Урок окружающего мира с элементами интеграции в 3-м классе с применением информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Тема: "Аквариум – маленькая искусственная экосистема".

Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить знания детей об экологических системах; сравнить естественные и искусственные экосистемы;
    • рассмотреть компоненты экосистемы на примере аквариума, показать роль человека в ней, познакомить с одним из обитателей аквариума; познакомить с ролью дирижера в исполнении МП и звучанием оркестра;
    • повторить свойства квадрата и приёмы оригами; научить складывать рыбку из бумаги.
  • Развивающые:
    • развивать интерес к родной природе, познакомить с правилами ухода за аквариумом;
    • развивать умение слушать музыку;
    • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • развивать мелкую моторику пальцев, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к родной природе, Родине, аккуратность, ответственность, умение слушать товарищей, чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: карточки для моделирования, карточки для словаря, рыбки для самооценки, рисунки элементов аквариума, диск со слайдами (Приложение 1); модели аквариумов, цветная бумага, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологический настрой

– Здравствуйте, Садитесь.
– Вдохните... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Также как в этом прекрасном музыкальном произведении нужны друг другу музыканты, различные музыкальные инструменты и дирижер, который ими всеми управляет. (звучит музыкальная пьеса «Аквариум» Сен-Санса)
– Вслушайтесь в эту чудесную музыку французского композитора Камиля Сен-Санса. Эта пьеса называется «Аквариум». Представьте себя красивыми рыбками. Почувствуйте свободу движения, раскованность. Вам легко дышится. Вот теплый солнечный лучик коснулся вас, и вы ему улыбнулись. Прочитайте слова на экране.

Все:

Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.

– Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём урок. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

II. Актуализация знаний

– А эпиграфом нашего урока будут слова писателя Микаэла Налбандяна: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
– Как называется наука о бережном отношении к природе? (Экология) (словарь)
– Итак, все в мире нужны друг другу, всё дополняет друг друга, всё находится в равновесии. Скажите, как можно назвать такое равновесие? (Гармония) (словарь: согласованность, стройность в сочетании чего-либо) Где царит гармония? (Семья, машина, природа, музыка, живопись, архитектура...)
– Что значит: в природе царит гармония? (В ней существуют экологические системы, в которых все тоже взаимосвязано)
– Проведём блиц-опрос.
– Расскажите, что такое экологическая система? (Единство живой и неживой природы, в которой сообщество живых организмов разных профессий совместными усилиями поддерживают круговорот веществ).
– Что такое сообщество? (Живые организмы, обитающие в одной экологической системе)
– Какие профессии живых организмов вы знаете? (Производители, потребители, разрушители)
– Какие виды экологических систем вам знакомы? (Озеро, болото, луг, лес)
– Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?
– Круговорот в этих системах замкнутый или нет? (Нет, некоторые вещества не используются живыми организмами, они накапливаются, условия в озере меняются и постепенно озеро превращается в экосистему болота, она в экосистему луга, потом в экосистему леса).
– Круговорот в экосистеме леса замкнутый или нет? (Да; лес вырастает там, где не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители могут полностью перерабатывать умершие организмы в необходимые для растений минеральные вещества. Мертвые останки организмов не накапливаются. Условия обитания остаются постоянными. Экосистема леса может существовать очень долго.)

III. Работа по теме урока

1. Формулировка темы урока

– Как одним словом назвать экосистемы на экране? (Естественные или природные)
– Какие экосистемы бывают еще? (Искусственные)
– С какой искусственной экосистемой вы уже знакомы? (Поле)
Д: Создана человеком, и он принимает участие в работе экосистемы.
У: С какой экосистемы мы начали знакомство с мусорщиками и едоками?
Д: С экосистемы озера.

2. Совместное открытие новых знаний

У: Как вы считаете, почему мы говорим об экосистемах поля и озера?
Д: Познакомимся с экосистемой, похожей на ту и на другую.
– Человек создал много искусственных экосистем. И сегодня мы познакомимся еще с одной.
– Вспомните название музыкального произведения, прозвучавшего в начале. Оно поможет вам определить тему сегодняшнего урока (Аквариум) (открываю тему)
– Цель нашего урока – доказать, что аквариум является маленькой экологической системой
У: Чем схожи представленные экосистемы?
Д: С полем – обе искусственные, с озером – участниками экосистемы.
У: Чем отличаются экосистемы озера и аквариума
Д: Размерами.
У: Сегодня мы не только познакомимся с представителями данной экосистемы, но и сделаем свой маленький аквариум, точнее запустим туда обитателей.
В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.
В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.
Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.

3. Постановка проблемы

– Откройте учебники и прочитаем диалог наших героев Лены и Миши, помогите решить их проблему
– Почему рыбам в аквариуме Лены трудно дышать? (Нет растений)

4. Работа в тетради

– Откройте тетрадь на с. 72, задача 1 (Нет растений – записать)
– Что они дают обитателям экосистемы? (Кислород, пищу – производители)
Задача 2
– Посмотрите на рисунок в задании №2. Назовите, что из неживой природы включено в экосистему? (Грунт, вода) Под какими цифрами мы их запишем? (1 и 2)
– Назовите профессии живых организмов, входящих в любую экосистему, в том числе и аквариума (Производители, потребители, разрушители)

4. Работа в парах

– Посоветуйтесь друг с другом и определите профессии живых организмов экосистемы аквариума, приведенной на рисунке в тетради, запишите (водоросли – производители, рачки – потребители (с. 45 – фильтруют воду, ища одноклеточные водоросли), рыбы – потребители (+ сомик – разрушитель), улитки – потребители (счищают со стекла мельчайшие водоросли), микробы –разрушители)

Проверка.

5. Динамическая пауза

Приготовились к разминке,
Стоя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли,
Ею тоже помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили.
Повторяем десять раз…
Ускоряем наш показ…
Молодцы, не поленились,
Аплодисменты получились.
Зрительная.
Приплыла к нам рыбка,
Вот здесь, на указке,
Постарайтесь все за ней пробежаться глазками.

6. Самостоятельная работа в группах. Обобщение

– Мир аквариума разнообразен и многочислен. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.
– Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим: учебник стр. 73, № 3, таблица – заполнение.
– А теперь покажем необходимость наличия в аквариуме организмов разных профессий (заполняется таблица в тетради)

“Профессия” живых организмов Дают другим организмам Получают от других организмов
Производители Кислород, пищу – органические вещества Углекислый газ, неорганические вещества
Потребители Углекислый газ, пищу – органические вещества Кислород, пищу – органические вещества
Разрушители Неорганические вещества, углекислый газ Кислород, органические вещества

– Какой вывод можно сделать? (Все обитатели аквариума нужны друг другу, вместе они поддерживают круговорот веществ, а если идет круговорот веществ, то аквариум является экологической системой)
– То, что аквариум – экосистема с круговоротом веществ мы доказали. А почему она искусственная? (Зависимость от человека – человек ее создал, человек ее поддерживает.)

7. Моделирование

– Какова же роль человека в этой искусственной экосистеме? (Производитель кормит рыб, разрушитель – меняет воду, чистит аквариум)
– Какой вывод можно сделать? (круговорот веществ без человека остается незамкнут и без него экосистема не сможет долго существовать, т. е. она неустойчивая)
– Т. о. получается, что человек играет роль дирижера, который помогает гармонично существовать экосистеме.
– Представители каждой профессии в экосистеме играют свою роль, также как музыканты на музыкальных инструментах в оркестре. Если каждый музыкант будет исполнять музыкальное произведение сам по себе, получится гармоничное музыкальное произведение? (Нет) Кто поможет играть им слаженно? (Дирижер)
– Итак, все музыканты на месте. Вот дирижер взмахнул палочкой и ...

8. Слушание

– Вслушайтесь ещё раз в эту чудесную музыку французского композитора Камиля Сен-Санса. Эта пьеса называется «Аквариум». (Приложение 2)
– Слаженно играли музыканты? (Да)
– Кто им помог? (Дирижер)
– А кто исполняет роль дирижера в искусственной экосистеме аквариума?
– А для чего человек создает ее? (Любовь к природе, красота психологическая разгрузка, гармония)

9. Работа с учебником, с. 74

– Мы сказали, что человеком движет красота. Кто является основными обитателями аквариума? Посмотрите на этих рыбок, какие они яркие и красивые.
– Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости. Большинство рыбок родом из тропиков, поэтому содержат в аквариумах с тёплой водой от +20 до +27 градусов. Наиболее популярны из них гуппи и меченосцы.
– Я хочу рассказать вам об удивительных обитателях аквариумов – сомиках. Это настоящие «мусорщики»: они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Самые крупные из них достигают 10 см. Корм сомики отыскивают с помощью усиков. Есть еще одна особенность у них. Мы привыкли считать, что все рыбы дышат растворенным в воде кислородом. Оказывается сомики, как и мы с вами, дышат атмосферным воздухом. Для этого они изредка высовываются из воды.

10. Практическая работа

У: А теперь заполним наш аквариум. Выполнять работу мы будем в технике оригами. Что это за техника?
Д: Техника складывания.
У: Какая фигура является основой для большинства поделок?
Д: Квадрат.
У: Что такое квадрат?
Д: Прямоугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые.
У: Что вы знаете о диагоналях квадрата?
Д: Диагонали делятся точкой пересечения пополам.

Выполнение работы (одну под руководством учителя, 2 – 3 самостоятельно, во время выполнения работы звучит музыка – шум воды).

У: Пришло время поместить наших рыбок в аквариум. Давайте выведем правила заполнения аквариума:

  • Менять воду, чистить аквариум.
  • Делать подсветку.
  • Следить за температурой воды в аквариуме.
  • Кормить рыбок.
  • Проводить сортировку.

11. Закрепление полученных знаний

Учащиеся по группам заполняют кроссворд

IV. Творческое домашнее задание (создание ситуации выбора)

– У кого есть дома аквариум, поднимите руки. Вы уже опытные аквариумисты. Вам будет легко справиться с заданием: вы можете при выполнении использовать фотографии ваших рыбок, записи о наблюдении за их поведением. А тем, кто не имеет дома живого примера этой экосистемы, может при его выполнении пользоваться справочной литературой.
1) на отдельном альбомном листе подготовить рисунок и сообщение из нескольких предложений о любой аквариумной рыбке или
2) придумать и оформить на отдельном альбомном листе правила ухода за аквариумными рыбками.

V. Итог урока. Рефлексийно-оценочный этап

– А теперь подведем итог урока. Эпиграфом были слова писателя Микаэла Налбандяна: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки?
У: С какой экосистемой мы сегодня познакомились?
– Какова была цель? Достигли ли мы ее?
– В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?
– Наше общение завершается.
– А теперь оцените свою деятельность на уроке и заполните наш аквариум рыбками, сделанными вами.

  • Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, свою рыбку (на партах) поместите на высокое растение в аквариуме слева на доске.
  • Если все удавалось, но не сразу, поселите свою рыбку на растение справа.
  • Если трудных моментов было много, пусть поселите вашу рыбку рядом с камушком.

(Оценка на фоне «Аквариума»)
– Если вы пока что-то не услышали, не почувствовали, – не расстраивайтесь: все еще впереди! (Музыка громче). Урок окончен. Спасибо.