Специфика организации взаимодействия ДОУ комбинированного вида с разными типами учреждений

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


“Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, – это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно освятит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров”.

Императрица Александра Федоровна

Семья – это не просто энное количество людей. В жизни часто оказывается, что кровное родство вовсе не означает крепость отношений. Оно означает лишь присутствие одинаковых генов и одинаковых хромосом.

Семья – это группа людей, которые связаны отношениями. Именно отношения создают семью. Качество семьи определяется качеством отношений. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи.

Современная мораль диктует циничные законы и жестокие правила. Общество эгоистов пропагандирует безответственное отношение к семье, к супругу, к детям. Когда из семьи, хлопнув дверью, уходит либо отец, либо мать, - это считается обычным делом.

А что такое развод? Развод – это смерть семьи. Основной удар этой трагедии приходится не на взрослых, он обрушивается на детей. Сотни тысяч разрушенных семей в день, сотни тысяч детских сердец, разорванных на части, грубо растоптанных хрупких ростков человеческих душ…

Дети из разрушенных семей регулярно пополняют армию малолетних преступников. Их многочисленные группировки отчаянно борются за существование, отвоевывают место под солнцем. Лишенные детства, а значит привычки к доброте, милосердию и человечности, эти озлобленные дети ведут войну против родителей, бросая вызов всему обществу.

Семья для ребенка – это его вселенная. И законы мироздания он постигает на примере собственной семьи. Опираясь на свой опыт, он выводит эти законы и далее строит свою жизнь, исходя из них. При этом его восприятие мира может оказаться полным, богатым и разнообразным, либо слишком узким, односторонним и искаженным – в зависимости от той школы чувств, которую он прошел в детстве, в отношениях со своими родителями.

Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Важным звеном в управлении качеством дошкольного образования являются обеспечивающие его структуры:

  • Психологическая и методическая службы.
  • Медицинское сопровождение образовательного процесса.
  • Взаимодействие с социумом и семьей.

Система педагогического подхода по взаимодействию в процессе сопровождения ребенка в нашем ДОУ основывается на специальных принципах коррекционной педагогики:

- принципа системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принципа единства диагностики и коррекции;
- принципа учета индивидуальных особенностей ребенка;
- принципа комплексного использования методов, приемов педагогической деятельности;
- принципа интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Нами проводится следующая работа:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ имеющейся информации;
  • определение возможностей дальнейшего развития, воспитания, обучения детей и составление карт индивидуального сопровождения;
  • сотрудничество с разными типами учреждений: детской поликлиникой (врачом-психиатром), органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационным приютом.

Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой.

Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны - врач-педиатр, врач-психиатр, логопед; с другой - медсестра детского сада, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель. С целью обеспечения преемственности в работе с ДОУ специалистами детской поликлиники формируются рекомендации для медицинских работников, педагогов-воспитателей и психологов ДОУ по дальнейшему медико-психолого-педагогическому сопровождению детей.

Медицинский персонал ДОУ контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Педагог-психолог ДОУ ведет индивидуальную и коррекционную работу с детьми и семьями. Широко используются образовательные программы для родителей, которые обучаются общению с ребенком с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, оказанию помощи детям в сложных жизненных ситуациях, снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, осуществляется комплексный подход к диагностике нарушений здоровья детей на основе медицинской, социальной и психолого-педагогической информации о ребенке; проводятся выявление факторов индивидуального и семейного медико-социального риска формирования заболеваний и разработка программ медико-психологической помощи детям с учетом принципов семейного оздоровления и реабилитации, а также с применением образовательных программ.

В условиях ДОУ комбинированного вида перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, так как в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

В 78% обследованных семей наблюдалось нарушение типа семейного воспитания, при этом дети испытывали эмоциональный дискомфорт в семье. В частности, среди неблагоприятных факторов в семье для детей дошкольного возраста можно выделить следующие: непоследовательное воспитание ребенка – в 42% семей, незнание психологических особенностей ребенка – в 13%, потеря контакта родителей с ребенком – в 5%, неумение выражать чувства в семье – в 18%.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что взаимодействие с семьями воспитанников детского сада комбинированного вида - наиболее сложная задача потому, что:

- некоторые родители, приведя ребенка в коррекционную группу детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;
- у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;
- некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;
- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка.

В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями:

- индивидуальная работа с родителями;
- информационно-просветительная работа;
- участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей;
- проведение семинаров – практикумов, где родители выступают не просто как слушатели, но и как активные участники;
- совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий) с целью оптимизации детско-родительских отношений, изучения возможностей детей и поиска путей помощи своему ребенку;
- организация работы клуба “Заботливые родители” с целью осуществления тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.

Организуя работу с неблагополучными семьями совместно со специалистами детской поликлиникой, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационного приюта, необходимо четко определить понятие “семья, оказавшаяся в социально опасном положении”. Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

  1. Медицинский – это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи: ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
  2. Социально-административный – семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития.
  3. Психолого-педагогический – семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Однако, не менее важен патронаж семей “группы потенциального риска”, в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть “дисфункциональных семей”. Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, “выровнять” ситуацию на стадии, когда в семье еще “все нормально”.

Наша работа с неблагополучными семьями строится на тесном сотрудничестве со специалистами органов опеки и попечительства c целью надзора за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей); осуществления контроля деятельности опекунов и попечителей, условий содержания воспитанников; рассматривания спорных вопросов о воспитании, проживании и общении между родителями и другими родственниками.

В нашей совместной практике мы используем такие формы работы, как обмен информацией о ребенке; беседы, консультации с родителями; совместное посещение семей.

В работе с родителями основное внимание уделяется:

- формированию у родителей выдержки по отношению к своему ребенку и адекватной оценки его действий и поступков;
- потребности в общении со своим ребенком, способности преодолевать барьер отстраненности;
- способности родителей понимать значении общения в развитии ребенка.

Полноценное воспитание ребенок может получить только в семье. Очень важным является тот факт, что только в семье ребенок получает опыт семейного воспитания, на основе которого он в будущем создает свою семью. Это является одним из важнейших факторов профилактической работы с семьей ДОУ и отдела опеки.

Кроме того, мы имеем опыт работы с конфликтными семьями, в которых существует угроза для жизни и здоровья ребенка. В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие “проблемные зоны” в работе с семьями:

  1. Алкоголизм родителей.
  2. Отсутствие работы у одного или обоих родителей.
  3. Насилие в семье.
  4. Нарушение детско-родительских отношений.
  5. Безнадзорность детей.

Семьи, оказавшиеся в таком положении, - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов. В этом случае возникает необходимость помощи ДОУ специалистов комиссии по делам несовершеннолетних с целью непосредственного обеспечения межведомственной индивидуальной профилактической работы с конкретными детьми и семьями.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска является постоянно действующим коллегиальным органом.

В случае если взаимодействие ДОУ с органами опеки и сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних не дает результат или является малоэффективной, органы опеки передают ребенка в приют, где забота о нем практически полностью перекладывается на плечи государства.

Основной задачей всех служб приюта является оказание первичной социальной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также всесторонняя реабилитационная работа с воспитанниками всех возрастных категорий и различного социального статуса.

Задача ДОУ и специалистов приюта в этом случае - не допустить самоустранения родителей и ослабления связей ребенка с внешним миром, а укрепить детско-родительские отношения и создать устойчивую сеть социальной поддержки для ребенка и его семьи.

Организуя взаимодействие ДОУ комбинированного вида с разными типами учреждений, мы улучшаем положение детей в обществе, обеспечиваем их надлежащую защиту, создаем благоприятные условия для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, что является важнейшим фактором, определяющим устойчивое и гармоничное развитие города.