Урок письма в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторить и закрепить материал, изученный на уроках письма.

Задачи:

Образовательная:

  • закреплять умение списывать печатный текст письменными буквами;
  • закреплять умение находить основу предложения;
  • повторить правила оформления предложений;
  • развивать каллиграфический навык.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, речь, наблюдательность;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная:

  • формировать навык самоконтроля, взаимоконтроля;
  • формировать умение работать в паре и в группе.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

“Крылья” доски закрыты, висит замочек,
вокруг – несколько ключей с бирками, на которых написаны разные слова.

– Здравствуйте, ребята! Вы не знаете, кто запер нашу доску? Нам будет очень трудно работать без доски!

Раздается стук, появляется ученик–пятиклассник, наряженный старичком. Можно использовать игрушку–марионетку.

– (Учитель). Это вы стучите? Вы кто?

– (Человечек). Я у вас в классе живу, значит, я – Классный. Это я стучал. И доску тоже я запер! Все равно дети ничего не умеют, не знают, только спать мешают!

– Нет, Классный, Вы не правы! Ребята уже многому научились. Вы присаживайтесь тут, слушайте и смотрите. А ребята Вам покажут, как они умеют списывать печатный текст, находить основу предложения, составлять слова из букв и предложения из слов… Только как бы нам доску открыть?

– Ну, ладно! Вот в конверте подсказка, какой ключик к замочку подходит.

II. Работа по теме урока.

1) Чистописание.

Учитель достает из конверта и читает подсказку.

– На ключе от замка слово из двух слогов, в котором звуков больше, чем букв, первый слог ударный. Давайте найдем это слово. Прочитаем слова хором. (Елка, еж, снежинка, юла, урок)

– В каких из этих слов два слога?

– В каком из них звуков больше, чем букв?

– В каком из слов первый слог ударный?

– Какой же ключ нам нужен? (Со словом “елка”)

Ученик, ответивший правильно, открывает доску. На доске:

– Посмотрите, и здесь наш Классный похозяйничал! Слепил между собой буквы для чистописания. Но я знаю, что одна из букв обозначает гласный звук. Кто догадался, что это за буквы? (Строчная в и у)

– Какая из этих букв обозначает гласный звук?

– Расскажите все, что знаете о букве в.

– Из каких элементов состоят эти буквы?

Учитель открывает запись:

– Посмотрите на доску и объясните, в каком порядке напишем эти буквы. (Сначала две в – между ними у, потом две у – между ними в)

– Но прежде чем писать сделаем зарядку для пальчиков.

– Возьмите правильно ручку, положите правильно тетради, не забывайте о правилах посадки. Пишем аккуратно и красиво!

2) Работа со словами, отвечающими на вопросы “кто?” и “что?”.

– (Классный) Ну, смотрю я, вы детишки неплохие, сообразительные. А вот сможете отгадать мои картинки-загадки?

– Ребята, посмотрите какой сюрприз! Классный нам картинки–загадки принес! Давайте их разгадывать!

На доске одна за другой появляются картинки-загадки. По мере их разгадывания под каждой картинкой появляется слово-отгадка, которое дети списывают с комментированием с места.


Лиса


Котик


Петушок


Собака

– Прочитайте хором слова, которые мы записали. (Лиса, котик, петушок, собака)

– В каком из этих слов больше всего букв?

– В каком из них меньше всего букв, которые обозначают согласные звуки?

– Какое из этих слов может быть “лишним”? Почему?

– Как сказать одним словом, кто это? (Животные)

– Ребята, а почему я спросила “кто это?”, а не “что это?” (Потому что это одушевленные предметы)

– Героями какой сказки являются эти животные? (“Петушок – золотой гребешок”).

Если дети затрудняются с ответом, учитель загадывает загадку:

Ах ты, Петя–простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко.

Физкультминутка.

– Давайте вспомним и покажем, как лиса выманивала петушка из домика.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

– Ребята, кто помнит, чем закончилась сказка? (Друзья спасли петушка).

– О чем же эта сказка? (О взаимопомощи и дружбе).

– Правильно! Для того чтобы выполнить следующее задание, вам тоже надо быть дружными и помогать друг другу. Объединимся в группы. Каждая группа получает набор букв, из которых надо составить слово.

– Какое слово получилось у первой группы? (Метель)

– У второй? (Буран) У третьей? (Пурга) У четвертой? (Вьюга)

– Какой вопрос можно задать к этим словам? (“Что это?”)

– Почему? (Эти слова называют явления природы)

– Ребята, а что обозначают эти слова? (Снегопад с сильным ветром)

– Правильно! Отличаются эти явления силой ветра. У вас на столах лежат конверты. В них – слова, которые вы составили. Сейчас поработайте парами и разложите слова в таком порядке: первым должно стоять слово, обозначающее снегопад с несильным ветром, а последним – снегопад с очень сильным ветром.

Одна пара работает на магнитной доске.

– Проверьте, правильно ли выполнили задание ваши товарищи.

При взаимопроверке используются сигнальные карточки.

– Запишите слова в тетради именно в этой последовательности.

Для детей, которые быстро справятся с заданием, можно предложить дополнительные задания: например, найти слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3) Работа с предложением.

– В какое время года бывают снегопады? (Зимой)

– Сейчас мы запишем предложения об этом времени года. У вас на столах лежат цветные карточки. Те дети, у которых карточка зеленого цвета, аккуратно списывают предложения в свои тетради. Те, у кого желтая карточка, должны поставить пропущенные точки и затем записать получившиеся предложения. Дети с красными карточками должны сначала составить предложения из данных слов, а потом записать их.

Красная карточка:

зима город В пришла
выпал Уже снег

Желтая карточка:

В город пришла зима уже выпал снег

Зеленая карточка:

В город пришла зима. Уже выпал снег.

Физкультминутка.

– (Классный) Устали, наверно, детишечки, уморились! Давайте-ка отдохнем! Повторяйте за мной.

– Поднимает руки класс!
– Это раз!
– Повернулась голова!
– Это два!
– Руки – вниз, вперед смотри!
– Это три!
– Руки в стороны пошире развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать!
– Это пять!
– Всем ребятам тихо сесть!
– Это шесть!

– Вы немного отдохнули и готовы с новыми силами продолжать работу. Прочитайте предложения, которые вы записали. Найдем основу первого предложения.

Один ученик работает у доски.

– Прочитайте первое предложение. О чем здесь говорится? Как подчеркнем слово зима? Что сделала зима? Как подчеркнем слово пришла? Прочитайте основу предложения.

– Посмотрите еще раз на это предложение. Какое из слов сильно отличается от других? (Слово “в” состоит только из одной буквы)

– Чем похожи остальные слова этого предложения? (В каждом из слов два слога)

– Назовите слово, в котором ударный слог – второй.

– Прочитайте второе предложение. Самостоятельно найдите в словах этого предложения буквы, обозначающие гласные звуки, поставьте под ними точки.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.

– Если ваш сосед не допустил ошибок, “зажгите” зеленый огонек. Если у соседа есть ошибки – красный.

Дети используют сигнальные карточки.

III. Итог урока.

– Ребята, я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если вам все было понятно, все удавалось, то нарисуйте на полях тетради квадрат; если испытывали небольшие затруднения, допустили небольшие ошибки – треугольник; если было очень трудно, было много ошибок – кружок.

– Кто нарисовал квадрат? Треугольник? Круг?

– А я бы хотела сегодня особенно похвалить …(учитель называет детей, которые работали наиболее активно).

– Ну что же, ребята, давайте подведем итог и скажем, что мы уже умеем делать. (Писать, читать, списывать, составлять слова из букв, делить слова на слоги)

– Видишь, Классный, как много мы знаем и умеем!

– Так вам и в школу ходить не за чем! Вы уже научились всему!

– Ребята, может быть, наш гость прав? (Нет, мы еще многого не знаем)

– Конечно! Нас ждет еще очень много интересного и неожиданного на дороге знаний! Ребята, как нам надо относиться друг к другу, чтобы было легко и весело идти по этой дороге? (Надо дружить и помогать друг другу)

– Правильно! А какую песню о дружбе вы знаете? Давайте ее споем!

Звучит фонограмма. Дети поют песню “Настоящий друг”.

– Я надеюсь, что наш Классный тоже с нами подружится. А сегодняшний урок окончен. Спасибо за работу!