Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, с нестандартным, гибким мышлением. Задача школы – развивать творческое мышление учащихся, начиная с начальных классов.
Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская деятельность по предметам. Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность учащимся осваивать новые знания и применять их в самых разных сферах жизни.
На современном этапе развития педагогики и психологии проблемы исследовательской деятельности и творческого мышления изучены достаточно, соединение этих проблем в одну – исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления, легло в основу данной работы. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Основные этапы исследовательской деятельности.
- Выбор темы.
- Постановка проблемы.
- Поиск решения (гипотезы).
- Сбор и обработка информации.
- Анализ и обобщение.
- Подготовка к представлению результатов (макет, доклад, книга)
- Защита – венец исследовательской работы. Ребенок учится излагать проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Начинать работу желательно с диагностики креативности, для того чтобы определить уровень развития творческого мышления младших школьников. Для этого можно использовать креативные тесты Торренса. Торренс, изучая креативное мышление, получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативные дети – фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании, любят идти в новых направлениях. Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы для их решения, тесно связано с дивергентным мышлением (творческим). Данный вид мышления тесно связан с воображением и порождает большое количество разнообразных идей. В ходе выполнения заданий развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления. Все они необходимы для исследователя. Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные дивергентные задания, предложенные Савенковым А.И., педагогами-психологами и учителями, работающими по данной теме.
Невербальные задания
- Склеивание (агглютинация)
- Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности.
- Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.
- Аналогии
- Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах.
- На что похожи эти кляксы?
- Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.
- Акцентирование
- Отметь отличительные черты старинных автомобилей.
- Что можно увидеть в круге?
- Типизация (внимание)
- Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична?
Этот прием является основным в художественном творчестве.
Вербальные задания
- Сочини про любой предмет сказочную историю.
- Придумай сказку с новыми сказочными героями.
- Придумай предложения со словами:
Вечер; книга; мир
Свет; стол; облака
- Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
- Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета)
- Придумай свои небылицы.
Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Один из вариантов исследовательской деятельности является коллекционирование, которое, «активизирует интеллект и креативность…» заставляет искать и находить новые знания в различных сферах жизнедеятельности. Совместно с ребятами можно собирать коллекции и составлять «определители» по темам:
- Хвойные деревья
- Морская коллекция (фильм)
- «Мы в ответе за тех, кого приручили» (фотоальбом)
- Расписные камни (гальки)
- Коллекция гипсовых фигурок, сделанных своими руками.
Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.
Как показывает практика, в первом классе с успехом можно проводить исследование по теме «Краски осени», т.к. все виды работ используются учителями начальных классов. Перед ребятами ставится проблема: «Какими красками рисует осень?» Затем предлагаются следующие виды работ:
- Экскурсии в парк
- Сбор листьев
- Поделки из природного материала
- Поделки из овощей и фруктов
- Конкурс стихов об осени
- Классный час. «Какими красками рисуют осень поэты, художники и музыканты»
- Праздник осени
- Конкурс рисунков (защита)
В заключение исследовательской деятельности учащиеся делают вывод о том, что в природе существует две осени. Одна – радостная, с яркими красками (золотыми, багряными), с богатым урожаем; а другая – грустная, с дождями и туманами, поникшей листвой, с приглушенными красками. Такая творческая работа помогает увлечь ребят, пробудить в них жажду познания.
Уже сегодня многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, может жил когда-то в тебе». У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Надо создавать условия, пока они наиболее восприимчивы к богатству и красоте окружающего его мира. И тогда каждый ребенок сможет реализовать себя и успешно адаптироваться в жизни. Такие возможности дает исследовательская деятельность.
Использованная литература
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд.,испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2007.
- Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование 1999. №6.
- Зак А.З. Диагностика видов мышления у мл. школьников: Метод. рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Изд-во МОиПК, 1995.