Цели урока:
- охарактеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов на основе знаний общих свойств металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов);
- установить взаимосвязь строения и свойств веществ;
- учить логически рассуждать.
Оборудование:
- образцы оксидов, гидроксидов;
- презентация “Природные соединения металлов главной подгруппы II группы”.
Эпиграф к уроку.
Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.
Б.Шоу
ХОД УРОКА
1. Игровая пятиминутка (для активизации мыслительной деятельности учащихся).
Определите металл.
Ставлю пять подсказок. Кто использует меньше подсказок, тот лучше усвоил домашний материал.
- Этот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд.
- Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства.
- Морская соль имеет горький вкус из-за наличия в ней катионов данного металла.
- Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
- В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях.
Ответ: магний.
- Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий.
- В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата.
- Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г.
- Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк- это его карбонат.
- В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях.
Ответ: кальций.
2. Фрагмент сообщения учащегося “Происхождение названия щелочноземельные металлы”.
Входящие в состав главной подгруппы кальций, стронций и барий издавна получили название щелочноземельных металлов. Происхождение этого названия связано с тем, что гидроксиды кальция, стронция и бария, так же, как и гидроксиды натрия и калия, обладают щелочными свойствами, оксиды же этих металлов по их тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и тяжёлых металлов, носивших прежде общее название земель.
3. Проверка знаний и умений учащихся.
Продолжите высказывание.
1. Кальций отличается по физическим свойствам от щелочных металлов. | а) Цветом; б) Плотностью; в) Твёрдостью; г) Температурой плавления. |
2. С кальцием реагирует. | а) CI2, P, Si; б) C, CI2,S; в) O2, H2, Fe. |
3. Водород можно получить при взаимодействии кальция с. | а) HCI б) CO2; в) H2O г) NaOH; д) H2SO4. |
4. У кальция электроны распределены по энергетическим уровням. | а) 2,8.8,3; б) 2,8,8,1; в) 2,8,8,2. |
5. Кальций проявляет свойства. | а) Окислительные; б) Восстановительные; в) Окислительные и восстановительные. |
Докажите это, составив уравнения соответствующих реакций (самостоятельная работа 5 минут).
Письменная работа проверяется на доске.
4. Изучение нового материала
Цель: обобщить и систематизировать знания о свойствах оксидов и гидроксидов металлов главной подгруппы II группы.
Учитель. Известно, что металлам соответствуют основные оксиды.
- Докажите, что оксид кальция – основный оксид, составив уравнения соответствующих реакций.
Самостоятельная работа (5 минут).
САМОПРОВЕРКА (на доске появляется слайд).
CaO + H2O = Ca(OH)2
CaO + CO2 = CaCO3
CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O
CaO – негашёная известь.
Учитель. Известно, что металлу соответствует основный оксид и основание.
Докажите, что гидроксид кальция – основание. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Самостоятельная работа (5 минут)
Самопроверка (слайд на доске)
Ca(OH )2 + CO2 = CaCO 3 + H2O
Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O
Ca(OH)2 + CuSO4 = Cu(OH) 2 + CaSO4
Ca(OH)2 – гашёная известь.
Учитель. В каком же виде встречаются щелочноземельные металлы в природе?
Презентация “Соединения щелочноземельных металлов в природе”. (Составляет ученик к уроку заранее).
5. Кодированный диктант.
Учитель зачитывает несколько утверждений. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с каждым утверждением. Вместо ответа “да” они ставят 1, а вместо ответа “нет” – 0:
- Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1)
- Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0)
- Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1)
- Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1)
- Карбонат бария – основная часть минералов: мела, мрамора, известняка.(0)
ОТВЕТ: 10110.
Учащиеся проводят взаимопроверку работ.
6. Рефлексия.
- У меня вызвало затруднение на уроке ....
- Мне удалось ....
- Я узнал(а), что ....
7. Домашнее задание:
- П.12 ( учебник О.С.Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва • 2005);
- Задача 13 стр.56 ( учебник О.С.Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва • 2005).