Содержание:
- Общие положения
1.1. Постановка проблемы
1.2. Цели и задачи
1.3. Основные направления деятельности
1.4. Принципы реализации программы
1.5. Условия реализации программы
1.6. Методы работы
1.7. Участники программы - Механизм реализации
- Оценка эффективности реализации программы
- Наглядность
- Подготовительная работа
- Заключение
- Литература
1.1 Постановка проблемы
В преддверии грядущего юбилея города Елабуги, который будет отмечаться в 2007 году, возрос интерес к истории нашего края, города.
Учебного времени, отведенного на изучение темы “Культура и традиции родного края” недостаточно, чтобы в полной мере охватить весь материал. Для того, чтобы избежать сплошного перечисления имен и достижений, мною разработана программа классных часов, посвященных изучению истории, культуры и традиций родного края, города Елабуги.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Именно в системе классных часов можно полноценно раскрыть историю, культуру родного края.
1.2 Цель и задачи
На примере истории культуры родного края – г. Елабуги, его жителей и посетителей – показать основные этапы зарождения и развития меценатства елабужских купцов, промышленников; показать основные этапы развития науки, искусства, торговли на примере благотворительности местных купцов, писателей, ученых, проживающих в г. Елабуге в конце XIX- начале XX века.
Раскрыть сущность и значение культурных достижений XIX –XX вв., продолжить формирование ценностного отношения школьников к творческой и благотворительной деятельности людей нашего края.
Изучение истории родного края должно содействовать решению следующих задач:
- овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего края (с древнейших времен до наших дней); ознакомление с историей народа, проживающего на нашей территории, основными этапами его развития;
- приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
- воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям своего края, региона, бережного отношения к историко-культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.
1.3. Основные направления деятельности по реализации программы
Подготовка серии классных часов, посвященных истории города Елабуги, может строиться по следующему плану:
- определение темы разговора с учащимися;
- формулировка целей и задач классного часа;
- подбор необходимого материала и оборудования;
- создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися(если это предусмотрено сценарием);
- определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.
1.4. Принципы реализации программы
В основе данной программы на базе имеющихся знаний продолжается формирование понятийной базы. В работе по формированию понятий можно выделить следующие этапы:
- определение понятия;
- выделение его существенных признаков;
- установление связей с другими понятиями.
Упражнения в применении и использовании понятий заключается в умении воспроизвести, определить по характеристике признаков, распознать явления, которые подводятся под это понятие. Понятие считается усвоенным, когда учащиеся включают его в свой активный словарь и используют для исторического познания.
В данной программе актуализируется принцип научности. Данная акцентуация вызвана тем, что в печати появляются различные “теории” и версии, не имеющие достаточного научного обоснования. Прежде всего, это произведения в стиле “фольк-хистори”, т.е. мифологизированной истории. В программе используются материалы, которые имеют научно-методологическую основу, в содержательном плане опираются на научную источниковедческую базу.
Программа составлена с учетом сохранения принципа системности, последовательности. Материал подобран в соответствии с данными принципами, делает его доступным широкому кругу зрителей.
В программе прослеживается связь теории с практикой, так как используются в классных часах элементы беседы, включающие проблемные вопросы; элементы заочной экскурсии, лекции.
1.5. Условия реализации программы
Для реализации данной программы автор надеется на сотрудничество и помощь администрации школы, администрации Елабужского муниципального района, Министерства образования Республики Татарстан, а также помощь учителей-предметников, родителей, приглашенных гостей.
Необходимо находится в тесном контакте с музеем – заповедником истории города Елабуги, с археологическим музеем Елабужского государственного педагогического университета, для проведения экскурсий школьников в музеях города.
1.6 Методы работы
Формы проведения занятий имеют существенное значение для обеспечения успешной работы при проведении классных часов. Они определяются ведущим методическим приемом.
Современные подходы к организации внеклассной работы предполагают формирование у школьников навыков самостоятельной познавательной деятельности. Решению этой задачи содействует работа с материалами классных часов: текстами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. С учетом возраста учащихся могут быть использованы следующие формы работы:
Объяснение сюжета иллюстрации и соотнесение его с текстом;
- Составление простого и развернутого плана;
- Сопоставление разнотипных иллюстраций, характеризующих различные исторические явления или периоды;
- Работа над выводами, обобщениями, терминами;
- Составление хронологических и синхронистических таблиц;
- Составление различных схем, рисунков и т.д.
В целях развития учащихся на классных часах и на уроках организуется разноплановая деятельность по практическому использованию полученных знаний. Это реализуется в ходе решения познавательных задач, в ходе работы с различными заданиями творческого характера, иллюстрациями, картами.
Программа построена в форме путешествия, в котором использованы фрагменты беседы, лекции, сообщения, заочной экскурсии.
1.7 Участники программы
Данная программа классных часов рассчитана на работу с ней начального и среднего звена учащихся, их родителей. Кроме того, в проведении серии классных часов привлекаются учащиеся, учителя-предметники, сотрудники музеев, родители.
II. Механизм реализации
Программа реализуется непосредственно на занятиях классных часов, посвященных изучению истории культуры и традиций родного края. Кроме того, данный материал может быть использован на уроках истории как национально-региональный компонент. Данный материал может быть применен в проведении заочных экскурсий по историческим местам и памятникам истории нашего края.
III. Оценка эффективности реализации программы
Выбранная форма проведения классных часов способствует быстрому усвоению материала в незатейливой, игровой форме. Помимо игрового компонента в программе используются проблемные ситуации, вопросы, работа с иллюстрациями, репродукциями картин, выставка книг, которые помогают наиболее эффективно запомнить новый материал.
Оценка эффективности реализации данной программы ожидается высокой.
IV. Наглядность
- Выставка книг, посвященная истории города Елабуги, выдающимся людям, проживающим и работающим в Елабуге;
- Альбом с репродукциями картин И.И.Шишкина;
- Плакат “Кто сказал, что все исчезает?…” (М.И. Цветаева)
- Конкурс детских рисунков, поделок на данную тематику
- Иллюстрации, фотографии памятников истории города Елабуги;
- Фотографии выдающихся деятелей науки, купцов-меценатов, художников, писателей, живописцев, чьи имена связаны с непосредственной деятельностью в городе Елабуге.
- Макеты поделок памятников истории города Елабуги.
- Стенды с оформленным материалом династии Стахеевых, Ушковых, стенд о работе и деятельности В.М. Бехтерева, Н.А. Дуровой, М.И. Цветаевой.
VI. Заключение
VII. Литература
Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.
В некотором царстве, в недалеком государстве, в районе Елабужском, в Татарстане, в деревне Поспелово жил да был, ни о чем не тужил добрый молодец Василий. И учился он в учреждении общеобразовательном, в школе средней, в классе 4. Учился так себе – ни шатко, ни валко, а через пень колоду. Но особенно он не дружил с историей.
Васька: А чего с ней дружить-то? Чего в ней интересного - то? Подумаешь! Даты какие-то, события.… Ну, их, надоели! Ладно бы, что еще интересное было, а то князья, какие – то да бояре с бородищами. И вообще, что у нас в крае, да и в России было – то! Да ничего! То ли дело Америка – ковбои, жвачки, Сталлоне, Шварцнеггер – красота! А Татьяна Александровна наша, ну ничего не понимает. Привязалась ко мне: учи, говорит, историю, а то невеждой будешь. Ой, как спать хочется! Лягу-ка я, полежу, а историю потом как-нибудь почитаю.
Сказительница: Вот он каков, наш удалец! Спать улегся – и проблемам конец! Да ночь выдалась непростая, а сказочная. И вот что произошло…
Под бой часов появляется Фея.
Васька: Ой, ты кто такая?
Фея: Фея. А что, не похожа?
Васька: Не знаю, я их никогда не видел. Да и вообще думал, что их не бывает.
Фея: Мы есть, только вот приходим не к каждому.
Васька: А ко мне, зачем пришла? Я тебя не звал!
Фея: Дело у меня к тебе очень важное. Услышала я в своем волшебном царстве, что есть такой ученик, который историю не любит. Удивилась я очень: как же можно историю не любить? Она же мать всех наук. А уж историю своей родины, своего края тем более нужно знать и любить. И решила я тебя проучить.
Васька: Это как же?
Фея: А вот так. Отправлю-ка я тебя в историческое, увлекательное путешествие, а там посмотрим, что будет.
Под музыку Фея удаляется.
Сказительница:
Фея палочкой взмахнула,
“До свиданья” не сказала,
Время вспять вдруг повернула,
Ваську в старину услала.
Васька: Ой, что это со мной?
1 занятие: “Елабуга Древняя”
2 занятие: “Елабуга купеческая”
3 занятие: “Елабуга литературная и
живописная”
4 занятие: “Елабуга – город науки”
5 занятие: “Елабуга современная”
Список литературы
- И.В. Шишкин “История города Елабуги”
- Н.М. Валеев “Елабуга купеческая”, Елабуга, 1999 г.
- Н.Н. Шмонов “Елабуга”, Елабуга, 1996 г.
- Классные часы в школе, “Феникс”, 2000 г.
- Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова “50 сценарие классных часов”, Москва, 2003 год
- Н.А. Касаткина “Уроки знаний, классные часы”, Волгоград, 2001 г.
- Е.П. сгибнева “Сценарии школьных праздников”, Ростов-на-Дону, 2001 год
- Л.К. Гребенкина, Н. А. Жокина “Сценарии классных часов”, Москва, 20002 год
- И.Г. Богуславская “Актуальные проблемы развития личности в системе современного образования”, Казань,1999 г.
- А.Г. Сабиров “Их имена помнит Елабуга”, Елабуга, 1991 г.Н.М. Валеев “Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество”, Елабуга 1994 г.
- С.Н. Бобкова “Шишкин и Елабуга”, Елабуга, 1995 г.