Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова, обозначающие действия предметов"

Разделы: Начальная школа


Много лет я работаю по методике обучения русскому языку младших школьников средствами субъективизации, разработанной доктором педагогических наук, профессором Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Бакулиной. Особенность этих уроков состоит в том, что от первого до последнего этапа ученики являются не только объектом, но и субъектом обучения.

Я предлагаю вашему вниманию  урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, обозначающие действия предметов» (учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс, 1 часть), проведённый средствами субъективизации.

Традиционно большинство уроков, проводимых средствами субъективизации, начинаются с мобилизующего этапа, на котором перед учителем стоит задача, включить в работу такие важные качества, как внимание и память. На данном этапе всегда используются необычные, новые по содержанию и характеру различные упражнения.

ХОД УРОКА

Учитель читает текст логического упражнения.

Уч-ль: Птицы: скворцы, синицы, сороки поют по-разному: пищат, трещат, свистят. Сорока трещит, скворец не пищит. Определите, как поет каждая птица?

Дети повторяют текст упражнения и доказывают правильность своих суждений.

Уч-к:Птицы:  скворцы, синицы, сороки поют по-разному: пищат, трещат, свистят. Сорока трещит, скворец не пищит. Значит, скворец свистит, синица пищит, сорока трещит.

Логическое упражнение тесно связывается с изучаемым на уроке материалом, поэтому формулирование темы урока самими учащимися происходит с опорой на содержание логического упражнения.

Уч-ль: Назовите из логического упражнения слова, которые поясняют, как поют птицы и подумайте, что они обозначают  и сформулируйте тему урока.

Уч-к: Слова пищат, трещат, свистят, поют из логического упражнения поясняют, как поёт каждая птица. Они обозначают действия предмета. Значит, тема сегодняшнего урока: « Слова, обозначающие действия предмета».

Учитель открывает заранее записанную на доске тему урока.

Уч-ль: Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова, расположенные на доске, поставьте перед собой цель урока.

На доске выставлены карточки :

1. Узнать, как называются слова,… … … … и на …?? Они отвечают.

2. Учиться отличать … … … … от других слов.

Уч-к: Цель урока: узнать, как называются слова, которые обозначают действия предметов и на какие вопросы они  отвечают; учиться отличать слова, обозначающие действия предметов от других слов.

Уч-ль: Работу над поставленной целью урока начнем с минутки чистописания.

Букву, над написанием которой будем работать, вы найдете в словах логического упражнения, обозначающих действия предметов. Она встречается в этих словах чаще, чем другие буквы и обозначает согласный парный глухой звук.

Уч-к: На минутке чистописания будем писать букву Т , так как она в словах логического упражнения встречается чаще, чем другие буквы и обозначает согласный парный глухой звук.

Далее идет работа над отработкой правильного написания буквы.

Уч-ль: Составьте цепочку из букв Т и гласных букв алфавита.

Учащиеся предлагают различные варианты цепочек, а в тетрадь записывают не менее 2 вариантов)

Уч-ль: Продолжим работу над темой урока. Вспомните слова из логического упражнения, которые обозначают действия предметов. Запишите в тетрадь то слово, в котором все согласные звуки глухие. Какое слово вы запишите?

Уч-к:  Я запишу слово пищат, так как в нём все согласные звуки [п],[щ],[т] глухие.

Уч-ль: Назовите и запишите слово, в котором один согласный звук непарный, а все остальные согласные звуки глухие.

Уч-к: Это слово трещат, потому что согласный звук [р] звонкий непарный, а согласный звуки [т],[щ] глухие.

Уч-ль: Запишите слово, в котором один согласный звук звонкий парный, а все остальные согласные глухие звуки.

Уч-к:  Я запишу в тетрадь слово свистят, потому что в нём один согласный звук [в] звонкий парный, а согласные звуки [с],[т] –глухие.

Уч-ль: Что объединяет эти слова ?

Уч-к:  Эти слова обозначают действия предметов.

Уч-ль: Какая одинаковая орфограмма есть в этих словах?

Уч-к:  В этих словах есть безударная гласная в корне слова.

Уч-ль: Объясните написание слов.

(Дети объясняют написание каждого слова).

Уч-ль: Продолжим работу по теме урока, опираясь на следующее задание. Посмотрите на доску.

На доске запись: (слова записаны в два столбика)

кукушка

воркует

воробей

крякала

утка

зачирикает

голуби

кукует

Уч-ль: Прочитайте слова первого столбика.

-Какой самый главный общий признак есть у этих слов?

-На какой вопрос они отвечают?

Уч-к: Слова первого столбика обозначают имена существительные и отвечают на вопрос кто?

Уч-ль: Прочитайте слова второго столбика. Какой самый главный общий признак есть у этих слов?

Уч-к: Эти слова обозначают действия предмета.

Уч-ль: Какое задание со словами первого и второго столбика можем выполнить?

Уч-к: Можно подобрать к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящих по смыслу.

Уч-ль: Подберите к именам существительным из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, задав к каждому из них вопрос.

(Дети выполняют задание учителя. Например, кукушка (что делает?) кукует).

Уч-ль: Посмотрите ещё раз на слова второго столбика и скажите. Что они обозначают?

Учащиеся дают ответ на вопрос учителя и на доску вывешивается табличка со словами действия предметов

Уч-ль: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?

Дети дают ответ, а учитель помещает карточку с вопросом на доску, выстраивая опорную схему.

Уч-ль: Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делает?, что делают?, что делал? имеют свое название. Это глагол. В ходе работы на доске выстраивается опорная схема:

глагол

действия предметов

что делает?

что сделает?

что делают?

что делал?

Уч-ль: А теперь вы скажите, что такое глагол, опираясь на опорную схему (учитель спрашивает нескольких учеников)

Физкультминутка

Если я назову глаголы – вы хлопаете, а если слова другой части речи –прыгаете.

Сова, ухает, снегирь, пестрый, скрипит, щебечет, ласточка, крякает, каркает, ворона.

Уч-ль: Давайте вернемся в нашему упражнению. Скажите, что у нас получилось, когда мы соединили слова первого и второго столбиков.

Уч-к: У нас получились предложения.

Уч-ль: Что такое предложение?

(Дети дают обоснованный ответ на вопрос).

Уч-ль: Запишите в тетрадь то предложение, в словах которого все согласные звуки глухие, а в глаголе из этого предложения звуков больше, чем букв.

(Учащиеся записали в тетрадь предложение: Кукушка кукует. Обосновали свой выбор).

Уч-ль: Какое задание можем выполнить в этом предложении?

(Дети предлагают разные варианты).

Уч-ль: Подчеркните главные члены предложения.

Уч-ль: Чем выражено сказуемое?

Уч-к: Сказуемое в предложении выражено глаголом.

Учитель добавляет в опорную схему на доске карточку со словом

Сказуемое в предложении

Уч-ль: Расскажите еще раз, что такое глагол, опираясь на опорную схему, добавив материал о роли глагола в предложении.

(Учитель спрашивает не менее 2-х учеников).

Уч-ль: Продолжим работу над глаголом и разговор о разнообразии животного мира. Сегодня  мы поговорим об одной из редких птиц. Которая нуждается в бережном отношении к ней. Она живет на болоте и называется – выпь.

(показывается учащимся иллюстрация с изображением птицы)

Уч-ль: Продолжим работу по теме урока. Посмотрите на карточку. Прочитайте предложения, записанные на ней. Какое задание можем выполнить с данными предложениями?

(Дети предлагают свои варианты заданий).

Карточка

Выпь – н…ч…ная птица.

Днём ст…ит на одной но…ке в камышах, прижмёт пер…я, вытянет шею и станет похожей на камыш.

Ноч…ю она ходит по болоту, ловит рыбу.

Днём на выпь нападают ястребы.

Уч-ль: Составьте текст, записывая предложения в порядке увеличения в них количества глаголов. Какое предложение будет первым?

Учащиеся доказывают свой выбор и далее аналогично идёт работа над каждым предложением.

Уч-ль:Объясните написание слов с пропущенными буквами в данных предложениях, объединив их по орфограммам.

Учащиеся самостоятельно выполняют  задание учителя.

Урок подошел к концу. Подведем итог.

Уч-ль:

1. Как называются слова, обозначающие действия предметов?

2. Расскажите, пользуясь опорой на составленную схему. Что мы узнали о глаголе.