Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели:
- познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
- учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
- воспитывать активную самостоятельную личность.
Планируемый результат:
- знать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника S = (a х b):2;
- уметь находить S прямоугольных треугольников по их катетам.
Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.
Межпредметные связи: геометрия, окружающий мир, краеведение.
Ресурсы:
- основные: учебник «Моя математика» 4 класс(1 часть) Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких;
- дополнительные: презентация (Приложение)
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
1. Вычислить устно (слайд 3):
15250 –
6990
5400 –
3002
11890 – 3594
10047 +
3109
8982 +
2008
2702 + 4348
2. Дописать формулы (слайд 4):
= a х b
= a х 2 + b х
2 =
a х a
= (a + b) х
2 = a х b х
c
= a + b + c
– Разделить формулы на группы.
– Какая формула может быть «лишней»? Почему?
(Вычисление объема параллелепипеда, т.к.
параллелепипед – это объёмная фигура)
– В каких единицах вычисляется периметр? (мм,
см, дм, м, км)
– В каких единицах вычисляется
площадь? (мм2, см2, дм2,
м2, км2 , а, га)
– В каких единицах вычисляется объем
параллелепипеда?
3. Учебник с. 94 №1
Найти на рисунке прямоугольные треугольники и
назвать их.
Доказать, что эти треугольники прямоугольные.
II. Введение нового знания
1. Работа со слайдом 5.
2. Указать на рисунке в задании 1 на с. 94 катеты и
гипотенузу прямоугольного треугольника.
III. Практическая работа
Начертить прямоугольник со сторонами 150 мм и 50
мм. Работа со слайдом 6.
Вырезать его.
Начертить диагональ (с угла на угол).
Разрезать его по диагонали.
– Сколько фигур получилось?
– Что это за фигуры?
IV. Подведение к «открытию» нового знания
– Что можно сказать про площади этих
прямоугольных треугольников? (Они равны)
– Докажите. Наложите треугольники друг на друга,
чтобы совпали все вершины и стороны.
– Сравните работу с соседом по парте, помогите
если кто-то затрудняется выполнить.
– Какую часть составляет каждый прямоугольник
от прямоугольника?(1/2 часть)
V. Формулирование проблемы и первичное проговаривание алгоритма поиска площади прямоугольного треугольника
Работа со слайдом 7.
– Можно ли сказать, что если прямоугольник
разрезать по диагонали, то получим два равных по
площади прямоугольных треугольника? (Да)
– Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a х
b
– А площадь одного из прямоугольно треугольника?
S = (a х b) : 2
– Надпишите на вырезанных треугольниках катеты
и гипотенузы.
– Сформулируйте формулу нахождения площади
прямоугольного треугольника с помощью этих
терминов. (Проговаривание формулы учащимися)
– Давайте проверим правильность наших выводов.
Чтение вывода в учебнике на с.95 учебника.
VI. Первичное закрепление
Задание 7 на с.95 (а)
Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты.
VII. Самостоятельная работа
Задание 7 (б, в)
Работа в парах (взаимопомощь, взаимопроверка)/
VIII. Повторение изученного материала
1. Чтение текста задачи 8 на с. 95.
Поле площадью 12 га отвели под строительство конно-спортивного комплекса. Ипподром занимает 3/4 этой площади, а остальную часть – конюшни и другие служебные постройки, причем площадь конюшен в два раза больше площади других служебных построек. Сколько аров занимают конюшни?
– Что такое ипподром? Кто бывал на ипподроме?
(Слайд 8)
Слово «ипподром» греческого происхождения,
от «hippos» — лошадь и «dromos» — бег.
Первый ипподром в России появился
в 1826 году в Лебедяни Тамбовской области,
а в 1834 году — в Москве. (Слайд 9)
История Казанского ипподрома начинается
в 1868 году, когда стали проводиться
регулярные бега рысаков. Зимой лошади бежали
по дорожке проложенной по льду озера Кабан,
в центральной части города, а летом —
по грунтовой дорожке на прилежащей
к озеру территории. Хотя самым именитым
историкам вряд ли подсчитать количество
импровизированных беговых и скаковых дорожек,
где соревновались джигиты в дни Сабантуя.
В 1995 году состоялось открытие по сути
нового ипподрома. Принимается правительственная
программа развития коневодства и конного
спорта в РТ. Темпы развития превзошли все
ожидания. Открыты конноспортивные школы
и конные клубы в городах Казани, Нурлате,
Н. Челнах, Елабуге, Заинске, пос. Актюба
Азнакаевского района…
Составление схемы к задаче.
Работа над задачей. Решение задачи.
2. Самостоятельная работа
Решить примеры №9
IХ. Оценивание основных результатов работы на уроке
– Чему учились?
– Как в жизни может пригодиться знание
нахождения площади прямоугольного треугольника?