Урок математики в 4-м классе "Площадь прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника.

Тип урока: урок введения нового знания.

Цели:

  • познакомить с алгоритмом нахождения  площади прямоугольного треугольника;
  • учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
  • воспитывать активную самостоятельную личность.

Планируемый результат:

  • знать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника S = (a х b):2;
  • уметь находить S прямоугольных треугольников по их катетам.

Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.

Межпредметные связи: геометрия, окружающий мир, краеведение.

Ресурсы:

  • основные: учебник «Моя математика» 4 класс(1 часть) Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких;
  • дополнительные: презентация (Приложение)

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Вычислить устно (слайд 3):

15250 – 6990               5400 – 3002                    11890 – 3594
10047 + 3109               8982 + 2008                   2702 + 4348

2. Дописать формулы (слайд 4):

= a х b                   = a х 2 + b х 2                      = a х a
= (a + b) х 2          = a х b х c                             = a + b + c

– Разделить формулы на группы.
– Какая формула может быть «лишней»? Почему?
(Вычисление объема параллелепипеда, т.к. параллелепипед – это объёмная фигура)
– В каких единицах  вычисляется периметр? (мм, см, дм, м, км)
– В каких единицах вычисляется площадь?     (мм2, см2,  дм2, м2, км2 , а, га)
– В каких единицах вычисляется объем параллелепипеда?

3. Учебник с. 94 №1

Найти на рисунке прямоугольные треугольники и назвать их.
Доказать, что эти треугольники прямоугольные.

II. Введение нового знания

1. Работа со слайдом 5.
2. Указать на рисунке в задании 1 на с. 94 катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника.

III. Практическая работа

Начертить прямоугольник со сторонами 150 мм и 50 мм. Работа со слайдом 6.
Вырезать его.
Начертить диагональ (с угла на угол).
Разрезать его по диагонали.

– Сколько фигур получилось?
– Что это за фигуры?

IV. Подведение к «открытию» нового знания

– Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны)
– Докажите. Наложите треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны.
– Сравните работу с соседом по парте, помогите если кто-то затрудняется выполнить.
– Какую часть составляет каждый прямоугольник от прямоугольника?(1/2 часть)

V. Формулирование проблемы и первичное проговаривание алгоритма поиска площади прямоугольного треугольника

Работа со слайдом 7.

– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да)
– Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a х b
– А площадь одного из прямоугольно треугольника? S = (a х b) : 2
– Надпишите на вырезанных треугольниках катеты и гипотенузы.
– Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью этих терминов. (Проговаривание формулы учащимися)
– Давайте проверим правильность наших выводов.

Чтение вывода в учебнике на с.95  учебника.

VI. Первичное закрепление

Задание 7 на с.95 (а)

Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты.

VII. Самостоятельная работа

Задание 7 (б, в)

Работа в парах (взаимопомощь, взаимопроверка)/

VIII. Повторение изученного материала

1. Чтение текста задачи 8 на с. 95.

Поле площадью 12 га отвели под строительство конно-спортивного комплекса.  Ипподром занимает 3/4 этой площади, а остальную часть – конюшни и другие служебные постройки, причем площадь конюшен в два раза больше площади других служебных построек. Сколько аров занимают конюшни?

– Что такое ипподром? Кто бывал на ипподроме? (Слайд 8)
Слово «ипподром» греческого происхождения, от «hippos» — лошадь и «dromos» — бег. Первый ипподром в России появился в 1826 году в Лебедяни Тамбовской области, а в 1834 году — в Москве.  (Слайд 9) История Казанского ипподрома начинается в 1868 году, когда стали проводиться регулярные бега рысаков. Зимой лошади бежали по дорожке проложенной по льду озера Кабан, в центральной части города, а летом — по грунтовой дорожке на прилежащей к озеру территории. Хотя самым именитым историкам вряд ли подсчитать количество импровизированных беговых и скаковых дорожек, где соревновались джигиты в дни Сабантуя.
В 1995 году состоялось открытие по сути нового ипподрома. Принимается правительственная программа развития коневодства и конного спорта в РТ. Темпы развития превзошли все ожидания. Открыты конноспортивные школы и конные клубы в городах Казани, Нурлате, Н. Челнах, Елабуге, Заинске, пос. Актюба Азнакаевского района…

Составление схемы к задаче.

Работа над задачей. Решение задачи.

2. Самостоятельная работа

Решить примеры №9

IХ. Оценивание основных результатов работы на уроке

– Чему учились?
– Как в жизни может пригодиться знание нахождения площади прямоугольного треугольника?