Технология успеха

Разделы: Общепедагогические технологии


“…Мы хорошо знаем, насколько веселее
и счастливее живут люди, которые много
умеют делать, у которых всё удаётся
и спориться, которые не потеряются
ни при каких обстоятельствах…”

А.С.Макаренко

Именно таких выпускников нам хотелось бы видеть.

При обучении детей, в процессе работы неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, получив какой-то опыт, появляется еще один: “Как учить результативно?”. И тогда обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. И в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. В проекте “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.”, одна из приоритетных задач: расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения. В связи с этим изменения технологии и в педагогике, является объективным и закономерным процессом. Ведь на практике теория осуществляется именно с помощью технологии.

Само слово “технология” образовано от латинского слова “техне” - мастерство, “логос” - наука. Поэтому любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место “коллективному мастерству”, т. е. технологии.

Педагогическая технология – совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный УСПЕХ педагогического воздействия.

Существуют разные определения педагогической технологии. На наш взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:

“Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя” (В.В.Монахов).

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Все педагогические технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. На наш взгляд, особенно эффективно развивают активность учащихся: технологии проблемного обучения, поисковые, технология проектной деятельности, творческие, продуктивные. Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.

Современные образовательные технологии – технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка. Уроки технологии – творческие уроки, поэтому в своей работе мы используем ролевую организацию учебного процесса, проблемные и творческие задания разного уровня сложности, создаем ситуации УСПЕХА, вариативности, противоречивости, неожиданности, столкновения разных мнений и позиций. Благодаря этому на уроке создаются такие учебные ситуации, в которых не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Все это позволяет нам осуществлять личностно - ориентированный подход к обучению.

Это только часть технологий, которые можно использовать на уроках, но изучить и применять все технологии не возможно. Одну из технологий мы досконально изучила и применяю в полном объеме – модульно-рейтинговые технологии. Эта технология позволили нам и нашим учениками решить проблему не только достоверной оценки знаний, умений и навыков, но и приблизить их к ситуации УСПЕХА. Создать для них стартовую площадку для участия в различных конкурсах.

Таким образом, соединив все эти технологии, которые одинаково приводят к ситуации УСПЕХА и которые мы применяем на практике, можно говорить о так называемой “Технологии УСПЕХА”.

Систему работы с учащимися мы показываем в направлениях, которые отражают “Технологию УСПЕХА”.

Цель нашей технологии: наиболее эффективно развивают активность учащихся и формировать творческую личность.

Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности (урочной и внеурочной).

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, методы проектов и модульного обучения, а также информационные технологии, которые широко внедряю в практику своей работы.

В содержании обучения включаем учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов.

Среди форм организации учебной деятельности используем самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов, тестирование.

Высокую результативность на уроках связываю с применением модульно-рейтинговой системы оценки знаний, которая позволила повысить заинтересованность учащихся в максимально высокой для них рейтинговой оценке и настроить их на творческую работу. Так как кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, модульно-рейтинговая система развивает объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга - всегда престижно.

Использование современных образовательных технологий в обучении поможет обеспечить перевод педагогического процесса на более высокий уровень эффективности, наукоемкости, оптимальности.

При обобщении и систематизации знаний используем проектную технологию, которая предполагает совместную учебно–познавательную, творческую или игровую форму деятельности учащихся, в зависимости от возраста, изучаемой темы и интеллектуальных возможностей учеников. В начале изучения темы предлагаются различные виды проектов, девочки выбирают заинтересовавшую их тему, знакомятся с критериями оценки, лучшими образцами проектов прежних лет. Далее учащиеся индивидуально или в группе моделируют будущий проект, производят подбор нужной литературы, выполняют задуманное изделие и защищают этот проект на обобщающем уроке.

Во все сферы производства внедрены информационно-коммуникационные технологии, не допустимо не использовать их в школьном образовательном процессе, сегодня у многих учащихся есть дома компьютер. Сейчас защиту проекта предлагаем выполнить ученикам в форме компьютерной презентации.

Наши ученики свою индивидуальность проявляют не только на уроке, но и во внеурочное время (массовая, групповая, индивидуальная).

Массовая внеурочная работа для нас – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предметных недель. В ноябре для учащихся 6-11 классов проводятся школьные олимпиады. В рамках деятельности школьного научного общества организуются: в феврале – школьная исследовательская конференция для учащихся 1-11 классов. Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества, что является основным критерием определения творчества.

Возможность проявить своё творчество ребята получили в школьном объединении “Дизайн” (групповая работа).

В нашем объединении есть учащиеся, которые любят и умеют фотографировать, благодаря чему мы стали оформлять фотовыставки и участвовать в конкурсах фоторабот. Так же ребята оформляют фотогазеты, после различных школьных мероприятий. “Тематические недели”, “Военные сборы”, конкурсы.

В настоящий момент, школьное творческое объединение “Дизайн” является постоянным участником и призером районных, городских конкурсов, фестивалей.

Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами. Я думаю, что личный пример педагога имеет немаловажное значение и к двум направлениям учебной и внеучебной деятельности мы бы добавили направление “личный пример учителя”. Видя нас победителями или участниками во многих конкурсах всероссийского, областного, городского, районного и школьного уровня, они сами стараются принимать участие в различных конкурсах.

Но мы часто говорим “Не хватает времени”.

Находите время для размышлений, это – источник силы.
Находите время для игры, это – секрет молодости.
Находите время для веселья, это – музыка души.
Находите время для работы, это – условие успеха.

Остановитесь, подумайте что, когда и как вы делаете, и у вас всё встанет на свои места. Создайте свою “Технологию УСПЕХА” и у Вас все получиться.