Цель: приобщение учащихся к достижениям национальной музыкальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить с камерно-инструментальной и симфонической музыкой композиторов Башкортостана.
2. Развить чувство достоинства и национальной гордости.
3. Воспитывать интерес к национальной музыкальной культуре.
Демонстрационный материал: фортепиано, портреты башкирских композиторов Р. Сальманова, З. Исмагилова, Х. Ахметова, Р. Муртазина, Р. Газизова. Музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор. Видеофильм “Природа Башкортостана”, видеофильм о творчестве башкирских композиторов (диск “Музыка” и “Культура Башкортостана”). Фонохрестоматия по предметам “Музыка” и “Культура Башкортостана”, таблица “Инструментальные жанры”.
ХОД УРОКА
I. Введение.
1. Организационное начало.
Вход в класс под башкирскую “плясовую” мелодию.
2. Беседа с учащимися о пройденном материале.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что композиторская музыка вырастает из народной музыки. Сегодня мы познакомимся с профессиональной музыкальной культурой на примере камерно-инструментальной и симфонической музыки композиторов Башкортостана.
Прежде чем приступить к знакомству с композиторской музыкой, вспомним, с какими основными стилями народного песенного творчества башкир мы познакомились на предыдущих занятиях (Узун-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй)
3. Слушание-песня “ Гульназира”.
- К какому стилю мы отнесём эту песню? (Узун-кюй)
- А что характерно для этого стиля? (Одноголосное исполнение, протяжная, напевная мелодия, медленный темп)
- Кто заметил, какой инструмент сопровождал песню? (Курай)
- Конечно, это самый древний и любимый инструмент башкирского народа.
Голос курая для башкир это голос души.
- Кто мне скажет, что характерно для всей народной башкирской музыки? (Одноголосие, свободное развёртывание мелодии, лад пентатоника, орнаментальные украшения, импровизационная основа)
II. Основная часть.
1. Вступительнлое слово учителя об инструментальном жанре.
- Всю музыку условно можно разделить на три большие группы: вокальную, вокально-инструментальную и инструментальную. На этом занятии мы обратимся к инструментальным произведениям, которые исполняются только на музыкальных инструментах: соло (играет один музыкант), ансамбли (дуэт, трио, квартет, квинтет и другие) и оркестрами симфоническими, камерными, духовыми).
- Посмотрите на таблицу “Инструментальные жанры”. Как видно из таблицы, жанры делятся на две группы по способу исполнения: камерно – инструментальные и симфонические, причём первые исполняются одним или несколькими инструментами, а вторые – симфоническим оркестром. Эта таблица будет своеобразной “палочкой – выручалочкой” на сегодняшнем уроке.
- Большинство инструментальных произведений - камерные и предназначены для небольших залов. Главная особенность инструментальной музыки заключается в особой эмоциональной выразительности и доверительности, которая вызывает в душе каждого ощущение, что автор обращается непосредственно к нему. В инструментальной музыке может отражаться вся жизнь человеческая, – в той степени как она затрагивает душу чувством печали, скорби и радости, с многочисленными оттенками этих настроений.
- Композиторская музыка Башкирии существует сравнительно недавно. Всего, каких – то 60 лет назад появилась первая плеяда талантливых, образованных композиторов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметов, З. Исмагилов, Р. Муртазин, Н. Сабитов, Х. Заимов. Трудны были годы учёбы, ведь некоторые при поступлении не знали даже нотной грамоты. После окончания консерватории многие вернулись в Башкирию. Все они в своём творчестве опирались на народную башкирскую музыку. Первыми инструментальными произведениями, к которым обращались многие композиторы, были обработки народных песен, мелодий.
2. Вступительное слово учителя о З.Г. Исмагилове.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с обработкой выдающегося башкирского композитора Загира Гариповича Исмагилова (показать портрет композитора).
- Название песни, которое легло в основу этого произведения, попробуйте угадать сами. Я вам подскажу: ключом к отгадке будут очень интересные интонации в середине произведения.
3. Слушание-обработка песни “Кукушка”.
- Как бы назвали эту песню? (“Кукушка”)
- Из нотных узоров “лесной картинки” З. Исмагилова нас радостно встретила знакомая кукушка. Это шуточная пьеса – улыбка мастера, подаренная своим слушателям.
Не случайно в своём произведении композитор обратился к башкирской народной песне, ведь лес, природа края были очень близки композитору. Он родился и вырос в лесах Белорецкого района, в семье лесоруба. Всю свою жизнь З.Исмагилов посвятил развитию музыкального творчества и образования в Башкортостане. Имя Загира Исмагилова носит Уфимская Государственная Академия искусств. В 2007 году был проведён первый Международный конкурс музыкантов – исполнителей имени З. Исмагилова.
- Судьбы многих первых композиторов очень похожи. Многие из них родились в глухих деревушках различных районов Башкирии. Первым знакомством с музыкой были народные песни, плясовые наигрыши. В 7, 9, 10 лет они научились прекрасно играть на курае, и были постоянными участниками деревенских праздников.
В творчестве башкирских композиторов почетное место занимает музыка для детей. Нет в республике композитора, который не написал бы песни или музыкальной пьесы для ребят.
4. Вступительное слово учителя о Р.Сальманове.
- Весомый вклад в детскую музыку Башкирии внес своим творчеством Рафик Сальманов. Детям предназначены вокальные сборники - "Поют юные друзья" ("Йэш дустар йырлай", Эфэ, 1985), "Подарю стране цветы" (М., 1986). Его инструментальные пьесы для фортепиано и баяна вошли в репертуар музыкальных, школ, училищ и музыкантов-исполнителей.
Р. Сальманов лишь в 30 лет решил стать образованным музыкантом.
- А сейчас послушаем инструментальные произведение Р.Сальманова в исполнении наших учащихся, которые занимаются в музыкальной школе. Постарайтесь определить, к какому музыкальному жанру мы отнесём эти произведения? (Инструментальные пьесы).
5. Исполнение на фортепиано инструментальных пьес Р. Сальманова.
6. Вступительное слово учителя о Х.Ф. Ахметове.
- В своём творчестве башкирские композиторы прославляли и прославляют красоту родного края. К природе Башкирии постоянно обращался в своём творчестве один из первых композиторов – Хусаин Файзуллович Ахметов.
Хусаин Файзуллович Ахметов - крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки, выработке национального музыкального стиля. Среди произведений, написанных композитором, - оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильму. Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен.
7. Фрагмент фильма о творчестве Х. Ахметова.
- Сегодня мы послушаем фрагмент из произведения Х.Ф. Ахметова “Утро Урала”
- Определите, к какому жанру мы отнесём это произведение? Но сейчас мы будем не только внимательными слушателями, но и художниками одновременно. Закройте, пожалуйста, глаза и слушая прекрасную музыку Х. Ахметова, представьте, какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению.
8. Слушание-фрагмент “Утро Урала” Х. Ахметова в исполнении ансамбля скрипачей на фоне фильма “Природа Башкортостана”.
- Какие инструменты только что звучали? (Скрипки)
- Какой рисунок вы мысленно нарисовали? (Ответы детей)
- Действительно, как красиво в звуках изобразил Х.Ф. Ахметов красоту нашего края.
9. Вступительное слово учителя о Р.А. Муртазине.
- Произведение, фрагмент которого мы сейчас с вами прослушаем, было, первым в этом жанре, не только в творчестве выдающегося композитора Рауфа Ахметовича Муртазина, но и во все инструментальной музыке Башкирии. Р. Муртазин явился первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии.
Автор семи симфоний, Р. Муртазин создает в 1952 году свой первый орus - “Праздничную симфониетту”, позднее переименованную в Первую симфонию. В ней он обобщил накопившийся в национальной музыке опыт жанрово-этнографического симфонизма на цитатном материале. Данное направление стало господствующим в башкирской симфонической музыке ближайших двух десятилетий. Постарайтесь определить жанр этого произведения и вслушайтесь в музыку.
- О чём нам хотел рассказать Р.А. Муртазин?
10. Слушание-фрагмент I-й части “Праздничной Симфониетты”.
- Какие инструменты прозвучали? (Инструменты симфонического оркестра).
- Что же вы услышали в этой симфонии? (Песни, праздник, танцы)
- Молодцы! В ней композитор раскрыл любовь башкирского народа к национальным праздникам.
- Какие вы знаете башкирские праздники? Кто был хоть на одном из них?
Что вы там видели? (Песни, танцы, состязания)
11. Вступительное слово учителя о Р. Газизове.
- Раньше не один праздник башкирского народа не проходил без состязания джигитов – наездников. Ведь с трёхлетнего возраста джигита сажали в седло, и он как бы вырастал верхом на коне.
Завершит наш обзор инструментальной музыки башкирских композиторов пьеса “Верхом” одного из молодых музыкантов Роберта Газизова. Тесная дружба связывает Р. Газизова с эстрадным инструментальным ансамблем “Дустар”. Этот ансамбль известен не только в Башкирии, но и за её пределами. На своих концертах они исполняют произведения башкирских композиторов.
12. Слушание-пьеса Р. Газизова “Верхом”.
III. Заключение.
1. Итог.
- Давайте вспомним, к каким жанрам обращались башкирские композиторы в своём творчестве?
- Какие произведения мы прослушали сегодня на уроке?
- О чём нам рассказали композиторы в своих произведениях? (О природе родного края, жизни народа, их быте и праздниках).
- Музыка башкирских композиторов прозвучала очень правдиво!
- Испокон веков у всех народов существовала традиция передавать ремесло от родителей к детям - из рук в руки. Ярким примером тому является династия Бахов, где все занимались музыкой, а четверо сыновей великого Иоганна Себастьяна пошли по его пути композитора, своим новаторским искусством в какой-то период, затмив даже славу отца. Профессиональный интерес к музыке можно проследить и в семействе Моцартов, Штраусов.
Эта традиция существует и в наш век: дело отцов-композиторов продолжают наследники из рода Сабитовых, Исмагиловых, Сальмановых. Коллектив из 43-х композиторов творческого объединения пополняется новыми талантами. Молодежь республики сегодня не ограничивается местными “университетами”, а стремится познать музыкальную культуру России, черпая при этом вдохновение в своих национальных родниках.
2. Исполнение ранее выученной песни.
3. Выставление оценок.