Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова на тему: "Общая характеристика вирусов и их биолого-экологической роли на Земле"

Разделы: Биология


Тема: «Общая характеристика вирусов и их биолого-экологической роли на Земле»

Информационная карта урока

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-беседа

Место проведения: компьютерный кабинет

Обучение

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов, биолого-экологическим значением вирусов, мерами профилактики распространения СПИДа.

Развитие

Развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.

Воспитание

Воспитать научное мировоззрение, необходимость бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Содержание

1.Организационный момент
2.Постановка целей и задач (мотивация)
3.Повторение классификации живых организмов. Какое место принадлежит вирусам в живой природе?
4.Изучение нового материала:

-поэтапное освоение и закрепление нового материала с использованием информационных справок:
- открытие вирусов;
- вирус СПИДа;
-схема строения вируса;
- бактериофаги (CD “Открытая биология»);
- СПИД, размножение вирусов;
- аудиозапись о СПИДе (выступление врача);
- меры профилактики;
- заболевания, вызванные вирусами;
- заболевания растений;
- значение вирусов;

5.Выводы (задания);

6.Дозированное домашнее задание:

- Пересказ конспекта.
- Подготовить сообщение о любом вирусном заболевании человека или растения.
- Написать мини - сочинение «Путешествие вируса по организму человека»

7.Заключительный контроль (приложение 1)

Методический инструментарий

 Средства

-компьютер;
- проектор
- CD «Открытая биология»;
-музыкальный центр;
- кассета «Анти-ВИЧ\СПИД»;
- лист с вопросами для учащихся;
- информационный материал (10 информационных справок);
- стенды:
«Строение клетки»;
«Царства природы».
- плакаты
«Строение Вирусов»; «Вирусы Спида»;
- портрет Ивановского;
- схема строения вируса;
- картинка: «Вирус СПИДа атакует лимфоцит»;
- кроссворд «ассоциация»;

Форма: групповая, парная

Методы:

-объяснительно-иллюстративный;
-рассказ с элементами беседы

Результаты

- называть особенности строения вирусов;
- определять их биолого-экологическое значение;
- использовать знания  для профилактики распространения вирусных заболеваний в частности СПИДа

Задания для работы на уроке

Задания

Где найти ответы

1

Наука, изучающая вирусы.

Информационная справка №1

2

В каком году и кем были открыты вирусы?

Информационная справка №1,2

3

Почему вирусы неклеточная форма жизни?

Информационная справка №8

4

Схематично изобразите строение вируса

Информационная справка №6, 8

5

Как размножаются вирусы?

Информационная справка №9

6

Перечислите вирусные заболевания человека.

Информационная справка №5,4

7

Как расшифровать «СПИД»

Информационная справка № 10

8

Перечислите меры профилактики СПИДа

Информационная справка №10

9

Вирусы, какого заболевания изображены на рисунке?

 

10

Назовите признаки вирусных заболеваний растений

Информационная справка №7

11

Гортензия (гидрангия)

Какому вирусному заболеванию подвержено это растение?

Информационная справка №7

12

Каково биолого-экологическое значение вирусов?

Информационная справка №3

Информационный материал

Информационная справка № 1

Вирусы

Вирусы (лат. «яд») – облигатные внутриклеточные паразиты. Они поражают все группы живых организмов, живут в клетках растений, животных, человека и даже бактерий (бактериофаги).
Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским, однако долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа.
Вирусы очень устойчивы, они переносят высушивание и низкие температуры.
Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Информационная справка № 2

Дмитрий Ивановский

Ивановский Дмитрий Иосифович (28.10.1864, с. Низы Петербургской губернии – 20.4.1920, Ростов-на-Дону), российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом. Труды по патофизиологии растений, почвенной микробиологии.


Информационная справка № 3
Значение вирусов

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Они передаются при непосредственном физическом контакте, воздушно-капельным, половым путём и другими способами. Вирусы могут также переноситься другими организмами (переносчиками): так, вирус бешенства переносится собакой или летучей мышью.
Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, аденовирусы (заболевания дыхательных путей и глаз), паповавирусы (бородавки), гепаднавирусы (гепатит B)), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка, энцефалит, желтая лихорадка). К вирусным заболеваниям относится и обнаруженный в 1981 году вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД.
Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Информационная справка №4

Открытие вирусов

Вирус

Год открытия

Ученые

1

Грипп

1933

в Англии Смитом, Эндрюсом и Лейдлоу,

2

Вирусные гепатиты

в 1888 г

С.П. Боткин высказал идею инфекционного заболевания

 

 

в 1937 г..

1940

открыли - США Коллюмом Дж. Финдлеем и Ф. Мак

подтвердили Сергиев, Е.М. Тареев и др. (при изучении желтух у привитых против лихорадки паппатачи. В 1963)

3

Бешенство

1885 г.

Л. Пастер получил и с успехом использовал вакцину для спасения людей, укушенных бешеными животными.

 

 

1903 г

Доказана вирусная природа
П. Ремленже

4

СПИД

1981 г

 

Информационная справка №5

Вирусные болезни человека

острые респираторные заболевания

грипп

энтеровирусные болезни 

полиомиелит

вирусные гепатиты

вич-инфекиия (инфекция вирусом иммунодефицита человека) 

герпетическая инфекция

ветряная оспа

опоясывающий лишай

цитомегаловирусная инфекция

корь

краснуха

паротит эпидемический

вирусные диареи

ящур

натуральная оспа

оспа обезьян 

колорадская клещевая лихорадка 

эритема инфекционная

болезнь окельбо

лихорадка паппатачи 

геморрагические лихорадки 

лимфоцитарный хориоменингит

клещевой энцефалит

японский энцефалит

лихорадка западного нила

калифорнийский энцефалит

лихорадка рифт-валли

бешенство

 

Информационная справка №6

Строение вирусов

Информационная справка №7

Вирусные заболевания растений

Признаки:

  1. Рост заметно ухудшается.
  2. Мозаичная болезнь характеризуется разнообразными по форме пятнами и полосами, белыми или желтоватыми на листьях, светлыми или темными на цветках. (Чаще всего поражаются бегонии, каллы, гидрангеи, пеларгонии, примулы).
  3. Курчавость листьев - вирусное заболевание, при котором на листьях появляются многочисленные мелкие пятна размером 1-2 мм, которые потом высыхают. Листья становятся морщинистыми, курчавыми, цветки деформируются. Чаще поражаются гидрангеи, примулы, пеларгонии, пуансеттии.
  4. Пожелтение листьев - вирусное заболевание, при котором листья становятся желтыми или желто-зелеными. Отдельные побеги или все растение отстает в росте, стебли становятся ломкими и коричнивеют.

Лечение.

Точное определение конкретного вирусного заболевания представляет большие трудности. Непосредственная борьба с вирусами химическими препаратами невозможна. Гораздо проще и надежнее предупредить заболевание, проводя борьбу с сосущими насекомыми, которые, как правило, являются переносчиками возбудителей. Переносчиками вирусов комнатных цветов являются тли и трипсы. Но очень часто инфекция заносится еще в теплице, до того, как растение поступит в продажу. Все пораженные части растения необходимо удалить и уничтожить. После работы руки сразу же тщательно вымыть с мылом, а используемый инвентарь еще и протереть спиртом. Черенки брать только со здоровых растений. В сухое и жаркое время растение притенять и чаще опрыскивать.

Информационная справка №8

Вирусы - неклеточная форма жизни

Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко вообще не считают живыми. Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (нуклеиновые кислоты содержат в себе генетический материал всех живых организмов. Выяснение их структуры открыло новую эру в наших знаниях о природе.)
(ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид). У вироидов (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни растений) капсид отсутствует. В составе ряда вирусов присутствуют углеводы и жиры. Некоторые вирусы (например, вирус герпеса) имеют дополнительную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом.

Информационная справка №9

Размножение вирусов

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов. Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков. Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина исчезает. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Информационная справка №10

СПИД

СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Известен с конца 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах (особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п.

Первые проявления болезни (лихорадка, гепатолиенальный синдром, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения.

Период вторичных проявлений, обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до 8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Меры профилактики: правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров, контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).