Повышение мотивации учащихся через работу с технологическими наборами ЛЕГО на занятиях физики как один из факторов управления качеством образования

Разделы: Физика


(Слайд 1)

Технологические наборы LEGO ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технологических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Они служат универсальным рабочем инструментом для различных модулей образовательных областей: естествознание, информатика и информационные технологии, технология.

(Слайд 2)

Образовательная концепция

Обучение через действие – этот принцип лежит в основе всех продуктов LEGO. В наборе “Возобновляемые источники энергии” 49 заданий. Каждое из них −Взаимосвязь, Конструирование, Рефлексия, Развитие.

Взаимосвязь: Пополнение багажа знаний происходит, когда вновь приобретенные опыт и знания удается соединить с уже имеющимися или сделать их стимулом, отравной точкой для нового этапа обучения.

Конструирование: Обучение и получение знаний через действие -это принцип подразумевает и создание моделей и генерацию идей. Предлагаются три вида Конструирования:

  1. свободное "зондирование" проблемы-учащиеся знакомятся с новым понятием, самостоятельно модифицируя простые модели и управляя ими.
  2. исследование по инструкции - учащиеся следуя подробным инструкциям, создают модели, которые служат для получения количественных результатов, пригодных для математической обработки.
  3. Свободное решение проблемы – учащиеся создают модель собственной конструкции, способную выполнить поставленную задачу.

Рефлексия: осмысление того, что сделано, создано, модифицировано, поиск словесной формулировки полученного знания, способов представления результатов опыта, путей его применения в комплексе с другими идеями и решениями.

Развитие: поддержка творческой атмосферы, эмоциональной и физической радости от успешно выполненной работы реализуется на этапе Развитие при выполнении более сложных заданий, способствующих углублению полученного опыта, развитию креативных и исследовательских навыков.

(Слайд 3)

На занятии по теме “ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СВЕТОВОЙ ЭНЕРГИИ” ставились учебные цели:

  1. Собрать модель, в которой солнечная батарея приводит в действие машину;
  2. Солнечная батарея преобразует световую энергию в электрическую.
  3. Количество выработанной электроэнергии зависит от яркости источника света и площади освещенной поверхности солнечной батареи.

Учащимся раздавались инструкции по сборке модели и рабочие бланки для исследовательской работы, в которых они записывали свои наблюдения и расчёты.

(Слайд 4)

Организация занятий

Организовать занятия можно:

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Изучение основных способов преобразования энергии.
  2. Демонстрация работы моделей.
  3. Обсуждение результатов наблюдений.

РАБОТА В СОСТАВЕ ГРУПП

  1. Выполнение заданий из рабочих бланков.
  2. Совместная сборка моделей и проведение изменений.
  3. Обсуждение и представление результатов выполненной работы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Анализ собственных результатов и объединение их с результатами других учащихся.
  2. Демонстрация своих результатов преподавателю.

(Слайд 5)

Работа учащихся с конструктором LEGO

Мы видим работу учащихся.

(Слайд 6)

Результаты и наблюдения своей работы они записывали в рабочие бланки и стремились достигнуть поставленной цели и сделать свои выводы.

(Слайд 7)

Некоторые вопросы, которые отвечали учащиеся на данном занятии:

  1. Что я узнал?
  2. Хорошо ли я это понял?
  3. Было ли мне интересно?
  4. Как я могу применить полученные знание в повседневной жизни?
  5. Насколько хорошо прошла работа в моей группе? Что тут можно улучшить?

(Слайд 8)

Оценить деятельность можно через:

  • Наблюдение за учеником во время работы;
  • Чтение ученических тетрадей и журналов;
  • Просмотр рабочих листов;
  • Беседа с учеником;
  • Введение листа учёта достижений ученика;
  • Оценка его отчётов об исследованиях и методах выполнения заданий на решении проблем;
  • Оценка ученических презентаций.

Вывод: Данные модели переносятся в учебную деятельность. Если сейчас идёт разовый показ конструкций на уроке, то через некоторое время конструирование будет основным из элементов изучения предмета.