В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для речевого развития ребенка, закладывается фундамент для письменных форм речи. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Наиболее успешно речевое развитие ребенка, по мнению педагогов и психологов, происходит в семье, т.к. семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития.
Вовлечение родителей в работу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого требует программа, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Родители из-за экономической, социальной нестабильности и др. причин не всегда достаточно уделяют внимания развитию своих детей. На основе анализа анкет родителей детей, были выявлены такие взгляды и подходы родителей на речевое развитие их детей:
- родители, которые недостаточно серьезно относятся к речевому развитию своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет - 28 %. Такие родители приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей.
- родители, которые хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами - 12 %, записывая ребенка во всевозможные кружки, секции и т.д., тем самым перегружая его.
- родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком 18 %. Их подход к специалистам таков: "Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда".
- родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе 24 %.
- родители, которые совсем не обращают внимание на своих детей.
Отсюда представляется интересной и значимой попытка найти оптимальные формы привлечения родителей в педагогический процесс.
Мною разработана система взаимодействия по трем направлениям: информационное просвещение родителей, активные формы сотрудничества с семьей и совместная творческая деятельность детей - родителей - логопеда. Последнее наиболее эффективное направление в работе.
Цель повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста посредством совместного творческого взаимодействия учителя-логопеда, родителей и ребенка.
Задачи:
- Формировать партнерские отношения с родителями, объединить усилия для развития и коррекции речи детей.
- Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.
- Представляю наиболее интересные формы совместной творческой деятельности детей - родителей - логопеда.
Фризы. Дети совместно с родителями изготавливают фризы по лексическим темам изученных на занятиях в детском саду. Это позволяет родителям в интересной и игровой форме закрепить с детьми пройденный материал, расширить и обогатить словарный запас детей, сформировать грамматически правильную речь. Фризы могут быть изготовлены, как на одном листе бумаги и пополняться материалом, так и каждая тема может выноситься на отдельный лист. Созданные фризы дети приносят в детский сад и используются на занятиях. Одна из задач изготовления фризов - создать атмосферу творческой работы, увлечь родителей и детей перспективой получения совместного продукта.
Фотогазеты и журналы. Первоначально фотогазеты и журналы я издавала самостоятельно, в дальнейшем предложила родителям самим создавать фотогазеты и журналы, где отражается их совместная деятельность дома. Родители активно принимают участие в создании фотогазет по темам: " Вместе с мамой мы играем, язычок мы развиваем:", "Мои занятия дома", "С мамой, папой мы читаем и играем", "Пальчиковый театр дома" и т.д. В издаваемых газетах и журналах предлагается материал с комментариями, нередко в стихотворной или юмористической форме, или с рекомендациями самих родителей в вопросах речевого развития детей. Эта форма работы удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетами и журналами других семей в то время, когда ожидают или одевают ребенка в приемной.
Создание книжек-малышек. Одна из форм совместного творчества родителей и детей - создание книжек-малышек, которая мной реализована в проекте "Звуковая библиотека Самоделкина". Всем участникам проекта (родители и дети старшей группы) нужно было сделать книжки-малышки на определенный звук. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой и картинный материал, соответствующий поставленному у ребенка звуку, а также проявить творческие способности. Самые активные родители объединились в инициативную группу. За "круглым столом" были рассмотрены цели и задачи проекта, обозначены этапы и сроки его реализации, составлен перспективный план работы. Заинтересованными участниками проекта стали и воспитатели группы. Для родителей проведен ряд консультаций, на практикуме были даны советы, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания книжек-малышек. Несколько раз в месяц в вечернее время "Мастерская Самоделкина" функционировала в расширенном формате: в группе совместно работали дети, родители и педагоги. Родители прониклись атмосферой коллективного творчества, которое, безусловно, стимулирует их для более заинтересованного общения с собственным ребенком, более системного и эмоционального повторения речевого материала.
Кульминацией проекта была презентация книжек-малышек, на которой дети и родители представляли собственные книги, а также открытие "Звуковой библиотеки Самоделкина". Дети на практике по назначению применяют свои книжки-малышки для автоматизации звуков. Они обмениваются книжками, выступают в роли "учителя" и контролируют звуки у других детей. Просматривая книжки, они самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения.
Разнообразные формы, используемые в работе с семьей, дали положительные результаты, активизировали и обогатили педагогические знания и умения родителей.