Ход урока
I. Вводная беседа
-Ребята, мы закончили изучение темы «Моря, озёра и реки России». И приступаем к новой теме «Зоны северного полушария» (Слайд №2-стихи).
II. Сообщение темы урока
-Прочитайте строки стихов из известной песни.
-Сегодня мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.
Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмём направление с севера на юг по природным зонам России.
-Мы с вами – это научная экспедиция. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь (включить слайд №3).
-К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, - к его островам наш путь.
-Членами нашей экспедиции являются географы (1,2ряд), ботаники (3,4ряд) и зоологи (5,6ряд).
-Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции (открыть слайд №4)?
III. Введение в новую тему
А теперь оделись побыстрее и отправляемся в путь.
-Сегодня я уже неоднократно произнесла фразу: природная зона.
– А что это такое?
-Какой ответ я услышу от наших учёных? (уч-ся дают свои ответы, открыть слайд №5)
Вы правы: итак, природная зона-это природный комплекс с общими
температурными условиями, почвами, растительным и животным миром.
-Посмотрите на нашу таблицу.
-Что она вам напоминает - это паутинка, которая в природе связана невидимыми нитями.
-А что же входит в эти невидимые нити, что
Так необходимо для жизни:
1) Это вода (нажми клик)
-Вода необходима для почвы, животных, растений.
2) Почва (нажми клик)
-Почва питается водой, на её поверхности и внутри живут разные
животные и растут разные растения.
3) Животные (нажми клик)
-Животных арктической зоны кормит море, морскими водорослями
питаются рачки, а ими рыбы.
4) Растения (нажми клик)
-Животные питаются растениями, растения питаются минеральными веществами из почвы и воды.
5) И всё это создаёт одну природную зону с общим климатом для всего живого.
IV. Составление 1-карты темы (общей)
Итак, чтобы, как можно лучше изучить ту или иную природную зону, составим поэтапный план ответа:
Что мы будем изучать, узнавать?
О зоне арктических пустынь (открыть слайд №6).
(Выстраивание схемы по вопросам учителя):
1. Как вы считаете, чем занимаются наши географы?
(геоположением) (клик)
-Что это такое?
-И что ещё? (неживую природу) (клик)
2. Что заинтересует ботаников и зоологов? (клик)
3. Что мы относим к неживой природе? (климат и почву?) (клик)
4. А в свою очередь климатические особенности изучают?
(температуру и осадки) (клик)
5. А зоологи и ботаники в живой природе будут изучать? (клик)
V. Работа с картой на доске «Природные зоны России»
Найдите, пожалуйста, на карте зону арктических пустынь, покажите (один ученик у доски).
-Кто может назвать острова, которые относятся к этой зоне? (один ученик у доски)
Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить, почему здесь такие
суровые условия.
Самый главный секрет нам раскроит схема природных зон России (открыть слайд №7).
-Покажите мне на схеме «Природных зон России», зону арктических пустынь.
-Что интересного можно рассказать о направлении лучей солнца на поверхности Земли?
VI. Работа с контурной картой:
-Возьмите контурную карту и закрасьте ту часть Российской
Федерации, где расположена зона Арктических пустынь(открыть слайд №8).
Природных зон России-6, но сегодня мы ведём разговор о самой первой зоне, которая называется: «Зона арктических пустынь». Покажите её на схеме.
-Какими же особенностями обладает только эта зона?
VII. Работа с карточками
Чтение и составление текста по карточкам.
1. Работа для географов.
-Подведём итог: что самое главное для зоны арктических пустынь? (открыть слайд№9)
-А теперь давайте рассмотрим растительный мир этой зоны. Если эта зона обладает такими суровыми климатическими условиями, то и растительный мир не очень разнообразен.
-Скажите, по всей ли зоне можно встретить растения?
-А где можно увидеть и когда?
2. Работа для ботаников.
(по ходу чтения текста с карточки открываются слайды №10-13)
Какие растения можно встретить в зоне арктических пустынь?
-Какие же сюрпризы нам преподносит животный мир Арктики?
3.Работа для зоологов.
(по ходу чтения текста с карточки открываются слайды№14-15)
VIII. Подведение итога групп
Итак, все научные группы хорошо поработали.
-Можем ли мы назвать арктическую зону пустыней? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже птицы выращивают своих детенышей.)
IX. Составление кроссворда
(открыть слайд №20)
X. Продолжение новой темы (подготовленные учащегося)
И это нам доказали люди покорившие эту суровую землю.
-Кто же эти отважные герои (открыть слайд№21)?
-Седов Георгий Яковлевич, Колчак, Шмидт Отто Юльевич.
Но исследования Арктики продолжаются и в наши дни (открыть слаыд№22) - доклад ученика (открыть слайд№23).
XI. Работа по учебнику
-А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника,
чтобы получить более полную информацию об этой природной зоне.
XII. Составление карты темы «Арктические пустыни»
У вас в парте лежит лист с картой темы: «Арктические пустыни».
-Положите его перед собой, мы вместе будем заполнять эту карту (открыть слайд№24).
Составление карты темы по вопросам учителя:
1. С чего мы начинали изучение зоны «Арктических пустынь»? (клик)
2. О чём ещё рассказывали наши географы? (клик)
3. О чём рассказывали наши зоологи и ботаники? (клик)
4. Что мы говорили в геоположении о том, где простирается эта зона? (клик)
5. Только ли в Северном Ледовитом океане расположена зона Арктики? (клик)
6. Что мы изучаем у неживой природы? (клик)
7. Что изучают климатические особенности? (клик)
8. Назовите особенности температуры? (клик)
9. Что ещё относится к климатическим особенностям? (клик)
10. Особенности воды? (клик)
11. Какая почва в Арктике? (клик)
12. Что мы относим к живой природе? (клик)
13. Мир животных это?
14. Живая природа это не только мир животных, но и? (клик)
15. Основные растения Арктики? (клик)
16. Так же живая природа-это конечно и…? (клик)
17. Чем занимаются люди в Арктике? (клик)
XIII. Работа в парах (открыть слайд№25)
Ответ (открыть слайд№26).
XIV. Итог, самостоятельная срезовая работа
Возьмите лист со схемой для самостоятельной работы и попытайтесь заполнить её так, чтобы у вас получилась карта темы, которую мы с вами заполнили коллективно. Попытайтесь дополнить её недостающими фактами (открыть слайд№27).
Я вам предлагаю два варианта работы:
1. Если вы подпишите основные термины, что мы изучали в зоне Арктических пустынь – вы получите 4
2. А если вы сумеете самостоятельно раскрыть основные понятия, то получите 5.
XV. Д/з (открыть слайд№28)
Приложения к уроку
1. Контурная карта.
2. Три карточки для составления текста по группам(географы, ботаники, зоологи).
3. Кроссворд.
4. Карта темы для коллективного составления.
5. Карта темы для срезовой работы.
6. Электронный вариант урока (Power point).
Карточка №I
Арктика-это огромное пространство…………………..
океан, с……… и ………… .Солнце направляет
на это пространство ……… лучи. Оно ………………..
но не ……………… .Зимой в Арктике ………………… .
Темноту в Арктике освещают: луна, звёзды и …….
Дуют ……., бушует ……. .Температура опускается
до ………. градусов. Летом в Арктике ……………, но
тепла тоже нет. Это зависит от географического……
арктической зоны. Температура лишь на…..выше…..
Карточка №II
На остовах прямо га голых …….. встречаются………
они очень …………. . Также приспособились к жизни
на камнях …….. и ………. . В толще воды, не покрытой ………., большое количество……………
Существует такой вид мха, который приспособился
к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные
льдины».
Карточка №III
Животных арктической зоны кормит…… Морскими
водорослями питаются …. , а ими ….. . Основная
пища птиц и животных – это …… . На скалистых
берегах собираются ….., ……, гагарки, здесь они
выводят …. . Кайры откладывают яйца на голые
камни. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери – прекрасные ……. . От холода их
защищает слой ….. . Это ….. и …… . На тюленей
охотятся …… . У них длинная густая шерсть ………
цвета и…… лапы, чтобы удобнее было ………………
по снегу и льду. В водах серных морей, где проходят
тёплые течения, обитает великолепное животное-
-гренландский кит.
Кроссворд
Разгадайте кроссворд и восстановите предложение
«…… - царство льда и снега»
К уроку прилагается презентация.