Урок разработан по учебнику Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк Алгебра-8. Курс разработан учителем математики первой квалификационной категории лицея-интерната г. Буинска РТ Зайнуллиной Гузаль Зуфаровной для дистанционного обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях.
Цель:
- Выработать умения решать неполные и полные квадратные уравнения
- Развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Тема 1.1 Квадратные уравнения и его корни
- Урок 1 Определение квадратного уравнения.
- Урок 2 Неполные квадратные уравнения.
- Урок 3 Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
- Итоговая контрольная точка: контрольные вопросы
Тема 1.2 Формула корней квадратного уравнения
- Урок 1 Решение квадратных уравнений по формуле
- Урок 2 Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Урок 3 Теорема Виета
- Итоговая контрольная точка: Письменная контрольная работа
Урок 1.
Определение квадратного уравненияЦель урока: Уметь выделять квадратные уравнения из других уравнений.
Ход урока
- Решить задачу способом составления системы уравнений: периметр прямоугольного участка 100 м, площадь 600 м2. Найдите стороны участка.
- Ожидаемый ответ: система уравнений
- Сравни полученное уравнение с линейным: чем они отличаются?
- При попытке решения системы получается уравнение х2 – 50х + 600 = 0.
- Будем изучать новый вид уравнений, который содержит член со второй степенью неизвестного. Эти уравнения называются квадратными. Найди в учебнике определение квадратного уравнения.
- Из данных уравнений выдели уравнения, которые содержат вторую степень неизвестного: 2х = 7 – х,
- -3х = х2 + 2,
- (3х – 5) : 2 = 0,
- (х -3) (х + 5) = 0, 7,5,
- 3х2 = 4,5,
- 9х2 = 16.
- Выделенные в предыдущем задании уравнения преобразуй так, чтобы в левой части был многочлен в стандартном виде, а в правой части 0.
- Сравни свои гипотезы с определением квадратного (второй степени) уравнения по учебному пособию (страница 105).
- Используя данную таблицу коэффициентов, составь квадратные уравнения.
а b с 3 -17 14 0 4 3 0 1 - 3 2
- Выпиши коэффициенты квадратных уравнений:
- х2 + 3х – 4 = 0
- х2 – х = 0
- х2 – 1 = 0
- 5 – х2 – 4х = 0
- Распознай по учебнику (страница 107) квадратные уравнения из № 504.
- Найди квадратные уравнения и его коэффициенты № 505.
- Составь 3 – 4 квадратных уравнения.
Из истории развития учения об уравнениях.Урок 2. Неполные квадратные уравнения.
Цель: Выделить классифицирующий признак и способы распознания видов квадратных уравнений.
Проверка домашнего задания.
Составь квадратные уравнения в общем виде, учитывая требования к коэффициентам а b с.
а | b | с | |
I вид | a 0, a 1 | b 0 | c 0 |
II вид | a 0 | b = 0 b 0 b = 0 |
c 0 c= 0 c= 0 |
III вид | a = 1 | b 0 | c 0 |
Проверь себя:
I. ах2 + вх + с = 0,
где а 0, в 0, с 0, а 1
II.ах2 + с = 0, а 0, с 0; ах2 + вх = 0, а 0, в 0; ах2 = 0, а 0
III. х2 + pх + q =0, где p 0, q 0
Уравнения, имеющие I вид называются полными квадратными уравнениями.
Уравнения, имеющие II вид называются неполными квадратными уравнениями.
Уравнения, имеющие III вид называются приведенными квадратными уравнениями.
Прочитай материал учебника на страницах 105,106
Задание: Напиши:
1) полное квадратное уравнение с первым коэффициентом 4, свободным членом 6, вторым коэффициентом (-7);
2) неполное квадратное уравнение с первым коэффициентом 4, свободным членом (-16);
3) приведенное квадратное уравнение со свободным членом , вторым коэффициентом (-3).
Ожидаемый ответ:
- 4х2 – 7х + 6 = 0
- 4х2 – 16 = 0
- х2 – 3х + = 0
Задание: Классифицируй квадратные уравнения:
- х2 + х + 1 = 0;
- х2 – 2х = 0;
- 7х2 + 5 – 13х = 0;
- х2 – 5х + 6 = 0; х2 – 9 = 0;
- х2 – 9х = 0;
- х2 + 2х = 4х2 + 3х – 4.
Задание: Преобразуй уравнения в приведенные:
- 2х2 + 2х – 4 =0
- 18х2 – 12х + 6 = 0
- 4х2 – 16х + 5 = 0
- 4х2 – 12х = 0
Подсказка: разделить все члены уравнения на старший коэффициент.
Задание: Преобразуй уравнения так, чтобы все коэффициенты были целыми числами:
- х2 = 25,
- х2 – 2х + 6 = 0,
- (9 – х2) : 7 = 0.
Подсказка: умножить обе части уравнения на одно и то же число.
Задание: Смоделируй квалификацию квадратных уравнений в зависимости от коэффициентов (дополнить схему).
Задание: Что изучили? Как? Самооценка всей деятельности на уроке.
Задание:
1) распознать по учебнику виды квадратных уравнений № 505;
2) составить квадратные уравнения всех видов;
3) Заполни таблицу:
1. 3х2 – х = 0 2. х2 – 2х + 3 = 0 3. х2 – 25 = 0 4. 7х2 – 5х + 6 = 0 5. 2х2 + х – 3 = 0 6. х2 – 2х – 2 = 0 7. 5х2 = 0 8. 9х2 – 12х + 4 = 0 9. х2 + 4х + 1 = 0 10. – 3х2 – 2х + 5 = 0
Квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, а 0 Приведенное, если а = 1 Неприведенное , если а1 Полное b 0, с 0 Неполное b=0 или с=0 Полное b0, с0 Неполное b=0 или с=0
Заключение: значит , неполные квадратные уравнения бывают трех видов: ах2 + с = 0, а 0, с 0; ах2 + вх = 0, а 0, в 0; ах2 = 0, а 0
Рассмотрим решение уравнений каждого из этих уравнений
(учебник, страница 106, рассмотреть Пример1, пример 2, пример 3.)
Закрепление № 509, 510, 514.
Урок 3.
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучленаЦель: Решать квадратные уравнения, выделяя квадрат двучлена.
- Рассмотрим примеры решения полных квадратных уравнений, т.е. таких уравнений, у которых все три коэффициента отличны от нуля. Начнем с приведенных квадратных уравнений.
Решим приведенное квадратное уравнение х2 +10х +25 = 0.
Представим левую часть уравнения в виде квадрата двучлена.
Получим: (х + 5)2 = 0. Отсюда х + 5 =0, х = -5. Ответ: -5.
Решим ещё одно приведенное квадратное уравнение х2 – 6х – 7 =0.
Если данный квадратный трехчлен расписать по формуле сокращенного умножения. то 6*х это есть 2*3*х, где 2 - означает удвоенное произведение, х- первый член, значит 3 – второй член двучлена. Итак, получим, х2 - 2*3*х + 9, так как в нашем квадратном трехчлене нет 9, то 9 придется отнять, т.е. получим,
х2 - 2*3*х + 9 – 9 -7=0, (х- 3)2 – 16 = 0, (х- 3)2 = 16. Отсюда, х – 3 = -4 или х – 3 = 4.
Ответ: х1 = -1, х2 = 7.
Способ, с помощью которого мы решили уравнение называют выделением квадрата двучлена. Решение еще нескольких уравнений рассмотри на странице 110.
Применяя полученные знания решай № 525, 527
Итоговая контрольная точка: контрольные вопросы
- Сформулируй определение квадратного уравнения.
- Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением? Приведи примеры неполных квадратных уравнений различных видов.
- Сколько корней имеет неполное квадратное уравнение каждого вида?
- Какое уравнение называют приведённым квадратным уравнением?
- Покажи на примере способ решения приведенного квадратного уравнения выделением квадрата двучлена.
Тема 1.2 Формула корней квадратного уравнения
Урок 1.
Решение квадратных уравнений по формулеЦель: вывод и обоснование формулы корней квадратных уравнений и отработка умений применения формулы при решении простейших квадратных уравнений.
- Полное квадратное уравнение имеет вид
ах2 + bx + c = 0, а 0, в и с – любые числа.
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям. Поэтому поступают иначе. Поэтому, имеет смысл сделать ее один раз в общем виде, получив тем самым универсальные формулы для решения произвольных квадратных уравнений.
Рассмотрим в общем виде квадратное уравнение аx2 + bx + c = 0, где а ? 0, и решим его выделением квадрата двучлена:
U U .
Обозначим: D = b2 – 4ac – дискриминант квадратного уравнения (“различитель” – фр.). Что же он “различает”? [количество корней уравнения] А именно:
1) Если D < 0, то корней нет.
2) Если D = 0, то U – один корень.
Если D > 0, то U U – два корня.
Это и есть формула корней квадратного уравнения. Можно ли ее применять для случая D = 0? [Да, проверим это] Именно поэтому принято считать, что если квадратное уравнение имеет одно решение, то это – два совпадающих корня! (мы с этим уже сталкивались).
При решении квадратного уравнения по формуле целесообразно поступать следующим образом:
Вычислить дискриминант и сравнить его с нулём;
Если дискриминант положителен или равен нулю, то воспользоваться формулой корней, если дискриминант отрицателен, то записать, что корней нет.
Например, решить уравнение
1) 7х2 – 5х + 6 = 0
а = 7, b= -5, с=6
D = b2 – 4ac
D=(-5)2 – 4*7*6 = 25 - 4*6*7= 25 – 168 = - 143 <0
Ответ : корней нет.
2) 2х2 + х – 3 = 0.
а=2, b = 1 , с=-3
D = b2 – 4ac
D = (1)2 – 4*2*(-3) = 1+24 = 25 >0
Ответ: -1,5;1.
Закрепление. № 534, 535, 536,544, 547.
Повторение теоретического материала по презентации. Тест на усвоение новых понятий:Вычеркнуть из таблицы разными цветами буквы каждого слова.
Это задание чтобы понять смысл данного понятия, проговаривается при зачеркивании букв каждое слово и запоминается его произношение, концентрируется внимание на смысле данного понятия.
Урок 2. Решение задач с помощью квадратных уравнений
Цель: Составляя квадратные уравнения решать текстовые задачи.
Ход урока
Новый материал. Приступим к текстовым задачам, сводящимся к квадратным уравнениям. В курсе геометрии мы уже встречались с подобными задачами. Сегодня – задачи с “числовым” содержанием. Рассмотрим примеры.
Стр. 120, №557 – прочитай задачу. 1) Составь уравнение [x(x + 2) = 120]; 2) Упрости его и найдите корни [10 и 12] 3) Какой ответ в задаче?
[120 = 10 * 12 или 120 = –12 * (–10)] Как изменится ответ, если добавить условие, что числа – положительные?
Выделим основные этапы решения текстовой задачи:
1) Выбрать переменную или переменные;
2) Выразить через них остальные величины;
3) Составить уравнение или систему уравнений;
4) Решить составленное уравнение или систему;
5) Выяснить, какие из решений уравнения или системы являются решением задачи;
6) Записать ответ задачи.
Письменно:
1) стр. 120, №568 – [(n – 1)2 + n2 + (n + 1)2 = 869]
2) стр. 136, №650 (в тетрадях с полной записью) [–2; 0; 2 или 6; 8; 10]
Составь геометрическую задачу с теми же данными. Как изменится ответ в этом случае?
3) Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 13. Если от этого числа отнять 9, то получится число. записываемое теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите данное число (самостоятельно в тетрадь; краткая запись) [система уравнений; 32]
4) стр. 137, №656 (самостоятельно в тетрадь; краткая запись) [ = 45; 10]
Сравни решенную задачу с задачами: стр. 218, №1122 и Зад.: №5.119.
Домашнее задание: Т.: №567; 652; 655; 1108 (любые две – с полной записью, другие две – с краткой);
Проверка знаний – тестирование.Урок 3. Теорема Виета
Цель: Ввести теорему Виета и применять эту теорему при решении квадратных уравнений.
Ход урока
Сегодня мы продолжаем изучать квадратные уравнения и их корни. Пусть слова Козьмы Пруткова "Зри в корень" будут эпиграфом урока.
Франсуа Виет - французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее - советником французских королей Генриха III и Генриха II. Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом. Ф. Виета называют "отцом буквенной современной алгебры”. Он доказал теорему, которую мы будем сегодня изучать.
Объяснение нового материала
Обратите внимание на уравнения х2 + 4х - 5 = 0 и х2 - 8х - 9 = 0.
Чем они отличаются от остальных уравнений?
(Старший коэффициент в каждом из этих уравнений равен 1). Такие уравнения имеют свое название. Какое? (стр. 109).
Вопрос. Какие уравнения называются приведенными? (Уравнения вида х2+ px+q=0).
Вопрос. Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?
ах2 + bх+с=0.
х2 +b /а *х +с/а = 0.
Задание. Найдите сумму и произведение корней уравнения № 573 (а-г).
Вопрос. Можем ли мы сделать предположение о связи между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами?
х1+х2 = -р,
х1*х2 =q.
Но это нужно доказать. Может быть, не для всех приведенных уравнений эти равенства справедливы.
Кстати, подобный случай описан в фантастическом рассказе А. Бестера "Пи-человек": х2 + х + 41 равно простому числу при х = 0,1,2... Но уже при х = n получается составное число. Рекомендую прочитать рассказ и узнать, чему равно n.
Доказательство теоремы Виета. Учебник - стр.122.
Формулирование теоремы.
Вопрос. Можно ли применить теорему Виета для неприведенного квадратного уравнения?
Задание № 573 (д-з)
Вопрос. Справедлива ли т. Виета для приведенных уравнений, у которых p2-4q <0?
Стихотворение
(К. Вейерштрасс сказал, что нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе).
Теорема Виета. Нет формул важней
Для приведенного уравнения:
р - это сумма его корней,
q - его корней произведение.
Применение теоремы Виета
В.В. Маяковский: "Если звезды зажигают, значит,
это кому-нибудь нужно".
Зачем же нужна теорема Виета?
С ее помощью можно:
- найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его (устно № 577)
- зная один из корней, найти другой (№ 578-581);
- определить знаки корней уравнения (584, 586);
- подобрать корни уравнения, не решая его (№585).
- проверка правильности решения квадратного уравнения (№ 643);
- составление квадратных уравнений по их корням.
Задание. Подсчитайте сумму всех трех коэффициентов уравнения №450(1): 1 + 4-5= 0,
и один из корней равен 1.
Правило 1. Если а + b + с = 0, то один из корней уравнения равен 1. Второй легко подсчитать с помощью теоремы Виета.
Мини-викторина
Назовите год 850-летия Москвы (1997).
Назовите год 200-летия Пушкина (1999).
3. Назовите максимально возможное количество корней квадратного уравнения (2)
1997х2 + 2х- 1999 = 0.
1997 + 2 - 1999 = 0.
Значит, один из корней уравнения равен 1, другой равен- 1999/1997.
Правило 2. Если а - b + с = 0, то один из корней квадратного уравнения равен - 1.
Тест
Задание. Выпиши цифры, стоящие возле правильных ответов. (В результате должны получиться годы жизни Франсуа Виета: ).
1 вариант
1. Выберите среди квадратных уравнений приведенное.
- Зх2 - 7х + 6 = 0 (5),
- х2 - Зх - 2 = 0 (1),
- -х2 - 2х + 1 = 0 (4).
2. Для уравнения 7х2 + 14х - 21 =0 приведенным является
- х2 + 2х - 3 = 0 (5),
- -х2 -2х + 3 = 0 (6),
- 7х + 14x-21 = 0 (7).
3. Сумма корней уравнения х2 - 5х - 6 = 0 равна
- -6 (2),
- -5 (3),
- 5 (4).
4. Произведение корней уравнения х2 + х - 2 - 0 равно
- -1 (2),
- 2 (1),
- -2 (0).
5. Какое из уравнений имеет корни противоположных знаков?
- х2 - 0,4х -1=0 (-),
- х2 + 4х + 0,2= 0 (+),
- х2 - Зх + 48 = 0 (*)?
Итог урока
Стихотворение
Теорему Виета тебе
Я запомнить легко помогу:
Сумма корней минус р,
Произведение q.
Вывод
При решении уравнений можно использовать следующие мнемонические правила:
Квадрат двучлен, без сомнения, равен сумме квадратов его одночленов и их удвоенного произведения
Разность квадратов, помни всегда, произведению суммы на разность равна.
Итоговая контрольная точка: Письменная контрольная работа
1. Выбери среди квадратных уравнений приведенное.
- Зх2 - 7х + 6 = 0 ,
- х2 - Зх - 2 = 0 ,
- -х2 - 2х + 1 = 0.
2. Сумма корней уравнения х2 + 8х -7 - 0 равна
- -7,
- -8,
- 8.
3. Произведение корней уравнения х2 -2 х - 3 = 0 равно
- -3,
- 4,
- -2.
Решить уравнение:
а) 5х2 + 8х -4 =0;
б) 25х2 – 4 = 0;
в) 6х2 = 18х;
г) (х + 3)2 -2(х + 3) – 8 = 0.
5. Найдите два последовательных натуральных числа, произведение которых равно 132.