Цели:
Образовательная – выделить и
охарактеризовать важнейшие уровни структурной
организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на
Земле как сложноорганизованной многоуровневой
системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование
экологической культуры, основанной на научной
картине организации жизнедеятельности биосферы.
Задачи:
- Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
- Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.
Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”), таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)), портрет В.И. Вернадского.
План урока:
I. Организационный момент.
1. Контроль д/з (экологические тесты), оценка (взаимоконтроль, самооценка).
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.
2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:
а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.
3. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на
удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно
обоснованное использование, воспроизводство и
охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и
хозяйственную деятельность человека.
4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к :
а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.
5. Вырубка лесных массивов приводит к :
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия
млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.
6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.
7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.
9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.
10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:
а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.
11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.
12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические
заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.
13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.
14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на :
а) предприятия химической и угольной
промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.
ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.
2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.
II. Изучение нового материала.
Структура биосферы (лекция).
Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.
Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.
Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.
О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.
Пространство вокруг ядра.
О,О,О Атом (химический элемент и его изотопы, 110 видов) П.С.Х.Э. C, O, H, N(P) – макроэлементы биосферы (декады Вернадского). H2O + CO2 + фотон света – фотосинтез (хлорофилл). Органические вещества: Углеводы энергия, жиры (липиды) – оболочка, белки – строительный материал. |
I м |
ДНК (ДНК + капсула) – вирус (неклеточная
форма жизни). |
II к |
Ткани (многоклеточные организмы) —>
Растительные: фотосинтезирующая, покровная,
проводящая, механическая, образовательная,
запасающая. |
III т |
Орган – часть организма, выполняющая
определённую функцию, построенная из разных
видов тканей.
Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных |
IV о |
Организм – открытая,
саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся
система живой Природы (Царства живой природы).
|
V о |
Вид – организмы сходные по своим
физиологическим критериям. Ареал – место обитания (размеры территории) вида. Популяции – (численность и качественный состав ареала). |
VI |
Биоценоз – пищевые взаимосвязи
популяций организмов, обитающих на одной
территории: А) Продуценты – образуют
органические вещества (растения, фотосинтез); Животные Растительноядные, плотоядные, симбионты, паразиты. В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары). Биотоп – место обитания биоценоза. |
VII б + б |
Костное вещество – неживая природа:
атмосфера, гидросфера, литосфера.
Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк); Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото… (Биокостное вещество). |
б и о г е о ц е н о з |
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. | б и о с ф е р а |
III. Систематизация лекционного материала.
Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева).
Уровни структуры биосферы Земли |
||||
I. Молекула. II. Клетка. III. Ткань. IV. Орган. |
Молекулярный. Клеточный. Тканевый. Органный. |
Молекулярный. Клеточный. Органно-тканевый. |
Молекулярный. Клеточный организменный. |
Суборганизменный. |
V. Организм. VI. Популяция. |
Организменный. Популяционный. |
Популяционно-видовой. | Популяционный. | Организменный. |
VII. Биогеоценоз. VIII. Биосфера. |
Биогеоценотический биосферный. | Биогеоценотический биосферный. | Ценотический. | Надорганизменный. |
Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:
- Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
- С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.
Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи).
IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние задания.
- Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
- Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”).
- Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
- Рекомендации дополнительной литературы.