Цель: Повторить и закрепить материал, изученный на уроках письма.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять умение списывать печатный текст письменными буквами;
- закреплять умение находить основу предложения;
- повторить правила оформления предложений;
- развивать каллиграфический навык.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, речь, наблюдательность;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
- формировать навык самоконтроля, взаимоконтроля;
- формировать умение работать в паре и в группе.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
“Крылья” доски закрыты, висит замочек,
вокруг – несколько ключей с бирками, на которых написаны разные слова.
– Здравствуйте, ребята! Вы не знаете, кто запер нашу доску? Нам будет очень трудно работать без доски!
Раздается стук, появляется ученик–пятиклассник, наряженный старичком. Можно использовать игрушку–марионетку.
– (Учитель). Это вы стучите? Вы кто?
– (Человечек). Я у вас в классе живу, значит, я – Классный. Это я стучал. И доску тоже я запер! Все равно дети ничего не умеют, не знают, только спать мешают!
– Нет, Классный, Вы не правы! Ребята уже многому научились. Вы присаживайтесь тут, слушайте и смотрите. А ребята Вам покажут, как они умеют списывать печатный текст, находить основу предложения, составлять слова из букв и предложения из слов… Только как бы нам доску открыть?
– Ну, ладно! Вот в конверте подсказка, какой ключик к замочку подходит.
II. Работа по теме урока.
1) Чистописание.
Учитель достает из конверта и читает подсказку.
– На ключе от замка слово из двух слогов, в котором звуков больше, чем букв, первый слог ударный. Давайте найдем это слово. Прочитаем слова хором. (Елка, еж, снежинка, юла, урок)
– В каких из этих слов два слога?
– В каком из них звуков больше, чем букв?
– В каком из слов первый слог ударный?
– Какой же ключ нам нужен? (Со словом “елка”)
Ученик, ответивший правильно, открывает доску. На доске:
– Посмотрите, и здесь наш Классный похозяйничал! Слепил между собой буквы для чистописания. Но я знаю, что одна из букв обозначает гласный звук. Кто догадался, что это за буквы? (Строчная в и у)
– Какая из этих букв обозначает гласный звук?
– Расскажите все, что знаете о букве в.
– Из каких элементов состоят эти буквы?
Учитель открывает запись:
– Посмотрите на доску и объясните, в каком порядке напишем эти буквы. (Сначала две в – между ними у, потом две у – между ними в)
– Но прежде чем писать сделаем зарядку для пальчиков.
– Возьмите правильно ручку, положите правильно тетради, не забывайте о правилах посадки. Пишем аккуратно и красиво!
2) Работа со словами, отвечающими на вопросы “кто?” и “что?”.
– (Классный) Ну, смотрю я, вы детишки неплохие, сообразительные. А вот сможете отгадать мои картинки-загадки?
– Ребята, посмотрите какой сюрприз! Классный нам картинки–загадки принес! Давайте их разгадывать!
На доске одна за другой появляются картинки-загадки. По мере их разгадывания под каждой картинкой появляется слово-отгадка, которое дети списывают с комментированием с места.
|
|
|
|
– Прочитайте хором слова, которые мы записали. (Лиса, котик, петушок, собака)
– В каком из этих слов больше всего букв?
– В каком из них меньше всего букв, которые обозначают согласные звуки?
– Какое из этих слов может быть “лишним”? Почему?
– Как сказать одним словом, кто это? (Животные)
– Ребята, а почему я спросила “кто это?”, а не “что это?” (Потому что это одушевленные предметы)
– Героями какой сказки являются эти животные? (“Петушок – золотой гребешок”).
Если дети затрудняются с ответом, учитель загадывает загадку:
Ах ты, Петя–простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко.
Физкультминутка.
– Давайте вспомним и покажем, как лиса выманивала петушка из домика.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
– Ребята, кто помнит, чем закончилась сказка? (Друзья спасли петушка).
– О чем же эта сказка? (О взаимопомощи и дружбе).
– Правильно! Для того чтобы выполнить следующее задание, вам тоже надо быть дружными и помогать друг другу. Объединимся в группы. Каждая группа получает набор букв, из которых надо составить слово.
– Какое слово получилось у первой группы? (Метель)
– У второй? (Буран) У третьей? (Пурга) У четвертой? (Вьюга)
– Какой вопрос можно задать к этим словам? (“Что это?”)
– Почему? (Эти слова называют явления природы)
– Ребята, а что обозначают эти слова? (Снегопад с сильным ветром)
– Правильно! Отличаются эти явления силой ветра. У вас на столах лежат конверты. В них – слова, которые вы составили. Сейчас поработайте парами и разложите слова в таком порядке: первым должно стоять слово, обозначающее снегопад с несильным ветром, а последним – снегопад с очень сильным ветром.
Одна пара работает на магнитной доске.
– Проверьте, правильно ли выполнили задание ваши товарищи.
При взаимопроверке используются сигнальные карточки.
– Запишите слова в тетради именно в этой последовательности.
Для детей, которые быстро справятся с заданием, можно предложить дополнительные задания: например, найти слово, в котором все согласные звуки мягкие.
3) Работа с предложением.
– В какое время года бывают снегопады? (Зимой)
– Сейчас мы запишем предложения об этом времени года. У вас на столах лежат цветные карточки. Те дети, у которых карточка зеленого цвета, аккуратно списывают предложения в свои тетради. Те, у кого желтая карточка, должны поставить пропущенные точки и затем записать получившиеся предложения. Дети с красными карточками должны сначала составить предложения из данных слов, а потом записать их.
Красная карточка: зима город В пришла |
Желтая карточка: В город пришла зима уже выпал снег |
Зеленая карточка: В город пришла зима. Уже выпал снег. |
Физкультминутка.
– (Классный) Устали, наверно, детишечки, уморились! Давайте-ка отдохнем! Повторяйте за мной.
– Поднимает руки класс!
– Это раз!
– Повернулась голова!
– Это два!
– Руки – вниз, вперед смотри!
– Это три!
– Руки в стороны пошире развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать!
– Это пять!
– Всем ребятам тихо сесть!
– Это шесть!
– Вы немного отдохнули и готовы с новыми силами продолжать работу. Прочитайте предложения, которые вы записали. Найдем основу первого предложения.
Один ученик работает у доски.
– Прочитайте первое предложение. О чем здесь говорится? Как подчеркнем слово зима? Что сделала зима? Как подчеркнем слово пришла? Прочитайте основу предложения.
– Посмотрите еще раз на это предложение. Какое из слов сильно отличается от других? (Слово “в” состоит только из одной буквы)
– Чем похожи остальные слова этого предложения? (В каждом из слов два слога)
– Назовите слово, в котором ударный слог – второй.
– Прочитайте второе предложение. Самостоятельно найдите в словах этого предложения буквы, обозначающие гласные звуки, поставьте под ними точки.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.
– Если ваш сосед не допустил ошибок, “зажгите” зеленый огонек. Если у соседа есть ошибки – красный.
Дети используют сигнальные карточки.
III. Итог урока.
– Ребята, я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если вам все было понятно, все удавалось, то нарисуйте на полях тетради квадрат; если испытывали небольшие затруднения, допустили небольшие ошибки – треугольник; если было очень трудно, было много ошибок – кружок.
– Кто нарисовал квадрат? Треугольник? Круг?
– А я бы хотела сегодня особенно похвалить …(учитель называет детей, которые работали наиболее активно).
– Ну что же, ребята, давайте подведем итог и скажем, что мы уже умеем делать. (Писать, читать, списывать, составлять слова из букв, делить слова на слоги)
– Видишь, Классный, как много мы знаем и умеем!
– Так вам и в школу ходить не за чем! Вы уже научились всему!
– Ребята, может быть, наш гость прав? (Нет, мы еще многого не знаем)
– Конечно! Нас ждет еще очень много интересного и неожиданного на дороге знаний! Ребята, как нам надо относиться друг к другу, чтобы было легко и весело идти по этой дороге? (Надо дружить и помогать друг другу)
– Правильно! А какую песню о дружбе вы знаете? Давайте ее споем!
Звучит фонограмма. Дети поют песню “Настоящий друг”.
– Я надеюсь, что наш Классный тоже с нами подружится. А сегодняшний урок окончен. Спасибо за работу!