Каждый педагог, работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, должен знать, что только правильная организация учебной деятельности, умелое использование в нём здоровьесберегающих средств будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения. Интеллектуальное отклонение обусловлено органическим нарушением коры головного мозга. Но психическую деятельность ребенка можно в некоторой мере скорригировать. Его мозг пластичен. Ребенок растет и развивается. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, его ученики и последователи) говорят о том, что коррекцию дефекта следует осуществлять в возможно более раннем возрасте, опираясь на сохранные возможности ребенка и уделяя особое внимание становлению его высших психических функций — мышлению, речи, произвольной памяти. Одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики является умственная работоспособность[10, с.15]. Своеобразие умственной работоспособности детей со сниженным интеллектом представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности, сформировавшейся в результате длительного процесса развития. Замедленность реакций, расстройства внимания и повышенная утомляемость учащихся вспомогательной школы снижают устойчивость их умственной работоспособности и затрудняют выполнение предлагаемых им заданий. Работая с такими детьми, зачастую приходиться сталкиваться с подобными проблемами, поэтому решила более подробно проанализировать их и вывести определённые параметры определения умственной работоспособности у детей с нарушением интеллекта.
Мною избрана тема работы: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Целью работы является поиск условий внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности школьника.
Объектом исследования выступает умственная работоспособность учащихся с нарушением интеллекта.
Предметом – использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы для повышения умственной работоспособности учащихся.
В соответствии с объектом и предметом я выдвинула следующую рабочую гипотезу: Процесс повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта будет более эффективным при условии внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих:
- повышение психологической комфортности учебно-воспитательного процесса;
- чередование видов деятельности учащихся, что в свою очередь способствуют прочности усвоения учебного материала;
- сохранение энергоресурсности детского организма, что предупреждает перегрузки и истощаемость нервной системы.
Базой исследования выступили учащиеся 2 “А” класса специальной (коррекционной) школы-интерната №2 г. Астрахани в количестве 10 человек (10-11 лет).
В работе проведён глубокий анализ таких понятий как “здоровье”, “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “работоспособность”, “умственная работоспособность”, выделена специфика умственной работоспособности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования работоспособности учащихся начальной школы, имеющих диагноз F.70 необходимо изучить состояние ребёнка в процессе обучения и выявить факторы, способствующие эффективности данного процесса.
Для изучения работоспособности применялся комплекс методик, позволяющих проанализировать характер, динамику процесса. Базой исследования выступали учащиеся 2 класса в количестве 10 человек. Все дети были разделены на 3 группы: успевающие “хорошо” (средние оценки “5” и “4”), “средне” (соответственно “4” и “3”) и “слабо” (“3”). У хорошо успевающих учеников диагностирована неосложнённая форма олигофрении: Владислав А., Василий М., Игорь М., Владимир М. Группу среднеуспевающих составили преимущественно дети с олигофренией, осложнённой явлениями тормозимости или возбудимости: Денис Ч., Вера П. У слабоуспевающих учащихся диагностирована олигофрения с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы: Иван К., Василий Щ., Максим Б., Владимир Б.
В качестве параметров диагностики, согласно исследованию авторов можно выделить:
- внимание (концентрация, переключаемость);
- интенсивность учебной (в том числе умение воспринимать инструкцию и доводить её до конца);
- общая продуктивность учебной деятельности, которая выразилась в качестве знаний учащихся и способности переносить усвоенные способы в другие ситуации учебной деятельности.
Первая методика, позволяющая изучить интенсивность учебной работы (М. В. Антропова) заключалась в анализе качества и количества работы, выполненной за определённый отрезок времени и заключающейся в вычёркивании определённых букв в корректурных таблицах[1,с. 22-28],[9, с.72-76]. Такие задания предъявлялись детям в разные промежутки времени:
- перед уроками;
- за 5 минут до окончания урока;
- в различные дни недели.
Прежде всего, следует отметить, что дети испытывали значительные трудности в связи с необходимостью понять смысл инструкций. Словесное объяснение сопровождалось наглядным показом. Задание предлагалось за 5 минут до конца урока в понедельник, вторник, четверг и субботу, то есть в те периоды, когда у учеников, согласно данным исследований, отмечались наиболее выраженные изменения работоспособности[14, с.190-191]. Величины, приведённые в таблице, характеризуют работоспособность во вторник, после 2 урока (по данным гигиенистов, в этот период наиболее высокий уровень работоспособности).
Полученные результаты показали, что дети успели просмотреть за 4 минуты существенно меньшее количество знаков (при данных 1200). Они не только просмотрели меньшее количество знаков, но и сделали значительно большее количество ошибок. Количество ошибок особенно велико во второй части задания, где была усложнена задача на дифференцирование. Количество ошибок, допускаемых при выполнении второй части задания, когда меняется инструкция и усложняется дифференцировка, в большей степени, чем другие показатели, характеризует психические особенности детей с нарушением интеллекта. Рассмотрение индивидуальных данных показало, что некоторые дети могут просмотреть достаточно большое количество знаков в обеих частях задания.
Но это, ни в коей мере не является показателем продуктивности, так как дети неправильно выполняли задания (вычёркивали или подчёркивали буквы, не указанные в инструкции).
Необходимость выполнения дополнительной операции (подчёркивание сочетаний букв) наиболее отрицательно влияет на точность работы. Эти результаты согласуются с клиническими данными о вязкости, ригидности психических процессов у умственно отсталых детей, о низкой способности к переключению на новый вид деятельности (Лубовский В.И. 1956 г., Певзнер М. С. 1956 г., 1972 г.).
Согласно исследованиям Антроповой М. В. с соавторами, Зубковой В.М., нарастание двигательной активности детей на уроках связано с падением внимания к учебным заданиям и сказывается на снижении работоспособности[14, с.199]. В процессе наблюдений, целью которых было зарегистрировать количество отвлечений на разных уроках в разные дни недели, я провела хронометраж динамики внимания, то есть отвлекаемость. За отвлекаемость, фиксируемую экспериментатором в течение всего урока, принимались действия учащихся, не связанные с заданиями преподавателя (обращение к другим ученикам, повороты, перекладывание различных предметов). Регистрировалась динамика внимания на 1, 2, 3, 4 уроках (в понедельник, вторник, среда, четверг, субботу).
Внимание – это обязательное условие продуктивности всякой сознательной деятельности[11, с.112]. На основании наблюдений, очевидно, что внимание резко падает на 18 –20 минуте. Аналогичное исследование проведено во все дни недели. Я делаю вывод, что наиболее продуктивными являются дни недели: вторник, среда и 2 и 3 уроки. Для дифференциации особенностей внимания был проведён хронометраж на 2 уроке во вторник. Получены следующие данные:
4 детей (40%) средний уровень;
6 детей (60%) низкий уровень.
Обнаруженное мною увеличение количества отвлечений от учебной деятельности учащихся согласуется с данными клинико-педагогического обследования: ухудшением поведения, усилением расторможенности, импульсивности и т. д.
Следующим параметром внимания является способность его концентрировать. Детям давалось задание аналогично корректурной пробе и предлагалось вычёркивать конкретные буквы за определённый отрезок времени. Далее для изучения способности к переключению при аналогичном задании использовала отвлекающие речевые раздражители. При этом отмечалось резкое ухудшение выполнения деятельности, выражающееся в снижении скорости, увеличении ошибок. Результаты фиксировались, а задание усложнялось подключением вопросов, которые относились непосредственно к ученику. По результатам наблюдений я выяснила, что после ответа ученики практически не могли вернуться к прерванному заданию (путали строчки, пропускали ряд строчек и т. д.). Я констатировала, что у всех детей нарастает утомление уже после 15 минут однотипной работы. Количественные показатели, отражающие выполнение дозированных во времени заданий, наряду с другими критериями работоспособности являются показателями успешности овладения детьми программой обучения. По данным специалистов, все дети с отклонениями в психической сфере имеют сниженную работоспособность и отрицательную её динамику под влиянием учебных занятий и особенно нуждаются в индивидуальном подходе и рациональном организации работы[8, с.79]. Чтобы выявить степень усвоения материала, мною были изучены продукты деятельности детей (на основе выполнения четвертных контрольных работ). Полученные данные указывают на высокий уровень усвоения учебного материала. Однако это говорит, прежде всего, об адекватном подборе методов обучения, но не о высоком показателе интеллекта. Небольшое число учащихся в классе (10 человек) также способствует возможности внедрения индивидуального подхода и учёта текущего состояния здоровья каждого ребёнка.
На основании проведённой диагностики, исходя из выделенных параметров, мы можем представить количественную и качественную уровневую характеристику работоспособности детей класса.
Количество учащихся | Внимание |
Интенсивность работы |
Продуктивность работы |
|||||||||
концентрация |
переключаемость |
В | С | Н | В | С | Н | |||||
В | С | Н | В | С | Н | |||||||
10 | - | 40 | 60 | - | 20 | 80 | - | 40 | 60 | - | 40 | 60 |
По группам это выглядит следующим образом:
Высокий уровень- 0
Средний уровень –4
Низкий уровень – 6
В качественном варианте можно дать следующие уровневые характеристики детей.
Учащиеся с высоким уровнем работоспособности отличает сформированное произвольное и непроизвольное внимание, в частности они умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности и возвращаться к ранее выполняемому. Ученики могут работать интенсивно в течение урока, не утомляются или утомление полностью исчезает при смене деятельности. Очень хорошо усваивают материал, а главное могут переносить усвоенные способы работы на другие виды деятельности, в практические ситуации, таким образом, продуктивность высокая. Таких учащихся в нашем классе нет.
Учащихся со средним уровнем характеризует возможность концентрировать внимание на выполняемой работе в течение непродолжительного отрезка времени, затем наступает истощение, и они выполняют деятельность со значительным количеством ошибок. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности, однако при возвращении к ранее выполняемому заданию теряются, не всегда могут самостоятельно включиться в работу. Усваивают программный материал достаточно хорошо, но испытывают трудности при переносе теоретических знаний в практические. Дети теряются в нестандартных ситуациях на уроке, требуют стимуляции со стороны педагога, таким образом, продуктивность средняя. Таких учащихся в нашем классе 4 человека.
Учащиеся с низким уровнем характеризует несформированность непроизвольного и произвольного внимания, не умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. При утомлении усиливается двигательное беспокойство, неорганизованность, отвлекаемость. Дети плохо воспринимают инструкцию и не удерживают её. Во время урока требовалась постоянная помощь педагога – наглядное, поэтапное, замедленное объяснение заданий и активизация внимания. Усваивают программный материал плохо, не могут переносить полученные знания на практику. Продуктивность на уроке низкая. Таких учащихся в нашем классе 6 человек.
Таким образом, очевидно, что необходимо использовать средства, которые бы стимулировали работоспособность детей. Я считаю, что таковыми выступают здоровьесберегающие технологии, способствующие эффективности учебной деятельности детей.
Описанные выше результаты диагностики, убедили в необходимости осуществления опытной работы, целью которой явилось внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс вспомогательной школы.
В качестве ведущей мною была избрана технология Владимира Филипповича Базарного, которую автор трактует как технологию “сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”[2, 3, 4]. Наряду с ними использовались физкультурные минутки для снятия общего напряжения, снятия утомления с глаз, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж и т. д.
По результатам опытной работы проведена повторная диагностика по аналогичным методикам, которая показала положительную динамику по всем параметрам, указанным выше:
- концентрация внимания увеличилась на 10 %,
- переключаемость на 10%,
- интенсивность выросла на 30 %,
- увеличилась продуктивность учебной деятельности на 10%.
Сравнительная уровневая характеристика работоспособности детей.
Количество учащихся | Внимание (%) |
Интенсивность работы(%) |
Продуктивность работы(%) |
|||||||||
концентрация | переключаемость | |||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
10 | - | 40 | 60 | - | 20 | 80 | - | 40 | 60 | - | 40 | 60 |
10 | - | 50 | 50 | - | 30 | 70 | - | 70 | 30 | - | 50 | 50 |
Решая задачи исследования, я убедилась в том, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения, без ущерба для здоровья детей, и как качественную характеристику повышения работоспособности в учебно-воспитательном процессе в целом[6. с.263]. Многие отечественные и зарубежные гигиенисты, педагоги и психологи выявили различные состояния здоровья учащихся, вызванные большой учебной нагрузкой. В ходе изучения данной проблемы мною выделены основные компоненты умственной работоспособности детей с интеллектуальной недостаточностью. Своеобразие умственной работоспособности детей со снижением интеллекта состоит в замедленности реакций, расстройствах внимания и повышенной утомляемости, что затрудняет выполнение учебной работы [14, с. 201]. Этот аргумент был полностью подтверждён в ходе диагностирования особенностей и уровней умственной работоспособности, проведенной на базе экспериментального класса школы-интерната, что выступило второй задачей исследования. Серьёзные нарушения динамики умственной работоспособности учеников обусловлены недоразвитием их познавательной сферы и патологической слабостью произвольной регуляции волевых усилий. Для решения следующей задачи были внедрены компоненты здоровьесберегающих технологий, которые подтвердили хоть и небольшую, но положительную динамику в повышении работоспособности на уроке. В настоящее время многими авторами указывается, что повышение умственной работоспособности под влиянием физических упражнений носит не преходящий, а закономерный характер. В целом, для того, чтобы поддерживать хорошую умственную форму у детей, необходимо следить педагогам за их физическим состоянием. И коротко суть вопроса можно сформулировать так: всё, что полезно для здоровья, хорошо и для умственной работоспособности и, наоборот[8, с 148]. Таким образом, задачи работы решены, гипотеза подтверждена, но работа не ограничивается данными исследованиями и будет продолжаться в педагогической практике.
Список литературы
- Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968 г.
- Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 г.
- Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. – Сергиев Посад, 1996 г.
- Базарный В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995 г.
- Желтухина Е. Л. “Способы повышения умственной работоспособности. Профилактика утомления органов зрения и слуха”- // Школа здоровья – 2002 г.- №4 – с. 55-59.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: Вако, 2007 г.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004 г.
- Певзнер М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М.: Педагогика, 1982 г.
- Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. – М.: Педагогика,1984 г.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). / Учебное пособие. – М.: Издательство РОУ, 1996 г.
- Степанов С. Р. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2003 г. – с. 110-122.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс,1997 г.
- Уфимцева Л. П., Трубачёва Т. П. “Принципы и методы здоровьесберегающего обучения учащихся вспомогательных школ”-// Дефектология – 1995 г. - №3 – с.31-35.
- Учащиеся вспомогательной школы / Под. ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. – М.: Просвещение, 1979 г.