Основным свойством живого является
дискретность и структурность. Под дискретностью
понимается способность живого состоять из
отдельных частей (молекул, органоидов, органов,
их систем, биологических объектов), связь
строения и функций между ними соответствует
свойству живого – структурности. Понимание этих
свойств является ключевым к пониманию
функционированию живых систем. Биосфера же
представляет совокупность живых систем
дискретных и структурных, к тому же
иерархично связанных между собой.
Многолетний опыт преподавания показал, что
многие проблемы в понимании биологических
процессов возникают вследствие
недостаточного понимания взаимодействия
структурных компонентов биологических систем
различного уровня.
Работая над проектом, автор преследовал
следующие цели: используя средства Microsoft Officе,
сделать методическую разработку урока по
предмету биология.
При этом решались следующие задачи:
Для обучающихся:
- Образовательные: на основе имеющихся знаний из курса биологии за 5- 8 класс, используя средства ИВТ, сформировать представления о принципах организации живой природы, понимание сложности процессов, происходящих в живой природе;
- Развивающие: уметь определять уровень сложности биологического объекта, дискредитировать его по структурным элементам различного уровня, соотносить степень сложности данного биологического объекта с другими или более сложными или с равными по уровню организации; формирование умений работать с различными источниками информации в том числе и цифровыми; способствовать возникновению ситуаций, при которых у обучающихся возникает необходимость применения компьютерных технологий в обучении и самообучении
- Воспитывающие: формирование у обучающихся понимания значимости всех компонентов биологических систем для сохранения биосферы как среды обитания, то есть продолжается формирование биологического мировоззрения как части общего мировоззрения
Для учителя:
- расширить информационное поле для учителей и обучающихся по предмету биология;
- способствующих формированию практически значимых знаний и умений;
- отработать методику разработки подобных уроков и впоследствии предложить учителям и обучающимся выполнить подобные проекты в качестве проектной, исследовательской деятельности.
Для реализации поставленных целей нам требуется:
- Компьютер на основе семейства процессоров Intel Pentium 4, с оперативной памятью в 512 МБ, видеокартой на 256 МБ
- Операционная система Windows XP (Service pack 3) .
- 20 ГБ свободного места на винчестере для оптимальной работы системы.
- Программное обеспечение Microsoft office 2007 – программа Power Point, текстовый редактор Word
- Видеокарта nVideo
Руководство пользователя:
- Воспользоваться опцией «Показ слайда» и соответственно «С начала».
- Ознакомиться с слайдом «Содержание урока» < Рисунок 1> .
- С помощью фигур управления можно переходить к соответствующему разделу «Содержание».
- Каждый раздел начинается слайдом, фоном которого является картинка или фотография объекта этого уровня <Рисунок 2>.
- Гиперссылка на термине позволяет перейти в глоссарий и посмотреть значение этого термина.
- Фигура «В начало» позволяет вернуться к слайду «Содержание» <Рисунок 3>.
- Фигура управления «Вернуться» - гиперссылка возврата к началу пункта раздела <Рисунок 3>.
Для реализации учебных задач автор предлагает следующую структуру урока:
1. Постановка целей и задач <
Рисунок 4>.
2. Актуализация знаний. Создание
проблемной ситуации <Рисунок 5>
и ее разрешение <Рисунок 6>.
3.Формулирование принципов организации
живой природы.
4. В ходе беседы, используя знания,
полученные с 5 по 9 класс, повторить понятие
«уровни организации живой природы» и сами
уровни, строя систему живой природы по ее
принципам.
5. Используя данные слайда рассмотреть
объекты уровней организации. Дать им
характеристику, найти общее между объектами
одного уровня, построить систему живого начиная
от молекулярного уровня и завершая биосферным. В
процессе характеристики сложных объектов
наглядно показываются связи между структурными
компонентами этого уровня <Рисунок
7>.
6. Этап обобщения и выводов урока <Рисунок 8>.
7. Домашнее задание: Вам дан объект
_____________ (по вариантам). Определите его уровень
организации, включите этот объект в систему
живого. Достройте ее на более простых уровнях и
более высоких - сложных.
В качестве объектов можно предложить: гриб
подберезовик, щука, белка обыкновенная, лягушка
травяная