроме этого отрабатываются вычислительные навыки действий с десятичными дробями.
Физпауза имеет своей целью снятие эмоционального и физического напряжения, кроме этого преследует и учебные цели – вспомнить понятие правильной и неправильной дроби.
Изучение нового строится в форме эвристической беседы, что дает предпосылки для развивающего обучения учащихся. Ученики осознанно подходят к введению понятия “процент”, понимают его необходимость, самостоятельно видят связь процентов, обыкновенных и десятичных дробей. Далее последовательно переходят к пониманию того, что задачи на дроби и проценты аналогичны, следовательно, и их решения тоже. Такой путь знакомства с новым дает возможность доступно, легко и в то же время научно и глубоко усвоить данный непростой материал.
Решение различных по своему характеру упражнений по новой теме имеет своей целью применить теоретические знания на практике.
Упражнения на закрепление дают возможность осуществить первичный контроль по усвоению нового материала. Как показывает практика, учащиеся успешно справляются с этими заданиями, что говорит о достижении основной образовательной цели данного урока. Кроме этого, задания выполняются в парах, что создает дополнительные условия для создания атмосферы сотрудничества, а конкурсные моменты активизируют деятельность учащихся.
Во время подведения итогов урока повторяются основные вопросы изученного материала, что дает возможность сконцентрировать внимание учащихся на главном.
Домашнее задание, которое сопровождается комментариями, рассчитано на работу с теоретическим материалом учебника, развитию речевой культуры и отработке практических умений и навыков, носит элементы творчества.
Во время урока должное внимание уделяется валеологическим аспектам. На уроке с помощью различных форм и методов создается комфортная обстановка. Используются разнообразные виды деятельности, яркая наглядность, индивидуальный темп работы (подготовлены дополнительные задания для учащихся с высоким темпом выполнения упражнений).
Урок имеет свое место в системе уроков по теме “Дроби”, он не оторван от другого изучаемого материала, показано его практическое значение, место данной темы в жизни и деятельности человека. По домашнему заданию дается инструктаж, учащиеся уходят с урока с точным знанием требований по подготовке к следующему уроку. При самостоятельном решении задачи дети чувствуют радость труда, радость успеха. Результат коллективного творчества – собранная ими картина – мозаика – веселая и заслуженная награда. А конкурсное состязание между рядами активизирует деятельность учащихся.
Во время урока соблюдаются гигиенические паузы, имеющие своей целью снятие мышечного и эмоционального напряжения. Урок завершает беседа, непосредственно связанная с изучаемым материалом, и в то же время направленная на то, чтобы ребята подумали на отвлеченную тему и сделали выводы, исходя из результатов теста, о том, как заботиться о своем здоровье.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (самопроверка, самооценка).
№ 1612(1) проверяется по готовой записи.
№ 1595 предлагается выбрать наиболее рациональный способ решения.
3. Устно
а) занимательные задачи, составленные учащимися (слайд):
Задача 1 (автор Митин Д.)
Рост Максима 1,42 м. Длина одеяла 1,55 м. На сколько метров нужно вытянуть
Максима за уши, чтобы он соответствовал длине одеяла?
Задача 2 (автор Семенова Ю.)
В своей любимой книге Аладдин прочитал
всего
количества страниц. Всего в книге 350 страниц. Сколько страниц прочитал Аладдин?
Задача 3. Аладдин прочитал 100 страниц, что составило всего количества страниц книги. Сколько страниц в книге?
б) сформулировать и решить задачи по рисунку.
1) Известно, что общая площадь земельногоучастка 200 ар.
2) Закрашенная часть земельного участка 30 ар
4. Решение задачи (автор Серебряков Г.)
Волк съел Красную Шапочку, ее бабушку и трех гномов. Бабушка весит 60,2 кг. Вес Красной Шапочки составляет веса бабушки и веса одного гнома. На сколько поправился волк?
5. Объяснение нового материала.
а) На слайде записаны дроби
Как называют эти дроби?
–
половина
– треть
–
четверть
– ?
Вводим понятие “процента”, рассуждаем о его значении и роли в жизни человека.
Вопросы: Где вы встречали слово “процент”? Для чего нужны проценты? и др.
После обсуждения предлагается посмотреть отдельные слайды из проектов учащихся 6 класса по теме “Проценты вокруг нас”.
б) Показываем
1% от 1 кв. дм ( по рисунку на форзаце учебника )
1% от классной метровой линейки.
в) № 1166 (Нурк Э. Р. и др.) устно по слайду
Сколько процентов площади большого квадрата, изображенного на рисунке:
- закрашено;
- обозначено крестиками;
- обозначено кружочками;
- обозначено черточками.
Физпауза
г) связь процентов и дробей
№ 1561 (в обыкновенных и десятичных дробях)
№ 1562, 1 = 100%
д) возвращаемся к задачам о площади участка, заменяем доли на проценты и решаем полученные задачи (а-60%, б-40%)
6. Закрепление изученного материала.
а) Работа в парах – решение задач по карточкам (Приложение 1)
На слайде таблица с ответами, которая по ходу решения задач учащимися в парах трансформируется в яркую картинку из мультфильма.
Рис. 1
Можно организовать соревнование между рядами “ Кто быстрее?”, в таблице 1 столбец соответствует 1 ряду, 2 столбец – 2 ряду, 3 столбец – 3 ряду.
3 | 350 | 800 |
12 | 70 | 960 |
190 | 600 | 50 |
500 | 1200 | 200 |
210 | 30 | 8240 |
б) станция “Здоровье”
На круговой диаграмме (Приложение 2) показано распределение дневной нормы питания, рекомендованной врачами.
По диаграмме ответьте на вопросы:
- Сколько раз в день рекомендуют питаться врачи?
- На какую еду приходится большая часть нормы питания за день?
- На какую половину дня приходится большая часть нормы питания: до полудня или после?
Проблемная ситуация: “ – сколько процентов?”
Сколько процентов от всех учеников вашего класса составляют девочки? Мальчики?
в) Разговор о здоровье.
Обсуждаем результаты теста (Приложение 3).
Медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. (Приложение 4)
7. Итог урока.
Отвечаем на вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Что хотите дополнить? И др.
8. Домашнее задание:
- пункт 40 прочитать, ответить на вопросы, придумать свои вопросы;
- с. 238 “ Г” - учись говорить правильно;
- № 1600 – прокомментировать.
Дополнительные задания к уроку.
- Классу – с. 243 прочитать текст учебника об истории процентов;
- Индивидуально – № 1628(в).
Литература
Учебник Н.Я. Виленкина и др. “Математика – 5”, “Проценты”, 5-й класс, 2007. Урок изучения нового материала на базе знаний, умений и навыков по теме “Дроби”.