Цель урока: определение роли музыки в литературе, в частности в рассказах.
Задачи:
- Познакомить с произведением К.Паустовского “Старый повар”.
- Проследить влияние музыки на восприятие детьми рассказа.
- Познакомить с краткой историей возникновения инструмента – клавесин.
- Закрепить слуховое восприятие тембра инструмента.
- Формировать у учащихся понятия о соблюдениях правил пения, охране здоровья, глосса.
- Воспитывать интерес к литературе и музыке.
- Пробуждать стремление к творчеству.
- Воспитывать у школьников интерес и любовь к искусству.
Оборудование и материал: фортепиано, магнитофон, презентация, фланелеграф, фрагменты произведений В.А.Моцарта 1 ч. симфонии № 40, 2 ч. симфонии № 41, рассказ К.Паустовского “Старый повар”.
Ход урока
“Музыка и литература
не иллюстрируют одна другую,
а дополняют и обогащают,
усиливают наши переживания”
1. Орг. момент.
2. Музыкальное приветствие.
3. Дыхательная гимнастика.
Упражнение “Ладошки” (слайд1) И.п: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Упражнение “Насос” (слайд 2) И.п: встать прямо, руки опущены.Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
“Китайский болванчик” (слайд 3) И.п.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
“Круговой маятник” головой.
4. Логопедическая гимнастика.
- На букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз);
- Изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз);
- Поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза);
- Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука),Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза).
5. Распевки: “Прозвенел звонок, начался урок”, “Музыкальная лесенка” - с движением руки, выложить движение мелодии фигурками на фланелеграфе. (слайд 4)
Учитель: в классе прозвучали
звуки. Какие – музыкальные , шумовые?
Уч-ся: музыкальные.
Учитель: из музыкальных звуков
“складываются” произведения: симфонии,
концерты, оперы и, конечно же, песни.
Исполняется песня “Волшебный смычок”
6. Новая тема.
Учитель: ребята, прочитайте пожалуйста эпиграф к уроку. Согласны ли вы с этим высказыванием? (слайд 5-6)
Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести, рассказе. Она звучит во многих повестях К.Г.Паустовского – одного из самых “музыкальных” писателей России. (слайд 7-8) Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
Сегодня на уроке пойдет речь об одном из таких произведений – “Старый повар”. (Слайд 9-10)
Учитель читает фрагмент рассказа.
Вопросы и задания:
- Какая музыка звучит в рассказе? Опишите её словами из повести.
- Какие из известных вам произведений В.А.Моцарта наиболее созвучно рассказу К.Паустовского? Звучит фрагмент произведения В.Моцарта
- Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
- Какой инструмент прозвучал в рассказе?
Клавесин – клавишно-струнный щипковый инструмент. По струнам ударяют стерженьки от вороньева пера. Именно благодаря птичьему перу получается сильный и выразительный звук. Клавесины были очень дорогими и красивыми. Им придавали разную форму – от ящика, инкрустированного позолотой, перламутром и слоновой костью, до лиры или арфы на ножках, плюс, конечно, клавиатура.
Но главное – именно от него фортепиано заимствовало свою форму, обусловленную тем, что внутри клавесина струны, натянуты по разной длине. (слайд 11-12)
7. Знакомство и разучивание песни И.Гайдна “Старый добрый клавесин” (слайд 13)
Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся и начнем разучивать песню И.Гайдна “Старый добрый клавесин” прочитайте слова песни.
Исполнение песни учителем.
Разучиваем песню. Работаем над фразировкой, дыханием, напевностью звучания.
8. Итог урока (Слайд 14)
К.Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку “Опору и утешение”.