Пояснительная записка.
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, разработан для учащихся 2 класса, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В. В. Воронковой, с использованием учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Развитие речи», 2 класс под редакцией Е. Д. Худенко.
Тема урока «Дикие животные: заяц» выбрана из программы и соответствует тематическому планированию. Цель урока: «Формировать представления детей о зайце», соответствует теме урока.
Дидактическая задача «Формирование представления о зайце, как представителе диких животных» определяет тип урока - изучения нового и имеет следующую структуру:
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Изучение нового.
- Физминутка.
- Обобщение.
- Домашнее задание.
- Итог.
Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на данном уроке (коррекция речи, зрительного восприятия). Использование различных видов заданий: составить словосочетания по образцу; прочитать, сравнить и сказать; вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь – помогает добиваться точности, правильности, связности и выразительности высказывания. Задания подобраны по степени нарастающей трудности, например, задания для закрепления нового - «Вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь» и «Прочитать, сравнить и сказать» даются после вводной беседы и предполагают самостоятельное выполнение заданий. В уроке присутствуют задания, включающие различные анализаторы: зрительный – «Лабиринт», «Какого зверя не хватает?», «Сравни и выдели одинаковые признаки»; осязательный – «Потрогайте шкурку зайца»; слуховой – «Послушайте и запомните». На этапе – «Организационный момент» – проводится упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации: внимания – учащиеся зрительно «проходят» по линиям и помогают зверю добраться до полянки, для того, чтобы без труда справиться с заданием «Какого зверя не стало?» на этапе «Ведение в тему».
Урок выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: учащиеся узнают новое о зайце, закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, демонстрация видеофильма, натуральные пособия, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.
Реализация задачи – воспитание самостоятельности, умения работать в группе просматривается на этапе «Обобщение» - самостоятельное выполнение заданий; на этапе «Введение в тему» - в группе составить осколочные картинки.
Каждый этап урока четкий и завершенный – это говорит о логичности урока, цель каждого этапа подчинена общей цели урока, прослеживается критерий преемственности – на уроке уточняется понятие о группе диких животных, т.к. эти знания необходимы на следующем уроке «Домашние животные: кролик».
В основе урока лежат следующие дидактические принципы:
- Научность и доступность обучения (опора на учебник, обучение на уровне возможности детей).
- Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает учащихся к освоению нового).
- Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся).
- Сознательности и активности (учащиеся понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
- Индивидуальный подход (использование карточек – подсказок для слабых учеников).
- Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию).
На уроке использовались следующие методы обучения:
- Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, рассказ – заключение, инструкции к заданиям).
- Наглядные методы (натуральный вид наглядности – шкурка зайца; изобразительная наглядность – пособие «Лабиринт», различные картинки зайцев;демонстрация видеофильма).
- Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений).
Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок; списывание с печатного текста, осложненное заданием и т.д.).
Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался охранительный режим учащихся.
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
2 класс
Тема: «Дикие животные: заяц»
Цель: формировать представления детей о зайце.
Задачи:
- формирование представления о зайце, как представителе диких животных;
- коррекция речи; зрительного восприятия;
- воспитание самостоятельности; умения работать в группе.
Оборудование:
наглядность: пособие «Лабиринт»; 4-5 картинок с различными изображениями зайца; натуральное пособие – шкурка зайца; видеофильм «Экскурсия. Заяц – дикое животное».
средства обучения: карточки с заданиями «Закончи предложения»; осколочные картинки зайца, карточки – подсказки к заданиям: «Подбор слов – антонимов», «Закончи предложения».
Ход урока:
1. Организационный момент (дети у доски).
а) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации внимания.
Задание: «Пройдитесь по дорожкам и отгадайте, кто из зверей заблудился?» На доске – пособие «Лабиринт» - картинки белки, зайца, ежа, медведя и полянки. Учащиеся должны зрительно «пройтись» по линиям и помочь зверю добраться до полянки.
б) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).
- Кто потерял свою полянку?
- Назовите всех животных одним словом. Почему?
- Каких еще диких животных вы знаете?
2. Введение в тему.
а) Сообщение темы урока:
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным. Попробуйте запомнить всех зверей на доске. Закройте глаза. Открываем. Какого зверя не стало? (зайца).
- На уроке мы узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.
б) Работа по учебнику (стр. 69, задание 1)
1. Упражнения в образовании и употреблении притяжательных прилагательных (работа в группах)
Задание №1. Составление словосочетаний по образцу.
Инструкция: Прочитать задание. Работать будем в группах. Первая группа – ученики, у которых синие конверты на партах, вторая – с красными конвертами. В конвертах осколочные картинки зайца. Необходимо собрать и отгадать, что нарисовано на кусочке картона. Сказать правильно (заячья морда; заячьи лапы и т. д.).
Проверка учителем, оценка ответов.
3. Изучение нового.
а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков.
Учитель выставляет 4-5 картинок с различными изображениями зайца и дает установку:
- Что одинаковое у зайцев на всех картинках?
- Какие видите различия?
- Вы, конечно, знаете, кто это. Но у меня есть ряд очень интересных вопросов, на которые не смогли ответить даже ученики 3-го класса. Я знаю, что вы сможете.
- Чем покрыто тел зайца?
- Какая у него шерсть? (дети щупают шкурку зайца)
- Какие части тела вы видите?
- Какие лапы у зайца?
- Почему у зайца задние ноги длинные? (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь при движении, стремительно, очень быстро). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком» (переворачиваясь через голову), т. к. передние лапы у зайца короткие.)
- «Зимой – белый – летом серый». Почему? (Заяц линяет.Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)
- Чем питается заяц? (корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников.)
- Где живет заяц?
б) Просмотр видеофильма «Экскурсия. Заяц – дикое животное».
- Сейчас вы увидите, как заяц живет в природных условиях. Понаблюдайте, постарайтесь запомнить.
в) Обобщающая беседа после просмотра.
- Где обитает заяц?
- Когда у зайчихи появляются детеныши?
- Зачем заяц запутывает следы?
Вывод учителя:
Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, морковью, капустой. Передние ноги короче задних ног. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую.
4. Физминутка.
Дети имитируют движение персонажей по тексту.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки:
Шорох тихий раздается,
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы.
Убегает от беды!
Прыгнул в бок он, повернулся
И под кустиком свернулся.
5. Обобщение.
а) Работа по учебнику (стр. 69, задание 2). Упражнение в подборе слов – антонимов (самостоятельная работа.)
Задание №2. Прочитать, сравнить и сказать. У слабых учеников карточки подсказки.
Уши у зайца длинные, а хвост - ?.
Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.
Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.
Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.
Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.
б) Упражнение в заканчивании предложений по смыслу (самостоятельно).
Задание: «Вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь» (у слабых учеников карточки – подсказки):
Заяц живет в …
У зайца … глаза, … уши, … хвост.
… ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом … .
Выборочное чтение, выставление оценок.
6. Домашнее задание.
(стр. 70, «А это я сделаю сам!»)
- Прочитайте задание №1. Подбираем слова.
- В тетради надо записать словосочетания по образцу.
- Какое задание нужно выполнить далее?
- В тетрадь нужно записать только название сказки.
7. Итог урока.
Выставление оценок.
- Как называем животных, которые сами добывают себе пищу?
- О каком диком животном мы сегодня говорили?
- Что нового узнали о зайце?
- Спасибо всем за хорошую учебу на уроке, а особенно …
Литература
- Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.
- Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида : методическое пособие для учителя / Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
- Развитие речи : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.