Первые занятия элективного курса «Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы периода Первой мировой войны (1914-1918)» мы посвятили творчеству Ф.А. Степуна, прочитав его эпистолярный роман «Из писем прапорщика-артиллериста».
Если произведение Ф.А. Степуна написано в эпистолярном жанре, то М.М. Пришвин Первой мировой войне посвятил страницы своего писательского дневника. На следующих занятиях мы знакомимся с творчеством М.М. Пришвина периода Первой мировой войны. В качестве домашнего задания ребятам предложено составить компьютерную презентацию , рассказывающую о биографии М.М. Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году. Время эпохальных перемен в стране выпало на период жизни этого великого человека. Впереди – войны, революции, становление новой, Советской России, опять войны. Пришвин не мог быть равнодушен к судьбе Отчизны и поэтому старался быть нужным Родине.
В 1914 году началась Первая мировая война. Пришвину за 40. Он внимательно наблюдает за теми кровавыми сражениям, в которых участвует русская армия, становится военным корреспондентом и едет к местам боёв.
Обращаем внимание учащихся на то, что писатель вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.
Главная задача учителя на первых занятиях познакомить учащихся с особым литературным жанром – дневником писателя. Можно в форме компьютерной презентации представить историю возникновения дневника.
Особенности дневника писателя как литературного жанра обязательно фиксируем в тетрадях в виде конспекта:
1. Дневник – это форма повествования, которая ведётся от первого лица в виде подневных записей с обязательной датированностью.
2. В дневнике фиксируются внешние события, особенно те, которые представляют исторический интерес.
3. Дневник публицистичен, в нём зафиксированы документальные свидетельства, собственные наблюдения, вследствие чего дневник писателя может сближаться с таким жанром журналистики, как, например, очерк.
В начале изучения дневников М.М. Пришвина (1914-1915 г.г.) обращаем внимание учащихся на жанровую природу текста, и работа эта может быть организована в форме беседы по заранее предложенным вопросам. Напомним ученикам, что категория жанра предполагает рассмотрение произведения в единстве формы и содержания. Поэтому все вопросы должны быть обращены к анализу этих характеристик произведения. Полезно начать беседу с выяснения основных особенностей жанра дневника, лежащих, как правило, на поверхности, то есть на способе организации содержания дневника.
1. Дайте определение понятия «дневника писателя» и приведите известные Вам примеры этого жанра.
2. Какие особенности этого жанра Вы увидели в произведении М.М. Пришвина? Приведите примеры в подтверждение своих наблюдений.
3. Вспомните, что является обычно предметом и поводом для написания дневников? Перечислите темы, которые затрагивает автор дневников? Попробуйте их сгруппировать.
4. Внимательно проанализируйте темы дневниковых записей и сделайте вывод об идейном содержании произведения, то есть о том, с какой целью писатель обращается к этой тематике. Что в мыслях автора является отражением непосредственных исторических событий, что может быть отнесено к вечным проблемам? Подумайте над тем, какие решения поставленных проблем предлагает писатель? Свои наблюдения подтверждайте ссылкой на текст.
5. Дневник писателя – это и художественный , и документальный тексты . Приведете примеры сочетания эпического и личного, лирического в дневниках М.М. Пришвина. Какие художественные средства и приемы позволяют раскрыть особенности повествования в произведении? При ответе обязательно привлекайте текст произведения.
6. В 1915 году М.М. Пришвин становится военным корреспондентом. Каким вы представляете себе автора дневников и почему? Нарисуйте, опираясь на текст произведения, его портрет? Есть ли еще действующие лица в этом произведении? Если есть, то какими и почему вы их представляете?
Для эффективности работы можно предложить ребятам разбиться на две группы. Первая группа занимается исследованием дневниковых записей военного корреспондента, ищет приметы военного времени в произведении. Вторая группа занимается исследованием поведения человека на войне, его внутренних качеств. Все свои наблюдения учащиеся фиксируют в дневнике читателя.
На занятиях элективного курса необходимо вместе с ребятами рассмотреть карту ведения военных действий во время Первой мировой войны, предложить сделать сообщения о крупных боевых операциях 1914-1915 годов. Ребята узнают, что в августе-сентябре 1914 года одержана крупная победа русской армии в ходе Галицийской битвы: взяты Галич, Львов.
Даём историческую справку , что с 30 сентября 1914 года по 3 ноября 1914 года М.М. Пришвин предпринимает первую поездку к линии фронта.
- Какие мысли, чувства, переживания фиксируются в дневнике писателя с началом Первой мировой войны?
В первых дневниковых записях чувствуется некоторая торжественность от сопричастности к общей беде: «15 февраля – день моего отъезда из Петрограда на войну». М.М. Пришвин глубоко переживает отъезд на фронт юношей-новобранцев, а вокруг преобладает серый тусклый цвет войны: «общая картина – утомлённые серые фигуры, тьма…» Торжественность сменяется чувством мучительного осмысления происходящего в мире.
- М.М. Пришвин – мастер пейзажных зарисовок. Что можно сказать о Пришвине – военном писателе? Как он воспринимает природу во время военных действий?
В дневниковых записях этого времени, посвященных войне, мы не увидим ярких красок природы, рассказов – описаний, свойственных перу М.М. Пришвина . 25 сентября 1914 года в дневнике появится не характерная для его творчества фраза: «Исчезновение мечтательного чувства к природе». Перед нами сухие факты прошедшего дня. Первая поездка - это отрывочные зарисовки происходящего, страх, который не дает развернуть мысль, ужас от увиденного и вследствие всего подавленное состояние писателя. Небольшие публицистические военные очерки М.М. Пришвин печатает в газетах, подробно излагает увиденное в дневнике. Это попытка осмысления творившейся в мире катастрофы. Однако вместе с ужасами войны М.М. Пришвин отметит в своем дневнике, что война становится неотъемлемой частью человеческой жизни.
«На дереве птички поют. Большой выводок серых куропаток взлетел. Рощи саженые с грибами. На окопы теперь и не смотришь. Бродят коровы, люди работают. Мост через Сан — к мосту! Через Сан. Шум от снаряда — думал, эхо от снаряда, из леса направо.
Мальчик поет песню. Начинает овладевать страх и радость. Новые птицы летят. И всё будто море, прибой: трещат, колотят, строят мост. Бух, и затрещало, и пулемет. Попало! семь за одним, и опять качается море спокойно и все тянут туда к большому, тянет и страх перед морской болезнью.»
Вторую поездку на фронт Пришвин предпринимает 15 февраля 1915 года в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости». С фронта он придет 14 марта 1915 года, и к первым наблюдением 1914 года о войне появляется более страшные, которые фиксировались в «Дневнике военного корреспондента», как Михаил Михайлович Пришвин назовет свои записи. Здесь война особая, без блеска, публицистические очерки лаконичны и скупы, внешне, кажется, не выражают никаких эмоций.
«Наш столб, австрийский столб, сломанная «рогатка», сломанная граница, и мы в завоеванной стране. Вот где начинается картина разрушения: сожженные дома, разбитые снарядами стены, следы пуль на стенах, следов пуль везде много, но странно, хочется видеть больше, больше, и когда встречается стена без пуль, то с досадой переводишь глаза на другую».
У публицистики Пришвина нет романтического пафоса: все предельно просто и трагически ужасно.
«Трагедия: старик священник, сторонник русской партии, сын его на войне против России.
С двух сторон бьют: русские увезли митрополита, австрийцы — монахов-студентов, учителей школы Шептицкого.
Неподвижно. Спущены тюлевые занавески. Лики икон, единственные лики, и вдруг догадываешься, что пусты дома. Цветы возле домов, куст жасмина, и розы, и сор возле».
Попытка осмысления общечеловеческой трагедии мирового масштаба у писателя отражена в дневниках 1915 года, где мы встречаем описание разных эпизодов войны. Для усиления впечатлений можно из текста дневников М.М. Пришвина вычленить очерки-новеллы и поработать с ними по предложенным вопросам. Это маленькие военные зарисовки по фронтовым впечатлениям, обращенные к душе каждого человека. На уроках с дневниками писателя можно предложить ребятам придумать не только название этим рассказам, но и составить самостоятельно вопросы к ним. Рассказы из Дневников приводятся ниже в Приложении .
Рассказ 1
- Какие темы звучат в новелле?
- Какие качества ценит в человеке автор?
- Какие события заставляют по-новому взглянуть на человека?
- Объясните слова ксёндза «Смертию смерть поправ».
- Что помогает человеку выстоять на войне?
- Подумайте, как бы вы озаглавили этот рассказ?
Рассказ 2
- Подумайте, как бы вы озаглавили этот рассказ?
- Что делает война с победителями и побеждёнными?
- Какова функция пейзажа?
- Каковы взаимоотношения человека и природы?
- М.М. Пришвина называют мастером философско-лирических миниатюр. Подумайте, какой многозначительный смысл заключён в приведенной ниже дневниковой записи?
Запись 1 января 1915 года: «Не знаю, как для всего света, много ли даст существенного война, только для России она положит грань совсем новой жизни».
Пришвин предчувствует судьбу страны, пишет о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, об этом свидетельствует Военные рассказы из Дневников передают мысли, чувства, переживания писателя по поводу передела мира, где земля не предмет восхищения и счастья, а повод для убийства и раздора.
Рассказ 3
- Почему Пришвин вспоминает слова матери именно на войне?
- Что значит земля для простого человека?
- Подумайте, как бы вы озаглавили этот рассказ?
Во время Первой мировой войны у русского солдата не было твердого убеждения в необходимости военных действий, так как не было уверенности в том, что он защищает свою семью, свой дом. В этих условиях возникает вопрос о целях войны. В дневниках М.М. Пришвина появляются рассказы, поднимающие основные для человека темы военного времени.
Рассказ 4
- Как раскрывается в новелле трагедия нашего народа?
- Какую проблему поднимает Пришвин?
- Может ли маленький человек противостоять этой разрушительной машине?
- Какое страшное открытие делает профессор и почему об этом открытии он должен молчать?
- Почему легенда о «пальчиках» забралась в самое сердце автора?
- Подумайте, как бы вы озаглавили этот рассказ?
Война глазами Пришвина воспринимается как глобальное бедствие, выпавшее на долю человека. Слово «пальчики» рифмуется со словом «мальчики». Как ещё ребёнок может противостоять войне? Чтобы не дать искалечить себя войне, солдат принимает решение искалечить себя сам. Это протест против несправедливой войны. Новые темы войны будут убедительно доказывать, что в мире стремительно разрушается человеческое бытие. Перед нами не просто очерки фронтового корреспондента, а обобщение писателя-гуманиста о сути войны.
Рассказ 5
- Какие главные темы проходят через рассказ?
- Эта новелла о судьбе русской женщины, старшей медсестры Ирины Ивановны, которая участвует в 3 войне и 3 войну отступает вместе с русской армией.
- Что происходит с внутренним миром героини?
- Подумайте, как бы вы озаглавили этот рассказ?
После окончания Первой мировой М.М. Пришвин в своём творчестве к военным событиям обращается редко. Лишь в нескольких произведениях он вспоминает то страшное время. Очень интересен рассказ «Голубая стрекоза», в котором на фоне повествования о войне поднимается проблема человеческого страдания и воскрешения человеческой души через окружающий мир. Осмысление войны, ее трагического разрушения уже не передашь через новеллу, перед читателем автобиографический рассказ о войне. Подумайте, кому он адресован: детям, взрослым или тем и другим?
Рассказ «Голубая стрекоза»
- Каким предстает перед нами герой автора? Какое время описано в рассказе?
- О чём этот рассказ?
- Какую роль играет встреча с Максимом Максимычем в судьбе военного корреспондента?
- Расскажите, что вы узнали о Максиме Максимыче?
- Каким предстает перед нами умирающий солдат?
- Почему раненый обращает внимание на голубую стрекозу?
- Какие краски преобладают в рассказе?
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует М.М. Пришвин, чтобы усилить представления читателя об окружающем мире, о том, что в нём происходит?
В результате работы с Дневниками учащиеся познакомились с дневником как особым литературным жанром, выявили художественные приемы и средства раскрытия темы войны и мира в произведении М.М. Пришвина, познакомились с изобразительно-выразительными средствами раскрытия авторской позиции в произведениях документальных жанров.
Работа в группах заканчивается приглашением ребят к участию в читательской конференции. Для исследовательских работ предлагаются следующие темы:
1. Главная проблематика произведений М.М. Пришвина о Первой мировой войне.
2. «Потерянное поколение» в произведениях Фёдора Степуна «Из писем прапорщика – артиллериста» и дневниках М.М. Пришвина.
3. Датированные записи и церковный календарь: символика чисел в произведении М.М. Пришвина.
4. Литература и история в дневниковых записях 1914-1915 годов М.М. Пришвина.
5. Основные темы произведений о первой мировой войне М.М. Пришвина.
Приложение 1
Рассказ 1
«С поля сражения из Августовских лесов, где были на волоске от германского плена, я попал в католический монастырь. Ксендз, еще совсем молодой человек, дал мне комнату записать свои впечатления…Я рассказывал ему самое главное, что вынес из этого хаоса: мука побеждается мукой. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи, без сил и пищи, перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы. Потом Августовскими лесами мы спасались от неприятеля, когда под страхом попасть в плен, или вовсе погибнуть от разъезда врага, шли пешком при страшном морозе, и когда прибывали в безопасные места, опять принимались за работу,— откуда, я спрашивал себя, бралась такая сила? Это и была мука, но этой мукой искупались муки других. С каждым часом работы, мне казалось, люди взбирались все выше и выше на неприступную гору: муки давали силу, муку брали мукой.
Священник слушал меня и вдруг воскликнул: — Да ведь это же: «Смертию смерть поправ!» Как будто он был поражен и я тоже этим внезапным открытием: мы твердили с самого детства слова: «Смертию смерть» и вдруг оказалось, мы твердили это без всякого смысла, и сразу смысл открылся, когда я просто свое пережитое назвал своими словами: мука мукой…»
Рассказ 2
«Мы знаем, как небольшая кучка русских солдат, когда выходили из леса, вела за собой сотни пленных врагов, как они, измученные голодом, хотели бросить этих пленных, гнали их от себя, а пленные в надежде получить кусок хлеба шли, все шли и шли по лесам за русскими солдатами. Голод заставил забыть родину, и они шли, как голодные псы вслед за новым хозяином.
Пройдут столетия — какая легенда будет у людей об этой борьбе народов в Августовских лесах, эти огромные стволы деревьев, окропленных кровью человека, умрут, вырастут другие деревья, неужели новые стволы … будут по-старому шуметь о старом человеке. Нет!»
Рассказ 3
«Что сделал оставленный матерью мне сад в моем к ней чувстве? Но так и всегда, всегда в этой нашей земной любви есть садик: влюбленные насмерть говорят о возвышенных своих чувствах, и их возвышенные чувства есть песня о садике.
Отрезанные пути общения с миром в деревне зимой: метель воет, все мутно, и вот мало-помалу начинаешь понимать мать, как она сидит в деревне и следит за нашей судьбой.
Мать говорила: «Как хорошо теперь в это время иметь кусочек земли». Я удивился: «Как, теперь, когда идет мировая война, думать о кусочке земли!» А мать спокойно сказала: «Так война-то идет из-за земли же».
Потом она умерла, осталась от нее земля, кусочек земли прекрасный с парком и лесом, и часто я во время событий возвращался к чувству какой-то радости и мира: у меня есть кусочек земли».
Рассказ 4
«…легенда о «пальчиках», правда или неправда, все равно начинает жить, от нее не спрячешься, и невольно встречаешь каждого с повязанной рукой с унизительным для него недоверием и смотришь в глаза: герой он или преступник.
— «Пальчики», «пальчики»! — приговаривает Сопешко,— да вы посмотрите ему в глаза.— Вот! Смотрите: это самострел. А вот, смотрите, преступник…Что нового дает война?
Он уже разобрал с научной точностью самострельные раны. Делает опыты: ходит каждый день за город стрелять мертвые руки. От выстрела на близком расстоянии в ладонь получается та же самая звезда, как у большинства раненых, и такое же опалоние. Фаланга пальца может быть отбита тоже только на близком расстоянии. И таких поступает все больше и больше: теперь уже по шестьсот в день. Это открытие профессора. Он ему рад, как всякий открывающий, но он боится страшных последствий этого: расстрел «пальчиков». Нет, он их не выдаст, он только тогда их выдаст, если ему дадут слово в определенной степени наказания: после излечения раненых возвращают на позиции, и только. Это гуманно и справедливо, потому что «пальчики» именно в том и виноваты, что нарушили равенство условий с другими, т. е. одному в лоб, а ему в палец. Профессор почему-то слишком уж долго распространялся о своих мерах «гуманности», как будто сам был в чем-то виноват. Он даже оправдывал их, он предлагал всем судящим самим сесть в окопы без пищи на несколько суток и потом судить... Все равно, что бы ни говорил профессор, легенда о «пальчиках» забралась в мое самое сердце и пошла со мной на войну.
— Везут раненых! — говорят мне. Я спрашиваю:
— Легко раненых? И мне отвечают:
— «Пальчики».
Рассказ 5
«В Гродно я остановился в резерве Красного Креста над почтой. У меня есть поручение осмотреть передовые учреждения Красного Креста, и потому в Гродно я остановился в резерве сестер милосердия и врачей — все живущие сегодня здесь принадлежат к составу подвижного лазарета, недавно еще благополучно стоявшего в Лыке. При отступлении лазарет потерял все свое имущество, сестры и врачи теперь обшиваются, закупают необходимые вещи для нового наступления. Кажется, теперь все уже готово, и если достанут стерилизатор, лазарет завтра выступит. Всем хочется с весны опять попасть в Лыко и все надеются, кроме старшей сестры Ирины Ивановны:
— Ах, как хорошо в Лыке! —говорили сестры.— Как прекрасно озеро — весной мы будем там.
Только Ирина Ивановна, покачивая старой головой, говорила:
— Я несчастная, я третью войну все как-то отступаю…»