Вариативно-дидактические карточки на личностно ориентированном уроке

Разделы: Общепедагогические технологии


Каждый учитель в своей работе использует дидактические карточки. Но не каждый преподаватель использует эти карточки, для того чтобы дети проявляли свою инициативу, творческую самостоятельность. Один из приёмов работы с карточкой в системе личностно – ориентированного образования мы хотим осветить.

В журнале «Директор школы» (апрель 2005год) С.В Зайцев в статье «Личностно-ориентированное обучение младших школьников» раскрывает теоретический аспект работы с вариативными дидактическими карточками (ВДК). Мы же, как учителя практики, хотим показать практическую направленность данной работы. Есть существенные различия в работе с карточками на традиционном и личностно – ориентированном уроке.

Традиционный урок

  • В традиционном уроке учитель сам назначает детей, которые будут работать с карточками и выдаёт их с заданием по уровню знаний детей.
  • В зависимости от целей урока, учитель сам подбирает задание.
  • При подведении итогов работы учитель выставляет отметку только за правильность выполнения задания.
  • Ведущая роль в этом виде деятельности – роль учителя.

Личностно-ориентированный урок

  • Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания детьми. Заметим, что учитель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки ребёнком.
  • Помимо того, что ребенок выбирает себе задание, он выбирает и форму работы (групповая или индивидуальная).
  • Наряду с положительными сторонами в работе с ВДК на личностно – ориентированном уроке, есть и недостатки. Например, сильный ребенок может выбрать легкое задание. Это указывает на психологические особенности ребенка, что он недостаточно уверен в себе. Это «звоночек» учителю для построения дальнейшей работы с этим ребенком. При подведении итогов работы этот факт не остается без внимания учителя.
  • При подведении итогов работы с ВДК на личностно – ориентированном уроке оценивается не только результат, но и ход выполнения работы.
  • Роль учителя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки дети проходят четыре этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности ( * - легкое, ** - сложное)
  • 3 этап – форма работы (групповая, индивидуальная)
  • 4 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ВДК, состоящих из 8 карточек.

Исходя из учебных задач, а также знания индивидуальных интересов и возможностей учеников в классе, подготавливается набор ВДК. В данном случае этот набор состоит из 8 карточек – по четыре с индивидуальным и коллективным заданием. Каждый параметр выбора обозначается на ВДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности, форма работы и характер задания. Эти значки помогают каждому ребёнку сделать осознанный выбор.

1 этап – какими именно по содержанию будут задания определяет учитель. При этом надо исходить из требований учебной программы и знания возможностей учеников в классе.

2 этап – исходя из уровня подготовки детей, подбираются задания легкие и более сложные.         

3 этап – групповая работа строится по определенным правилам:

  • ограниченное время для выполнения работы;
  • ограничение в объеме задания;
  • определенное количество учащихся в группе;
  • чтобы деятельность группы была успешна, должна присутствовать идея вдохновения;
  • успех групповой деятельности – четкое разделение ролей и обязанностей;
  • благоприятный эмоционально – психологический климат в классе;
  • группа должна стремиться к дальнейшему развитию.  

Для ребят, которые работали в группе, на обратной стороне карточки были предложены роли (бригадир, часовой, писарь), которые должны быть выбраны детьми до начала работы и выполнять свои обязанности во время работы с карточкой.

«Бригадир» - отвечает за всю работу группы и во время проверки задания выступает от лица группы.

«Часовой» - следит за временем, которое отведено на выполнение задания.

«Писарь» - отражает мысли группы на бумаге.

4 этап - творческое задание (проблема) – это нестандартное задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний или творческого применения уже имеющихся у него знаний, умений, навыков.

Репродуктивное задание (упражнение) – это стандартное задание в рамках учебной программы, требующее от ребенка точного воспроизведения типовых знаний, умений, навыков.

Сложности.

При выборе карточки, которая заключала в себе индивидуальное задание творческого характера с повышенной степенью сложности, роль учителя очень важна. Необходимо не только оказать ребенку помощь в разъяснении задания, но и оказать психологическую поддержку, вселить уверенность в ребенке, что у него все получится. Эту поддержку ребенок должен чувствовать с момента выбора задания и до момента оглашения его результатов. При подведении итогов урока акцентировать внимание на этом ученике с позитивной точки зрения, несмотря на результаты.

На карточке не обозначается время, отведённое на выполнение задания, т.к. учитель вместе с детьми обговаривает, сколько времени им потребуется.

Карточки могут использоваться на основной части урока: на закрепление знаний, а также при изучении нового материала. Карточки данного образца можно использовать не только на уроках в начальной школе, но и в средней школе. Дидактические задания в содержании карточек определяет учитель. Пример вариативно – дидактических карточек, разработанных нами, можно посмотреть в Приложении № 1.