“Особая сфера воспитательной
работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых
больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)
Пояснительная записка
В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. На основе диагностических данных психолого-педагогического мониторинга у воспитанниц старшей группы “Маруся” были выявлены проблемы по следующим параметрам: нравственная развитость, ценностные ориентиры, эстетическая культура, отношение с окружающими, патриотизм. Поэтому оказание помощи воспитанникам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое “формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а, развиваясь в созидательном направлении” (Н. Д. Никандров) являются одним из приоритетных направлений в работе педагога. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого.
Исследованием данной проблемы занимались С.Шмаков, Н.И. Дегтярева, М.Н. Матвеева, И.Н. Васильева, Н.П. Горохова, Б.Т.Лихачев. Они считают, что изучение традиционной народной культуры России в образовательном процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно-нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности. Б.Т.Лихачев выделяет в качестве актуальной проблемы определение “путей наиболее эффективного и целесообразного внедрения, воплощения идея народности, национального духа каждого народа, в практику воспитания и образования детей”.
В соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования до 2010 года – целью образования должны стать развитие у воспитанников самостоятельности и способности к самореализации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности. Базируясь на данное положение, мною составлена модифицированная программа “Традиции русского народа”, которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, и формированию глубоких гражданственных чувств – любви к родине, культуре, традициям, истории.
Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.
Новизна данного опыта заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя весь комплекс основных традиций, обычаев и праздников, которые существуют в русской культуре. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.
Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют успешной реализации поставленной цели.
Особенностью моей разработки является то, что занятия носят личностный характер. В процессе занятий каждая воспитанница узнаёт, что-то новое о традициях русского народа. Также в рамках программы идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного творчества, кулинарии, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Для проведения занятий используются различные виды деятельности.
Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ “Об образовании”; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Научным и практическим основанием для данной программы стали идеи С.Шмакова, Н.И. Дегтяревой, М.Н. Матвеевой, И.Н. Васильевой, Н.П. Гороховой, Б.Т.Лихачева.
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Программа разделена на два раздела:
- Первый раздела “Народное творчество” способствует формированию у воспитанниц знания истории и культуры русского народа, приобщению их к художественному творчеству.
- Второй раздела “ Быт русского народа” направлен на развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.
Продолжительность реализации программы:
Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем программы: учебно-тематический план, который состоит из двух разделов. Первые 2 часа введение в курс и диагностика. Первый раздел включает в себя 16 часов, из них 8 часов теоретических и 8 часов практических занятий; второй раздел 18 часов, из них 10 часов теоретических и 8 часов практических занятий. Общее количество часов-36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30-40 минут. Содержание занятий углубляются и расширяются в соответствии с возрастом детей.
Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.
Задачи программы:
- целенаправленно и систематически приобщать воспитанниц к истокам народной культуры;
- формировать у воспитанниц черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм;
- формировать у воспитанниц знания об истории, культуре русского народа;
- развивать художественный вкус и культуру воспитанниц на примерах духовных традиций русского народа;
- совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.
Прогнозируемый результат:
- повышается уровень знаний и расширение кругозора у воспитанниц, в области исторического прошлого нашего Отечества;
- проявляются способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- сформируются у воспитанниц качества русского характера: трудолюбие, честность, смекалку и коллективизм;
- возникает заинтересованность воспитанниц о культурном наследии русского народа;
- повышаются коммуникативные навыки и умения;
- расширяется активный словарный запас воспитанниц;
- у воспитанниц укрепляются способы эффективного взаимодействия с окружающими.
Оценка эффективности программы:
Критерии |
Показатели |
Способ отслеживания |
Критерий наличия адекватной моральной самооценки, уверенности в себе. |
|
|
Критерий сформированности коммуникативных навыков общения. |
|
|
Критерий социализированности личности на толерантной основе. |
|
|
Критерий сформированности общечеловеческих ценностей “Родина”, “Семья”, “Здоровье”, “ Интересная работа”, “Уверенность в себе”. |
|
|
Критерий сформированности у воспитанниц совокупных установок на нравственные поступки. |
|
|
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п.п. |
Название разделов и тем |
Общее к-во часов |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
1. |
Введение в курс. |
1 |
1 |
- |
2. |
Диагностическая работа |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Народное творчество |
15 |
8 |
7 |
3.1 |
Устное народное творчество |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Русские народные сказки и былины |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Пословицы, поговорки |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.4 |
Загадки |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.5 |
Семейно-бытовые традиции русского народа |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.6 |
Народные праздники на Руси |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.7 |
Былины |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.8 |
Русские народные песни, частушки |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.9 |
Русская народная песня |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.10 |
Народное зодчество |
1 |
1 |
- |
3.11 |
Масленичные традиции |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.12 |
Дымковская игрушка. Хохлома. Гжель. Матрешка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.13 |
“Не перевелись еще на земле русской мастера…” |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.14 |
Устное народное творчество |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.15 |
Русский фольклор |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Быт русского народа |
19 |
9 |
10 |
4.1 |
Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Деревенские посиделки |
1 |
- |
1 |
4.3 |
“Святая Пасха Господня – Светлое Воскресение Христово” |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.4 |
Народный календарь |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.5 |
“Святая Русь! Свеча земли! |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.6 |
Домашний очаг |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.7 |
Домоводство |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.8 |
Русская кухня |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.9 |
“Без березы не мыслю России…” |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.10 |
Рукоделие (вышивка) |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.11 |
Образ жизни и нравственные устои крестьянской семьи |
1 |
1 |
- |
4.12 |
“Лен, ты мой лен…” |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.13 |
“Бери, чтоб не каяться, жить в любви, чтоб не маяться” (свадебные обряды на Руси) |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.14 |
“Браки на Руси” (свадебные обряды на Руси) |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.15 |
“Семейный уклад” |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.16 |
Конкурс сочинений о духовных традициях русского народа |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.17 |
Конкурс сочинений о духовных традициях русского народа |
1 |
- |
1 |
4.18 |
“Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину” |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.19 |
Итоговое занятие “Истоки русской старины” |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
36 |
18,5 |
17,5 |
Требования к знаниям, умениям воспитанников.
Воспитанники должны знать:
-
русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
- основные народные праздники, обряды и понимать их символическое значение;
-
русскую кухню;
-
народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры и забавы.
Воспитанники должны уметь:
-
рассказывать о нашей истории, традициях, культуре;
-
использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
приготовить 2-3 национальных блюда;
-
петь народные песни, частушки, рассказывать сказки, предания.
Содержание программы.
Первый год обучения
“Традиции и обычаи русского народа”
Цель программы: формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций.
Содержание: Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы.
Диагностическая работа по выявлению оценки духовно-нравственного развития личности
Тема: “Диагностика” (1 ч.)
Цель: выявление уровня знаний, умений и навыков у воспитанников о традициях русского народа.
Раздел “Народное творчество”(15ч.)
Цель: формирование у воспитанниц знаний истории и культуры русского народа, приобщение их к художественному творчеству.
Содержание: Состав жанрового фольклора. Былины. Русские народные сказки. Поговорки и пословицы русского народа. Загадки русского народа. Духовное наследие русского народа. Жанры музыкального фольклора русского народа. Русский народный праздник “Масленица”. Русские народные промыслы. Народное зодчество.
Раздел “ Быт русского народа”(19ч.)
Цель: развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.
Содержание: Традиции русского народа. Русская традиция – деревенские посиделки (забавы, частушки, небылицы). Светлый праздник - Святая Пасха. Земледельческие праздники. Виды рукоделия. Традиционные блюда русской национальной кухни. Русские народные традиции, связанные с березой. Орнаменты вышивки русского народа. Обычаи русской крестьянской семьи. Свадебный этикет на Руси. Основы житейского уклада русской семьи. Духовное богатство русской земли, мировой культуры, христианской религии, фольклора.
Методическое обеспечение
Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу программы. Занятия объединены общей целью. Каждое занятие имеет свои цели и задачи и состоит из нескольких частей: диалогической, теоретической, диагностической и практической. Занятия объединены в блоки.
Продолжительность занятий 30-40 минут, состав группы 6 человек. В конце каждого занятия используется взаимная групповая оценка. На занятиях предпочтение отдаётся диалогу между детьми. Роль педагога – выработать у воспитанниц новое историческое сознание, новое понимание исторического процесса, которое должно базироваться на любви к своему Отечеству, культуре, традициям, религии, людям, раскрывая их роль в истории и жизни человека.
В процессе работы по программе используются следующие методы:
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы формирования сознательности личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение;
- метод наблюдения;
- наглядные видеоматериалы;
- рассказ на этическую тему
В содержании программы представлены тема, цель, краткое содержание.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- принцип ориентации воспитанниц на общечеловеческие ценности;
- принцип эмоционального комфорта;
- соблюдение принципа “педагогического сотрудничества” и “педагогической поддержки”;
- принцип систематичности, последовательности, наглядности.
Условия реализации программы:
Основным условием реализации программы является сотрудничество воспитанниц и педагога при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят, с использованием активных методов обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, моделирование ситуаций, диагностические методики). В процессе реализации программы на занятия приглашаются специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, педагог-организатор, заведующая библиотекой. Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работа с литературой в соответствии с тематикой программы.
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению воспитанниц в воспитательно-развивающий процесс занятий. Большое внимание уделено методическим приемам проведения музыкальных занятий, театрализованных представлений, занятий по физическому воспитанию, развитию речевых навыков. Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества.
Данная программа может быть использована воспитателями детских домов и школ-интернатов, воспитателями групп продленного дня. Каждый педагог имеет право по-своему использовать материалы данной программы в зависимости от возраста и подготовленности детей, может вносить коррективы в тематику занятий, варьировать объем часов на выполнение заданий, определять форму проведения занятий и отбирать наиболее приемлемую.