Тема: Происхождение человека.
«Человек – словно в зеркале
Мир многолик:
Он ничтожен и все же –
Безмерно велик»
(Омар Хайям)
Задачи предметные:
- Конкретизация понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза.
- Сформировать представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными.
Задачи развития: создать условия для дальнейшего формирования следующих умений:
- работать в группе;
- презентовать своё сообщения;
- контролировать и оценивать деятельность свою и группы;
- анализировать и обобщать информацию, представленную в различных формах.
Задачи воспитания:
- Формирование уважительного отношения к мнению другого.
- Формирование толерантного отношения к человеку любой расы и нации.
- Формирование ценности знания.
ХОД УРОКА
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||
I
II |
4 |
1. У. Что мы изучали на прошлом
уроке? У. Что означает термин антропогенез? У. Откройте тетради и напишите только дату, а для темы урока оставите место, мы её напишем в конце урока. На этом уроке вы поработаете в группах. Тему урока не пишем. У. В группах – нарисовать схему факторов антропогенеза (листы А4, маркеры, магниты). 2. Сравниваем схемы на доске. У. Все согласны со схемами? Все схемы одинаковые? Есть ошибки? У. До начало урока каждая группа получила задание: выяснить, какие факторы влияют на развитие предполагаемых предков человека. Набранный материал вы должны были представить в виде презентации. |
||||||||||||||||||||||||||
III |
Постановка |
У. Ваша задача во время
презентации каждой группе своего материала
выяснить, какие факторы на данном этапе эволюции
человека является главными, какие
второстепенные? (Или все факторы на всех этапах всегда были равнозначными?) У. Какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными? |
||||||||||||||||||||||||||
IV |
3-4 каждая группа |
У. Каждая группа заполняет таблицу по материалам презентации (см. ниже). | ||||||||||||||||||||||||||
V |
Анализ групп |
Вывешивают листы на доску У. Будем сравнивать ваши выводы по этапам. Фронтальная работа с результатами групповой работы.
Общий вывод: записали |
||||||||||||||||||||||||||
VI |
Рефлексия |
У. Что мы сегодня рассмотрели на уроке? Как бы вы назвали тему урока? | Происхождение Человека. |
|||||||||||||||||||||||||
3 мин. |
У. Существуют ли
дополнительные современные доказательства,
подтверждающие эволюционные представления
развития человека. Аргументы материала поискать
в тексте (стр. 481). Ответы каждый зафиксирует в
тетради. У. Современные представления
об эволюции человека связаны с представлениям о
расах.
У. Вы склоняетесь в пользу, какой версии? |
Д.
Д. |
||||||||||||||||||||||||||
VII |
Домашнее задание |
Ваша задача привести аргументы или контраргументы каждой версии? |
Таблица
Предмет | Особенности |
Объём мозга |
Внешний вид |
Образ жизни |
Орудия труда |
Огонь |
Тип жилья |
Культура |
Презентации:
- Австралопитеки (Приложение 1)
- Питекантропы (Приложение 2)
- Неандертальцы (Приложение 3)
- Современные люди (Приложение 4)