Внеклассная работа по математике проводится учителем во внеурочное время, с учащимися, проявляющими к математике интерес. Эта работа планируется учителем и по мере необходимости корректируется. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. На внеклассные мероприятия и занятия ученики приходят по желанию, без предварительной записи. Если у ученика пропадает интерес к внеклассной работе, он прекращает свое участие в ней. Активизация внеклассной работы по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний, т. е. путем самообучения. Во внеурочную деятельность целесообразно вовлекать и тех учеников, у которых проявился интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету. Предлагая ученику посильные задачи, интересные математические головоломки и игры, занимательную литературу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, учитель не только стимулирует математическое самообучение школьника, но и способствует переходу его из слабоуспевающих в успевающие. Одной из форм внеурочной работы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. В качестве примера одно из таких состязаний.
Внеклассное мероприятие: “Математическое кафе”.
Возраст детей: 6–8-й класс
Подготовительная работа.
- Составить столы, как в кафе.
- На стенах развесить: специальные номера стенгазет, яркие рисунки с
изображениями математических символов, плакаты с изречениями
“Катя + Петя = ?”,
“Думай голова, – картуз куплю!”,
“Даже самый плоский человек, к сожалению, существует в 3-х измерениях”,
“Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль”,
“Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя”,
“Первый человек не чувствовал себя одиноким, он ведь не умел считать” - Подготовить музыку.
- Разбить детей класса на группы по 4-5 человек и каждой команде дать задание: “Придумать шуточное меню, используя математические термины”
- Подготовить артистов: вокальная группа “Треугольники” с песней “Колпак мой треугольный”, иллюзионист – фокусник Квантор Считалкин с шуточными фокусами, поэтесса Цифра Числовая, Человек – молния.
- Выбрать жюри.
- Танграммы, бумага, фломастеры
- Заранее написать объявление о данном мероприятии
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!
Мы приветствуем вас в нашем математическом кафе, на математическом шоу “Квадри Пи”. Но раз шоу, а это значит, что будут звучать музыка и шутки, зал озарят ваши улыбки и все вокруг зазвучит. Но вы скажете, причем тут математика? Ведь математика – это такая скука. Но нет, я попробую вам возразить. Математика, как и другие науки представляет собой игру, в которую мы играем с окружающим миром, со Вселенной.
И хоть жизнь не шутка.
Но от шуток откажись –
И безжизненной тотчас же
Станет жизнь.
Английский математик Джон Литвуд прожил долгую жизнь, наполненную интенсивным математическим творчеством. Он всегда ценил своеобразный математический юмор. Говорят, что в каждой шутке есть доля истины. Математическому юмору Литвуда больше подходит переделанная поговорка: “ в каждой шутке есть доля шутки”.
Литвуд много лет сотрудничал с великим английским математиком Харди. Однажды Литвуд предложил ему найти опечатку на одной странице их совместной работы. Харди не смог ее обнаружить. Опечатка была в его собственном имени.
Или однажды, получив приглашение на званый обед, он ответил запиской: “ С а.” – что означало “с большим аппетитом”
Однажды сделав хитрое лицо, математик сказал девятилетнему мальчику: “Назови самое большое число”. Лицо математика вытянулось, когда он услышал ответ – он сам не мог бы назвать большее число. Мальчик ответил: “31”, имея в виду число месяца.
И еще Литвуд очень любил один анекдот, который рассказывал своим друзьям: Осмотрев больного, врач сказал нахмурившись: “О у вас очень серьезная болезнь. Из 10 заболевших ею 9 умирают. Больной конечно расстроился. – но вам повезло, – добавил врач, – 9% с этой болезнью у меня уже умерли. Радуйтесь: вы – тот 10-й, который обязательно выживет!
Кроме шуток, и музыки сегодня вас ожидают еще фокусы, конкурсы и “гвоздь” программы “Человек – молния”
Ведущий: В 1 конкурсе каждый столик предоставляет шуточное меню, где в названии блюд присутствуют названия математических понятий.
Ведущий: сегодня к нам на вечер приглашена вокальная группа: “Треугольники”. Сейчас они исполнят свою песню.
Группа “Треугольники” поют песню: “Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак”
(Первый раз поется песня и каждое слово сопровождается жестами, обозначающими это слово. Затем, слова по очереди заменяются жестами)
Ведущий: Объявляю 2 конкурс. Какой “столик” расскажет больше поговорок с числами.
Ведущий: а сейчас встречайте! Перед вами выступит лучший иллюзионист-фокусник Квантор Считалкин
Квантор Считалкин показывает фокусы.
Ведущий: Классик венгерской поэзии Лайом Комшак в стихотворении признается:
“Если б я родился музыкантом, я бы стремился перебороть шумы мира с помощью стройных звуков. Если б я родился архитектором, я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги. Я одарил бы их светом, цветом и тишиной. Но поскольку я поэт, я хотел бы так же четко и ясно говорить на языке слов, как математики говорят на языке чисел.”
Объявляется 3 конкурс: Каждому столику нужно сочинить небольшое стихотворение с использованием математических терминов.
Ведущий: К нам в кафе сегодня зашла знаменитая поэтесса Цифра Числовая. Она прочитает вам свои стихи.
Цифра Числовая читает машинные стихи:
714,15,2247,
13,318,140,327,
028,220,170,045,
615,3,020 –
715,012
2000035.
Ведущий:
Я более скажу: и нет
На свете ничего важней,
Чем линия, – любой предмет
Предметом делается с ней…
Беру перо: вмиг создана
Корова росчерком одним,
Я славлю линию! Она
Живое делает живым…
4-й конкурс: каждому столику начертить график, изображающий одну из поговорок:
- Как аукнется, так и откликнется.
- Светит да не греет.
- Ни кола, ни двора.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Выше меры конь не прыгнет
- Пересев хуже недосева.
- Тише едешь дальше будешь.
Ведущий: в очень древнем китайском манускрипте (более 4000 лет до н. э.) четные числа назывались женственными, а нечетные – мужественными. Так вот, 5 конкурс: употребляя все однозначные числа от 1 до 9 по одному разу и применяя только действия сложения, вычитания , умножения и деления, составьте такое равенство, в котором все женственные числа оказались бы по одну сторону знака равенства, а все мужественные – по другую. (3 + 5 – 7 + 9 : 1 = 2 * 4 + 8 – 6 или 3 + 5 + 7 –9 : 1 = 8 : 2 – 4 + 6 )
Пока за столиками команды решают,
Ведущий проводит игру со зрителями
Из 10 ребят 9 попадутся в эту ловушку. Я буду называть одно за другим 10 разных чисел очень быстро. После каждого моего числа вы должны назвать следующее по порядку. Если я скажу 10, вы скажете 11, я скажу 241 – вы скажете 242 и т.д. Я буду гнать вовсю, вы только успевайте за мной, и пари держу, что ошибетесь.
66
12
123
7
149
315
212
1196
78
4099
Ведущий: 6 конкурс – танграм. Какой столик быстрее соберет фигурку животного.
Ведущий: а сейчас перед вами выступит “гвоздь” нашей программы Человек – молния. Производит в уме сложные математические вычисления во мгновения ока.
Человек-молния: дорогие друзья! Сейчас я вам продемонстрирую, с какой быстротой можно производить сложные математические вычисления. Назовите мне какие угодно три четырехзначных числа. Я запишу их, напишу под ними еще три числа и во мгновение ока скажу сумму этих чисел.
Секрет: когда называется число, например 2471, нужно подписать свое число, дополняя названное до 9999. Это будет 7528. Три раза по 9999 – всегда будет 29997, четыре раза – всегда будет 39996. Эти числа нужно запомнить.
Ведущий предоставляет слово жюри, подводятся итоги конкурсов, раздаются призы.