"Кто в теремочке живёт?" Звуковой анализ слова. Постановка учебной задачи и её внутреннее принятие учащимися

Разделы: Начальная школа


Тип урока:  постановка учебной задачи и ее внутреннее принятие учащимися.

Цели:

  • Помочь ученикам сформулировать, исходя из собственных конкретных действий практический вывод, что не каждый набор значков, обозначающих гласные и согласные звуки, является моделью слова.
  • Начать формировать понимание того, что слово первично по отношению к звуковой модели, т.е. к любому слову можно составить звуковую модель, но не к любой звуковой модели можно подобрать слово.

Задачи:

  • учить установлению соответствия звуковой модели слову;
  • учить соотнесению модели со звучащим словом;
  • учить исправлению ошибок в звуковых моделях слов; подбору слов к предложенным звуковым моделям;
  • учить фиксировать в графико-знаковой форме результаты своей работы и формулировать их с опорой на модель.
  • учить высказывать гипотезы, выслушивать мнения товарищей, оценивать их (пропедевтика учебного диалога)
  • воспитывать толерантное отношение к одноклассникам.

Оборудование:

  • букварь В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, В.А. Левина (1 часть, Вита-Пресс, М, 2008, стр. 32).
  • интерактивная доска и мультимедийная техника (компьютер + проектор).
  • раздаточный материал (полоски цветной бумаги – модели слов, круги и квадраты, соответствующие гласным и согласным звукам по 5 штук, клей).
  • презентация Power Point для наглядного представления учебного материала на «Фестивале …»

ХОД УРОКА

1 этап Создание ситуации успеха

Теоретическое обоснование: этот этап не связан с воспоминанием о прошлых успехах учащихся. Ситуация успеха создается в процессе решения учебных задач, которые опираются на прошлый опыт школьника. Другими словами, учитель должен создает ситуацию, которая демонстрирует уже имеющиеся у учащихся определенные способы работы. На этом этапе нужны конкретные практические действия ребенка. Поэтому первая задача учителя – подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребенку способом и была бы определенной ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке.

Эту практическую задачу, направленную на демонстрацию «ситуации успеха» рекомендуется выполнять индивидуально. Но, учитывая возраст и малый опыт учебной работы, на нашем уроке используется фронтальная работа. Для увеличения эффективности класс делится на подгруппы и таким образом каждый ученик принимает участие в общей деятельности, что дает возможность учителю отследить степень усвоения материала каждым учеником.

Практическая работа

Примечания

1. На интерактивной доске появляется теремок, а под ним схема высказывания «Стоит в поле теремок» (Приложение 1, слайд 1)

У. В какой сказке мы оказались? Как она начинается? (Стоит в поле теремок.)

2. Детям предлагается дополнить схему условными значками слов-названий предметов, признаков, действий

(Приложение 1, слайд 2)

3. Выплывает схема слова «теремок», которую так же дополняем знаками гласных и согласных звуков…

 и предлагается разделить слово на слоги.

(Приложение 1, слайд 3)

4. В соответствии с 4-мя различными видами работ, теремок разделен на 4 части: центральную, 2 боковых и чердак.

5. Работа по соотнесению моделей слов с картинками (волк, аист, паук) и соотнесение модели со звучащим словом ведется в левой части теремка. (Приложение 1, слайд 4)

У. Кто в теремочке живет? Дети называют животных, появляющихся на экране и расселяют их в соответствующие окошки.

(Приложение 1, слайд 5)

6. Подбор слов к предложенным звуковым моделям ведется в правой части теремка. Появляются схемы слов, а окошки теремка с животными (лиса, еж, мышка) закрыты шторками.

(Приложение 1, слайд 6)

У. Угадайте, кто в теремочке живет? А что нам поможет угадать спрятавшихся животных? (схемы)

У. Молодцы, вы подобрали много слов, но чтобы узнать кто же здесь живет отгадайте загадки. (Рыжая птичница из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. В густом лесу под елками лежит клубок с иголками…Сера, мала, никому не мила.)

(Приложение 1, слайд 7)

7. Исправление ошибок в звуковых моделях слов ведется в центральной части теремка. Под окошками появляются схемы, а сбоку на экране картинки «комар, лягушка, медведь»

(Приложение 1, слайд 8)

У. Кто в теремочке живет?

Дети называют животных и учитель просит их расселить. Но тут обнаруживается несоответствие схем названиям животных.

У. Что будем делать? (Исправлять схемы)

1. Если большая часть учащихся демонстрирует задуманную учителем «ситуацию успеха», то педагог и дети переходят на следующий этап урока. Если окажется, что данная практическая задача вызвала у детей трудности, то вступает в силу второй вариант развития событий, а именно учитель отказывается от постановки новой учебной задачи и возвращается к другому типу урока, связанному с действием рефлексивной оценки и контроля, используя 1, 2, 3 задание на стр. 32 Букваря.

2. Фронтальная работа

 

 

 

3. Работа в парах

 

4. Когда пары предъявляют свои догадки могут возникнуть варианты ответов, каждый из которых соответствует схеме. Учитель хвалит детей и обращает их внимание на то, что к одной схеме можно подобрать несколько слов. Чтобы открылись окошки, учитель загадывает 3 загадки.

5. Разные виды ошибок: пропуск звука, неверное деление слова на слоги, в слове «медведь» включена ошибка, которая допускается читающими детьми при выполнении заданий на стр.28-29., т.е. обозначение буквы Ь как звука.

 

 

 

6. Фронтальная работа.

2 этап. Фиксация учителем в словесной форме ситуации успеха

Теоретическое обоснование: результатом работы на данном этапе урока является:

  • эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями;
  • положительная оценка учителем достижений учащихся;
  • фон, на котором более четко проявится второй этап – разрыв.

Практическая работа

Примечания

У. Какие вы молодцы! Помогли всем животным поселиться в теремочке. А все потому, что вы уже многое знаете и умеете. (Приложение 1, слайд 9)  

3 этап Возникновение ситуации интеллектуального конфликта

Теоретическое обоснование: создав «ситуацию успеха», учитель должен предложить другую учебную ситуации. Эта конкретно-практическая задача по внешним признакам должна быть близка к той, которая использовалась для создания ситуации успеха, но ее содержательный элемент должен не позволить ее решить известным детям способом. Выявление их скрытого различия – и есть основание для нового способа или понятия. Возникает определенный разрыв между тем, что дети знают, и чего они еще не знают.

Как правило, этот этап работы целесообразно проводить, используя разные формы сотрудничества на уроке. Вначале детям предлагается индивидуально попробовать решить новую задачу (после той, где они демонстрировали «ситуацию успеха»), а далее по усмотрению детей они сами могут объединяться в пары, группы при возникновении трудностей, или для сопоставления своих способов решения, или для рефлексивного контроля. Дети должны убедиться в том, что способ работы, который только что их привел к успеху, перестает работать в новой ситуации: у некоторых получаются разные результаты, другим вообще не удается получить никакого результата.

Практическая работа

Примечания

На чердаке теремка появляется схема

У. Осталось узнать, кто же живет в последнем окошке. Что для этого будем делать? (придумывать слово к схеме) (Приложение 1, слайд 10).

Сначала работа ведется индивидуально, потом предлагается попробовать в парах, а далее объединиться в группы.
Обнаруживаем, что вариантов ответов нет.

У. Как же так? Вы только что так хорошо работали и вам все удавалось. Что произошло? (Приложение 1, слайд 11)

На этом этапе урока возможны разные варианты развития событий.
Учащиеся могут сказать, что такого слова не существует. И в этом случае переход к следующему этапу урока.
А могут предположить, что такое слово есть, но они его не знают и обратятся за помощью к учителю, предложат поискать слово в словаре, спросить дома у взрослых. И тогда домашнее задание будет попробовать дома придумать слово к схеме.
Но и в первом и во втором случае необходимо зафиксировать ситуации в графической форме.
В первом случае: фиксация открытия.
Во втором случае: о чем надо дома рассказать. Чтобы взрослые поняли наше затруднение и помогли придумать слово.
Тогда учитель предлагает зафиксировать затруднение в виде графической модели.

У. Давайте зарисуем и проговорим, что вы будете спрашивать у родителей.

4 этап. Фиксация места «разрыва» (интеллектуального конфликта) в графико-знаковой форме

Теоретическое обоснование: этот этап является центральным в данном типе урока. Первые два этапа работали на то, чтобы дети сами пришли к мысли о том, что у них еще недостаточно умений и знаний для решения любых задач. Именно на данном этапе они должны испытать «дефицит своих способностей» для того, чтобы самим вместе с учителем сформулировать то, чего им сейчас не хватает. Другими словами, сформулировать учебную задачу, которую им же предстоит решать. Именно здесь возникает у ребенка познавательный мотив – двигаться дальше в познании учебного предмета.

Фиксация проблемы происходит в два этапа: вначале в результате общей дискуссии выявленный «разрыв» проговаривается словесно отдельными учащимися, а потом им предлагается в малых группах продумать, как обнаруженную проблему можно зафиксировать на бумаге. Идет обсуждение способов фиксации проблемы и выбирается вариант, который устраивает весь класс.

Практическая работа

Примечания

Дети вместе с учителем определяют, в чем отличие последнего задания от предыдущих.

Предлагается детям подумать и обсудить в какой момент возникло затруднение, чем отличалось последнее задание от тех, которые учащиеся только что с легкостью выполняли.

Что помогло выполнить первое задание? – Картинки по которым мы проговорили, слова.
А что пришло на помощь во втором задании? – Картинки и загадки, которые убрали лишние слова.
Почему стали возникать лишние слова? – Была просто схема, а к ней можно подобрать много слов.
А почему в третьем задании не возникало много лишних слов, а вы догадались, что схемы с ошибками? Нам опять пришли на помощь картинки – слова.
Значит, зная заранее слово, вы без труда можете найти к нему схему?
Давайте попробуем еще раз проговорить:

  • зная слово – легко подобрать схему;
  • к некоторым схемам мы можем придумать слова;
  • к некоторым схемам не удается придумать слово.

Попробуйте представить получившийся результат в виде схемы для коллективного обсуждения.

Работа ведется в группах или парах, по выбору учащихся. Затем группы представляют результаты и проговаривают свою схему:

Учитывая возраст и малый опыт учебной работы, на нашем уроке учитель практически сам подводит детей к проговариванию заранее составленной схемы, но на этапе проговаривания схемы учителя дети не видят

5 этап. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом в словесной форме

Теоретическое обоснование: после фиксации проблемы в тетрадях учащиеся вместе с учителем должны вновь вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках. Здесь можно организовать и групповое традиционное  обсуждение в конце урока: «Ребята, как бы вы смогли сформулировать задачу наших последующих действий?» После высказывания детей с опорой на схему, фиксирующую существо проблемы, необходимо, чтобы и сам учитель сформулировал с учетом предложений учащихся учебную задачу. На этом же этапе следует домашнее задание, которое заключается в том, чтобы дети с помощью тетради рассказали родителям о той проблеме, которая возникла у них на уроке.

Практическая работа

Примечания

У. Дети, как вы думаете, какое будет ваше домашнее задание?

Учитель напоминает, что дома надо будет рассказать взрослым о том затруднении, которое встретилось на уроке и попытаться его решить.

У. Давайте потренируемся. Сначала проговорю я, а потом вы.

После того, как группы выступили со своими предложениями, учитель представляет свою заранее заготовленную схему со словами «А я бы тоже хотела поучаствовать в общей работе».
При выборе общепризнанной схемы не обязательно придерживаться учительского варианта. Если детям удастся составить интересную модель, конечно надо принять ее.
Но, учитывая, что урок проводится в 1 классе, учитель, конечно, готовит свой вариант.

6 этап. Эмоциональная нотка в конце урока

Практическая работа

Примечания

У. В какой сказке мы с вами побывали? Кто помнит, как обычно заканчиваются сказки? А есть и такая концовка: «Тут и сказке конец, а кто слушал – …» Выплывает схема высказывания, дети хором договаривают последнее слово.
И при наличии времени учитель просит склеить схему слова МОЛОДЕЦ. (Приложение 1, слайд 12)
А если урок подошел к концу – то спрашивает: «Кто же у нас сегодня молодец?»
Эмоциональное завершение.

Таким образом, в нашем уроке можно выделить 6 этапов:

  • 1 этап – «ситуация успеха» оценка учащимися своих знаний;
  • 2 этап – фиксация учителем в словесной форме ситуации успеха;
  • 3 этап – «ситуация интеллектуального конфликта» в рамках изменившихся условий вычленение незнаний учащихся;
  • 4 этап – фиксация «разрыва» в графико-знаковой форме;
  • 5 этап – формулировка учебной задачи в словесной форме;
  • 6 этап – эмоциональная нотка в конце урока.

Приложение 2