Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Программа предполагает обучение в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат |
Критерии |
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) |
Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром |
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований |
Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске |
Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. |
Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности |
Содержание
Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю) для обучающихся 4-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программное содержание ( 34 ч.)
1. Что такое исследование? - 1 ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать:
- исследовательские способности, пути их развития.
Уметь:
- находить значимые личностные качества исследователя.
2. Определение темы, предмета, объекта исследования – 3 ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать:
- как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь:
- выбирать тему, предмет, объект исследования,
- обосновывать актуальность темы.
3. Цели и задачи исследования – 2 ч
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать:
- ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь:
- ставить цели и задачи исследования.
4. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.
Знать:
- как создаются гипотезы.
Уметь:
- создавать и строить гипотезы,
- различать провокационную идею от гипотезы.
5. Организация исследования – 8 ч
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:
– подумать самостоятельно;
– посмотреть книги о том, что исследуешь;
– спросить у других людей;
– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
– понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:
- методы исследования,
Уметь:
- использовать методы исследования при решении задач исследования,
- задавать вопросы,
- составлять план работы,
- находить информацию.
6. Наблюдение и наблюдательность. - 2 ч
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать:
- метод исследования – наблюдение
Уметь:
- проводить наблюдения над объектом и т.д.
7. Коллекционирование. - 1 ч
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:
- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:
- выбирать тему для коллекционирования
- собирать материал
8. Что такое эксперимент. - 1 ч
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:
- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь:
- планировать эксперимент
- находить новое с помощью эксперимента
9.Сбор материала для исследования. - 3 ч
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать:
- правила и способы сбора материала
Уметь:
- находить и собирать материал по теме исследования
- пользоваться способами фиксации материала
10. Обобщение полученных данных. - 2 ч
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать:
- способы обобщения материала
Уметь:
- обобщать материал
- пользоваться приёмами обобщения
- находить главное
11. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч
Как подготовить сообщение - 1 ч
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать:
- правила подготовки сообщения
Уметь:
- планировать свою работу
“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите - 1 ч
Защита.
Знать и уметь:
Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Индивидуальные консультации - 2 ч
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Подведение итогов работы - 1 ч
Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Интернет - ресурсы:
- http://www.zavuch.info ,
- http://www.nachalka.com,/
- http://festival.1september,
Для обучающихся
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во |
Дата |
Примечание |
1 |
Что такое исследование? |
1 |
|
|
2 |
Тема, предмет, объект исследования. |
3 |
|
|
3 |
Цели и задачи исследования. |
2 |
|
|
4 |
Учимся выделять гипотезы. |
2 |
|
|
5 |
Организация исследования. (практ.) |
8 |
|
|
6 |
Наблюдение и наблюдательность. |
2 |
|
|
7 |
Коллекционирование. |
1 |
|
|
8 |
Что такое эксперимент. |
1 |
|
|
9 |
Сбор материала для исследования. |
3 |
|
|
10 |
Обобщение полученных данных. |
2 |
|
|
11 |
Как подготовить результат исслед. |
2 |
|
|
12 |
Как подготовить сообщение. |
1 |
|
|
13 |
Подготовка к защите. (практ.) |
1+1 |
|
|
14 |
Индивидуальная консультация. |
2 |
|
|
15 |
Подведение итогов. Защита. |
2 |
|
|