Творческая разработка урока развития речи во 2-м классе "Дикие животные. Заяц"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, разработан для учащихся 2 класса, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В. В. Воронковой, с использованием учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Развитие речи», 2 класс под редакцией Е. Д. Худенко.

Тема урока «Дикие животные: заяц» выбрана из программы и соответствует тематическому планированию. Цель урока: «Формировать представления детей о зайце», соответствует теме урока.

Дидактическая задача «Формирование представления о зайце, как представителе диких животных» определяет тип урока - изучения нового и имеет следующую структуру:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Изучение нового.
  4. Физминутка.
  5. Обобщение.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог.

Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на данном уроке (коррекция речи, зрительного восприятия). Использование различных видов заданий: составить словосочетания по образцу; прочитать, сравнить и сказать; вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь – помогает добиваться точности, правильности, связности и выразительности высказывания. Задания подобраны по степени нарастающей трудности, например, задания для закрепления нового - «Вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь» и «Прочитать, сравнить и сказать» даются после вводной беседы и предполагают самостоятельное выполнение заданий. В уроке присутствуют задания, включающие различные анализаторы: зрительный – «Лабиринт», «Какого зверя не хватает?», «Сравни и выдели одинаковые признаки»; осязательный – «Потрогайте шкурку зайца»; слуховой – «Послушайте и запомните». На этапе – «Организационный момент» – проводится упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации: внимания – учащиеся зрительно «проходят» по линиям и помогают зверю добраться до полянки, для того, чтобы без труда справиться с заданием «Какого зверя не стало?» на этапе «Ведение в тему».

Урок выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: учащиеся узнают новое о зайце, закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, демонстрация видеофильма, натуральные пособия, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.

Реализация задачи – воспитание самостоятельности, умения работать в группе просматривается на этапе «Обобщение» - самостоятельное выполнение заданий; на этапе «Введение в тему» - в группе составить осколочные картинки.

Каждый этап урока четкий и завершенный – это говорит о логичности урока, цель каждого этапа подчинена общей цели урока, прослеживается критерий преемственности – на уроке уточняется понятие о группе диких животных, т.к. эти знания необходимы на следующем уроке «Домашние животные: кролик».

В основе урока лежат следующие дидактические принципы:

  • Научность и доступность обучения (опора на учебник, обучение на уровне возможности детей).
  • Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает учащихся к освоению нового).
  • Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся).
  • Сознательности и активности (учащиеся понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
  • Индивидуальный подход (использование карточек – подсказок для слабых учеников).
  • Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию).

На уроке использовались следующие методы обучения:

- Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, рассказ – заключение, инструкции к заданиям).

- Наглядные методы (натуральный вид наглядности – шкурка зайца; изобразительная наглядность – пособие «Лабиринт», различные картинки зайцев;демонстрация видеофильма).

- Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений).

Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок; списывание с печатного текста, осложненное заданием и т.д.).

Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался охранительный режим учащихся.

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
2 класс 

Тема: «Дикие животные: заяц»

Цель: формировать представления детей о зайце.

Задачи:

  • формирование представления о зайце, как представителе диких животных;
  • коррекция речи; зрительного восприятия;
  • воспитание самостоятельности; умения работать в группе.

Оборудование:

наглядность: пособие «Лабиринт»; 4-5 картинок с различными изображениями зайца; натуральное пособие – шкурка зайца; видеофильм «Экскурсия. Заяц – дикое животное».

средства обучения: карточки с заданиями «Закончи предложения»; осколочные картинки зайца, карточки – подсказки к заданиям: «Подбор слов – антонимов», «Закончи предложения».

Ход урока:

1. Организационный момент (дети у доски).

а) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации внимания.

Задание: «Пройдитесь по дорожкам и отгадайте, кто из зверей заблудился?» На доске – пособие «Лабиринт» - картинки белки, зайца, ежа, медведя и полянки. Учащиеся должны зрительно «пройтись» по линиям и помочь зверю добраться до полянки.

б) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).

- Кто потерял свою полянку?

- Назовите всех животных одним словом. Почему?

- Каких еще диких животных вы знаете?

2. Введение в тему.

а) Сообщение темы урока:

- Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным. Попробуйте запомнить всех зверей на доске. Закройте глаза. Открываем. Какого зверя не стало? (зайца).

- На уроке мы узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.

б) Работа по учебнику (стр. 69, задание 1)

1. Упражнения в образовании и употреблении притяжательных прилагательных (работа в группах)

Задание №1. Составление словосочетаний по образцу.

Инструкция: Прочитать задание. Работать будем в группах. Первая группа – ученики, у которых синие конверты на партах, вторая – с красными конвертами. В конвертах осколочные картинки зайца. Необходимо собрать и отгадать, что нарисовано на кусочке картона. Сказать правильно (заячья морда; заячьи лапы и т. д.).

Проверка учителем, оценка ответов.

3. Изучение нового.

а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков.

Учитель выставляет 4-5 картинок с различными изображениями зайца и дает установку:

- Что одинаковое у зайцев на всех картинках?

- Какие видите различия?

- Вы, конечно, знаете, кто это. Но у меня есть ряд очень интересных вопросов, на которые не смогли ответить даже ученики 3-го класса. Я знаю, что вы сможете.

- Чем покрыто тел зайца?

- Какая у него шерсть? (дети щупают шкурку зайца)

- Какие части тела вы видите?

- Какие лапы у зайца?

- Почему у зайца задние ноги длинные? (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь при движении, стремительно, очень быстро). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком» (переворачиваясь через голову), т. к. передние лапы у зайца короткие.)

- «Зимой – белый – летом серый». Почему? (Заяц линяет.Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)

- Чем питается заяц? (корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников.)

- Где живет заяц?

б) Просмотр видеофильма «Экскурсия. Заяц – дикое животное».

- Сейчас вы увидите, как заяц живет в природных условиях. Понаблюдайте, постарайтесь запомнить.

в) Обобщающая беседа после просмотра.

- Где обитает заяц?

- Когда у зайчихи появляются детеныши?

- Зачем заяц запутывает следы?

Вывод учителя:

Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, морковью, капустой. Передние ноги короче задних ног. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую.

4. Физминутка.

Дети имитируют движение персонажей по тексту.

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки:
Шорох тихий раздается,
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы.
Убегает от беды!
Прыгнул в бок он, повернулся
И под кустиком свернулся.

5. Обобщение.

а) Работа по учебнику (стр. 69, задание 2). Упражнение в подборе слов – антонимов (самостоятельная работа.)

Задание №2. Прочитать, сравнить и сказать. У слабых учеников карточки подсказки.

Уши у зайца длинные, а хвост - ?.

Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.

Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.

Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.

Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.

б) Упражнение в заканчивании предложений по смыслу (самостоятельно).

Задание: «Вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь» (у слабых учеников карточки – подсказки):

Заяц живет в …

У зайца … глаза, … уши, … хвост.

… ноги спасают зайца от врагов.

Зимой зайцы …, а летом … .

Выборочное чтение, выставление оценок.

6. Домашнее задание.

(стр. 70, «А это я сделаю сам!»)

- Прочитайте задание №1. Подбираем слова.

- В тетради надо записать словосочетания по образцу.

- Какое задание нужно выполнить далее?

- В тетрадь нужно записать только название сказки.

7. Итог урока.

Выставление оценок.

- Как называем животных, которые сами добывают себе пищу?

- О каком диком животном мы сегодня говорили?

- Что нового узнали о зайце?

- Спасибо всем за хорошую учебу на уроке, а особенно …

Литература

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.
  3. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида : методическое пособие для учителя / Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
  4. Развитие речи : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.