Развитие у детей наглядных форм символизации при обучении пересказу литературных произведений

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: моделирование, пересказ, условные заместители, двигательные модели, пространственные модели, разыгрывание сказки, разыгрывание рассказа


Введение

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит, как составная, в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Эта работа целиком посвящена пересказу литературного произведения, который имеет огромное значение для формирования у детей познавательных и творческих способностей.

Давайте обратимся к характеристике пересказа. Пересказ – это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой ребенком литературного текста. При пересказе ребенок пользуется готовыми речевыми формами, следует логике авторского мышления. И хотя каждый ребенок должен пересказать близко к тексту и без смысловых искажений один и тот же текст, все-таки это - творческий процесс, так как пересказы у детей получаются разные, интерпретация текста – самая разнообразная и часто едва уловимая.

Взрослый должен научиться помогать детям воспринять текст и успешно его пересказать. Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Опытные воспитатели знают, что совсем нередко дети не могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями.

Все дети любят сказки, которые они должны научиться пересказывать. Но всегда ли они понимают их? К сожалению, с детскими сказками иногда получается так: интересно, но непонятно. Если ребенку читают часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Давайте, попробуем.

“Существует очень эффективный способ, - пишет доктор психологических наук Л.А.Венгер, - позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами” [4].

Автором настоящей публикации была проведена серия занятий по пересказу литературных произведений с использованием двигательных и пространственных моделей.

Здесь работа с детьми проводилась с опорой на основные положения Программы “Развитие”, созданной под руководством Л.А.Венгера. Специфика программы заключается в ее ориентации на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. Основной же задачей развития умственных способностей, с точки зрения авторов программы, является развитие способности к наглядному моделированию.

Исследование методической литературы по вопросу обучения пересказу литературных произведений, с использованием наглядного моделирования, позволяет сделать вывод, что эта тема весьма незначительно представлена в ней. Проведение таких занятий с детьми показало, что этот вопрос заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Характеристика заданий для детей

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., различающиеся по цвету и величине (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый), или по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький). Набор заместителей должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов (2-3), далее следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки “Колобок” (колобок – желтый кружок, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый); “Кот, петух и лиса”, “Лиса и рак”, “Волк и козлята”, “Заяц, лиса и петух”, “Маша и медведь” и др.

 В старшем дошкольном возрасте, занятия, способствующие развитию мышления и воображения, усложняются. Это развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки).

Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события могут быть представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую пространственную модель, а затем учатся самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Например, при пересказе детьми сказки Х.К.Андерсена “Принцесса на горошине”, можно предложить детям такую пространственную модель:

img2.gif (14840 bytes)

 Таким образом, зарисовывается каждая ситуация, в конечном итоге получается серия рисунков или “конспект” сказки. Ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку.

Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста

Развитие у детей наглядных форм символизации можно начинать в средней группе детского сада.

На первых порах научите детей отбирать заместители для обозначения персонажей сказки. От ребенка будут требоваться так выбирать кружки, чтобы сразу было понятно, какая лиса, а какой – волк. Если он не может выбирать заместители самостоятельно, придется ему в этом помочь.

На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов (2-3), далее следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов.

Расскажите детям хорошо известную сказку “Репка”, при этом распределите фигурки персонажей на одном фланелеграфе, а их заместители дети подбирают и распределяют на втором. В следующий раз расскажите снова сказку, а дети самостоятельно отбирают заместители персонажей и составляют наглядную модель сказки на фланелеграфе, где есть также изображение дома и огорода.

Подготовим большой желтый кружок – это репка, а полоски разной длины, но одного цвета – это остальные герои сказки.

После такого занятия дети смогут самостоятельно рассказать сказку, пользуясь заместителями, а потом – и без них.

Разыгрывание сказок “Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”, “Три медведя” позволит детям лучше усвоить их содержание, запомнить последовательность событий, передать свое отношение к поступкам героев.

В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, надо изменять полноту разыгрывания сказки. Вначале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором в данный момент читает взрослый.

Позднее нужно переходить к изображению действий, совершенных персонажем. Если ребенок не догадывается сам, как изобразить действие, ему нужно подсказать или показать. Воспитатель читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Не следует спешить, читайте медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену.

Развитие у детей умения использовать заместители (двигательные модели) при пересказе знакомой сказки завершается в старшей группе, здесь дети переходят к умению использовать готовую пространственную модель (модель представляет собой наглядный план сказки).

Уровни развития у детей наглядных форм символизации

“При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно”.

В младшей и средней группах осуществляется подготовка к освоению наглядного моделирования:

  • умение отбирать заместители для обозначения персонажей сказки; выбор необходимо делать в ситуациях, когда количество заместителей соответствует количеству персонажей сказки, и, когда имеются лишние заместители (например, кружки разных цветов), следует отбирать только нужные для сказки;
  • умение использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослыми;
  • умение узнавать различные ситуации сказки, разыгранные с помощью заместителей;
  • умение использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.

Для развития этих умений используются, так называемые, двигательные модели, это кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., при помощи которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения в процессе разыгрывания сказки взрослым.

В старшей группе начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования:

  • умение использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую модель.
  • умение самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе.

В подготовительной группе задания могут быть сгруппированы таким образом:

умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. При этом если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности (составляли одну общую модель сказки), то здесь эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каждый ребенок составляет собственную модель).

Таким образом, к концу подготовительной группы осуществляется переход к планированию пересказа сказки без помощи наглядной модели и осуществлению последовательного пересказа без опоры на внешние вспомогательные средства” [Л.А.Венгер] [1].

Примерный план занятия на тему:

“Разыгрывание сказки “Гуси-лебеди” (обр.А.Н.Толстого)

Программные задачи: Развивать умение последовательно передавать содержание сказки, подбирать заместителя по заданным признакам (форме и цвету), строить модель сказки по ходу ее изложения.

Материал: На разносах наборы геометрических фигур для каждого ребенка:

Листы бумаги зеленого тона (для развертывания сюжета).

Книга с иллюстрациями, мольберт, указки.

Ход занятия

  • Дети, вы узнали книгу? Назовите ее!
  • Чем вам нравится эта сказка? (Ответы детей).
  • Эта сказка и грустная, и веселая. Будем смотреть иллюстрации, и вспоминать всех героев произведения.
  • Дети, что случилось с маленьким братцем?
  • Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
  • Расскажите, как девочка искала братца? (Выслушиваю ответы и зачитываю отрывок текста).
  • Кого девочка встретила на своем пути?
  • Она встретила печку, лесную яблоню, речку молочную, избушку на курьих ножках, мышку, которая умела кудель прясть.
  • Чем закончилась сказка?
  • Девочка вместе с братцем домой прибежала, а тут и отец с матерью пришли.
  • Дети, а сейчас мы будем с вами разыгрывать сказку. Посмотрите на свои разносы и скажите: кто из героев сказки будет красным кружком, синит и т.д., а действие сказки будет разворачиваться на большом зеленом листе, потому что девочка бежала по полям и лесам.

Воспитатель не торопясь читает сказку, давая детям возможность разыграть каждый эпизод, предлагает детям участвовать в разговоре девочки с печкой, яблоней и т.д.

При повторном разыгрывании сказки роль рассказчика берет на себя кто-либо из детей.

Когда дети хорошо усвоят содержание сказки, можно предложить досочинить ее:

  • Кого девочка еще могла встретить на своем пути?

(например, кровать с мягкой периной и др.)

  • Расскажите, о чем она ее спросила? А что было потом?

В конце советую детям рассказать сказку своим родителям, младшим братьям и сестрам.

Занятие окончено

Примерный план занятия на тему: “Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” в подготовительной к школе группе

Программное содержание: Развивать умение детей самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе художественного произведения. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе, а также умение выразительно передавать диалоги персонажей сказки.

Материал: картина “Поздняя осень” П.Г.Пишванова; картины перелета птиц, погодных явлений.

На столах у детей – листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

Педагог предлагает детям рассмотреть картины, ответить на вопросы:

  • Какие приметы осени изображены на картинах? (Изменился цвет листьев, идут холодные, мелкие дожди, переходящие в снег, птицы улетели, животные готовятся к зиме).
  • Назовите осенние месяцы?

Педагог сообщает, что сегодня мы снова вспомним сказку писателя Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”, сказка интересная, в ней действующие персонажи – птицы и животные, которые готовятся к приходу зимы.

- Дети, сегодня будем пересказывать эту сказку. Но сначала мне ее снова прочитаем и разделим на главы. Каждая глава должна содержать законченный эпизод. Все эпизоды вы зарисуете, и у нас получится план сказки. Каждой главе мы будем давать название.

- Я буду читать произведение, а вы будете отделять хлопками одну смысловую часть текста от другой, т.е. разделим на главы, будем давать названия главам и к каждой главе сделаем рисунок. Персонажей сказки вы замещаете условными заместителями. Это будут геометрические фигуры – кружки разного цвета, треугольники или квадраты. Подумайте, какая геометрическая фигура больше подойдет для замещения того или иного героя.

Сказка Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполох!

Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:

- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу все нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

- Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

- Давай вперед, нечего пятиться! – заворчал медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и морозов укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

- Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

- Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная.

Ни зима, ни осень!

Педагог читает, останавливается там, где заканчивается каждая логическая часть сказки, обсуждает название глав, дает детям возможность сделать зарисовки на своих листах.

  • Сейчас, ребята, кто может, скажет, сколько глав в нашей сказке? Как называется каждая из них?
  • Их пять (дети проверяют свои рисунки). Кто, ребята, готов зарисовать первую главу и начать пересказ художественного произведения? (Дети последовательно составляют на доске план сказки и пересказывают произведение, заслушиваются 4-5 детей, даю краткую оценку каждому рассказу ребенка).

  • А сейчас хорошо бы пересказать сказку Н.Сладкова кому-нибудь одному от начала и до конца, целиком, а план сказки мы уберем, он должен остаться у вас в голове.

(Педагог снимает план-конспект с доски, приглашает 1-2 детей для пересказа, дети внимательно слушают, дают оценку прослушанному тексту, педагог обобщает ответы).

  • Ребята, вы научились планировать пересказ сказки и передавать содержание без помощи модели.
  • А дома расскажите сказку Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” родителям, используйте свой план-конспект на листе бумаги.

Занятие окончено.

Выводы и предложения

Результаты проведенных занятий по пересказу литературных произведений с опорой на двигательные и пространственные модели были положительными, так как дети не испытывали затруднений в умении выделить скрытые отношения персонажей, проследить сюжетную линию, кроме того произведение не распадалось в их сознании на ряд не связанных между собой эпизодов.

Итак, одно из важных читательских умений – умение выделить в сюжете главное эстетически воспринять художественное произведение и пересказать его – формируется при большом разнообразии приемов обучения, среди которых сегодня важнейшее место занимает – моделирование.

Однако необходимо предостеречь педагогов от повсеместного употребления этого приема обучения.

Помните, что простое чтение сказки или рассказа обеспечивает непосредственное восприятие произведения детьми, оно всегда оказывается эмоционально насыщенным, особенно если взрослый, читающий вслух, сам достаточно увлечен.

См. приложение.

Литература

  1. Программа “Развитие”. Москва: “Новая школа”, 1994г.
  2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2006г.
  3. Венгер Л.А. Домашняя школа. Общество “Знание”, 1996г.
  4. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка?/Журнал “Дошкольное воспитание”, № 5, 1994г.
  5. Саркисьян Н. Перспективное планирование по разделу “Сказки, сказки”./Журнал “Дошкольное воспитание”, № 4, 1998г.