Литературное творчество

Разделы: Начальная школа


В программе по русскому языку для начальных классов есть раздел «Связная речь», включающий обучение написанию рассказа. Если в обычных классах, согласно требованиям традиционной методики, педагог специально учит школьников написанию рассказа, то в классах, занимающихся по системе Л.В. Занкова, учитель тактично и умело направляет процесс детского литературного творчества, создавая для него наиболее благоприятные условия. Вместе с тем он вникает и в детали выражения впечатлений, чувств, мыслей детей в слове.

Сегодня жизнь требует от выпускников школы креативности, способности к аналитической деятельности, коммуникативной компетентности, способности к саморазвитию. Для развития этих востребованных качеств личности в системе Л.В. Занкова создаются условия с первого класса.

В 1991-1993 гг. в Москве я посещала курсы по изучению этой дидактической системы, которая увлекла меня своей новизной, нестандартными формами занятий, интенсивностью и богатством содержания, своей целостностью, проработанностью целей и задач, дидактических принципов и организационных форм, продуманностью системы изучения эффективности обучения и развития школьников. С тех пор я работаю по этой системе. За эти годы накоплен опыт, которым хочу поделиться.

Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка. Развитие творческих способностей обучающихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Для того, чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.

Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью книг, картин, рассказов других людей, так и на основе своего опыта и наблюдений.

Развитие речи детей затруднено без овладения ими определенной формой речевого высказывания, разнообразными средствами его построения. Реализации этого требования способствует усвоение моделей различных текстов и осознанное их использование для создания речевых сообщений.

Немаловажным условием развития речи детей является также освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. Над освоением языковых средств, структуры языка мы с учащимися основательно работаем на уроках русского языка, родного языка. Работа над использованием языка в различных  речевых ситуациях часто проходит поверхностно из-за загруженности материалом, нехватки времени на его изучение. Мне очень хотелось с моими учениками создавать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях и т.д.; описывать случаи из своей жизни, ведь в жизни часто у нас возникает потребность рассказать кому-нибудь о том, что с нами произошло,  что мы видели или переживали. Рассказать нужно понятно, живо, ярко, иначе собеседник и слушать не станет. А перевести этот рассказ на бумагу и грамотно, и интересно еще труднее.

Литературное творчество в школьном возрасте

Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [стр.3].

Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий. 

Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения. 

Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.

Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества. 

Безусловно высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины. 

Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

У младших школьников при переходе к письменной речи отсутствует внутренняя потребность в писании, т.е. ребёнок часто не понимает, для чего ему нужно писать. Поэтому развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более лёгким и успешным тогда, когда ребёнок пишет на такую тему, которая является для него внутренне понятной и побуждающей к выражению в слове собственного внутреннего мира.

Детскому коллективному литературному творчеству свойственны следующие черты:

  • комбинирующая фантазия
  • эмоциональный подход
  • стремление привести эмоциональное и образное построение во внешнюю словесную форму
  • детское творчество питается впечатлениями, идущими от действительности

Л.С. Выготский сравнивает отношение детского творчества к взрослому творчеству, с одной стороны, с отношением детской игры к взрослой жизни, с другой.

Основываясь на этой аналогии, Л.С. Выготский предлагает развивать и стимулировать детское литературное творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.

Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое – в нём еще не разведены отдельные виды искусства. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства – на детскую игру. Связь детского художественного творчества и игры заключается, по Выготскому, в следующем: 

  • ребёнок творит свои произведения в один приём, редко работает над ним долго;
  • нераздельность детского литературного творчества, как и игры, с личными переживаниями ребёнка

Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью.

Я поставила цели: 1) формировать у обучающихся творческое отношение к восприятию нестандартных заданий и способность их выполнять; 2) организовать творческую деятельность детей во внеурочное время; 3) совершенствовать познавательно-речевое развитие школьника. Так возникла идея создания кружка «Юный корреспондент».

Любая творческая деятельность всегда отражает индивидуальность: это форма самореализации личности, возможность выразить  свое особое, неповторимое  отношение к миру. Потребность в творческом самовыражении заложена в природе человека; ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я», что стала девизом моей работы с детьми.

К творческой деятельности побуждает любой прием, направленный на выражение чувства удивления, новизны, а также готовности умению принять нетрадиционные решения, найти оригинальный ответ. Ребятам предлагала ответить на вопросы: «Какая бывает зима?», «Ох, уж эти мальчики (девочки)!», «За это меня наказали». Первые ответы детей на эти вопросы были короткими, односложными, они мучительно выискивали, о чем бы еще написать. Поражала бедность воспоминаний.

Я разработала методику: 1) предлагала ученикам рисовать и устно составить рассказ по рисунку, так как графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов. «Ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель» (К.Б. Бархин). 2) после того, как ребенок составил рассказ по рисунку, он принялся писать об этом. Первые рассказы получались коротенькие. Дети очень любят животных. Серию рассказов про животных назвали «Рога и копыта».

«Моя бабушка делает кумыс. Кумыс – кисленький напиток, а делают его из молока лошади. Однажды мы с бабушкой пошли доить лошадь. Бабушка села и стала доить. Я смотрела на лошадь и решила погладить ее влажную мягкую мордочку. Лошади это не понравилось. Она подскочила. Моя бабушка испугалась, выронила ведро из рук. Молоко пролилось на землю. Меня сильно поругали. Я заплакала». (Динара Бахтиева, 2 класс).

«У нашей коровы родился теленок. Она девочка и вся красненькая, поэтому мы ее назвали Малина. Малина очень забавная, особенно мне нравятся маленькие рожки. Как-то раз моя мама кормила ее  на лугу, а я решила над ней подшутить. Подошла к ним тихо-тихо и так сильно закричала, что Малинка напугалась и убежала. Мы с мамой побежали за ней, но не могли догнать. Вдруг навстречу нашей Малинке выбегает табун лошадей. Они чуть не задавили маленького теленка. Мама успела ее схватить за веревку и оттащит в сторону. Я только тогда поняла, что из-за своей глупой шутки чуть не потеряла любимую Малинку». (Хабибуллина Айсылу, 2 класс).

3) Постепенно детям предлагала описать конкретные жизненные ситуации. Таким образом, они научились обрабатывать события и явления  действительности, стремясь отражать  в ней как можно больше. Тематика литературного творчества определяет близкие для детей явления, события и случаи из жизни.

Самые удачные рассказы помещали на школьном стенде «Юный корреспондент». Повышению заинтересованности способствовало  печатание рассказов учащихся в республиканской «Воскресной газете». Первые рассказы были напечатаны в 2003 году. Могу с гордостью сказать, что мои «юные корреспонденты» - частые «рассказчики» детской страницы «Простоквашино». Многие «простоквашинские проекты» я включила в план работы кружка. Это рубрики «Мой любимый человек», «Это случилось со мной». «Рога и копыта», «Есть идея!».

Мальчики пишут о своих любимых велосипедах и рыбалке: «Вот так столкновение!..»

  • «Я обожаю кататься на велосипеде. Но прежде чем научился ездить, много раз падал и разбивал колени. Самым трудным оказалось научиться правильно тормозить…» (Денис Захаров, ВГ №25, 2004 г.)
  • «Когда мои друзья со мной… (Женя Никитин, ВГ №50, 2003 г.)
  • «Семь килограммов… удачи» (Женя Никитин, ВГ №7, 2004 г.)
  • Девочки любят писать о своих любимых питомцах: кошках, собаках…
  • «Белка… в погонах», «Подружится с зимою «пальма» (Катя Николаева, ВГ №51, 2004 г.)
  • «Вот так путешественница!» (Елена Кузнецова).

Многие рассказы поучительны. Они посвящены опасностям, которые нас окружают. Дети в своих рассказах призывают своих одноклассников быть осторожными и не повторять их ошибок. «Цветной «утюг» (Татьяна Кузнецова), «Вот так «поиграли»!» (Артур Гимранов).

Самыми любимыми рубриками стали «Это случилось со мной», «Когда я был(а) маленьким (-ой)», «О своих одноклассниках».

  • «Дедушка шваброй нас доставал, только «воспитывать» ею не стал!..» (Рогив Руслан, ВГ №38 2004 г.)
  • «А где-то растут баобабы» (Максим Панков, ВГ №9 2004 г.)
  • «Как мы забыли своего одноклассника» (Таня Кудрявцева), «Вот так номер» (Настя Никитина), «Если очень сладок мёд» (Крупская Карина), «Маугли … в крапиве» (Хамченко Артем) и т.д.

Заключение

Написание рассказов стало для моих воспитанников любимым делом. Они стремятся рассказать обо всем, что увидели, пережили. Такая форма работы для меня и моих учеников положительно повлияла на организацию уроков русского языка и литературы.  Качество знаний по этим предметам 90-95%, успеваемость 100%.

 Дети стали писать сочинения более содержательно, обязательно указывая свое отношение к происходящему. Они усвоили, что любой автор, прежде чем  приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет рассказать читателю, для чего он должен об это рассказать, как он будет это делать. Иными словами, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

И конечно, учу их грамотно и аккуратно оформлять свои произведения. Естественность высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает жизненному назначению, а именно общению, наилучшим образом служит развитию литературного творчества.

Заложенные в начальном звене творческие начала требуют продолжения. Дети активно сотрудничают с печатными изданиями в старших классах. У нас в гимназии существует издательский проект, в котором заняты обучающиеся основной школы (6-9 классов). Ими выпускается литературный альманах «Полярная звезда» и его приложение – газета «Домовёнок». В этих изданиях регулярно печатаются и материалы «Юного корреспондента».

Список используемой литературы:

  1. Л.С. Саломатина. Имя существительное. Творческое задание. Начальная школа №2 (8) /2006.
  2. В.И. Воробьева, С.К. Тивикова.  Сочинение по картинам в начальных классах. Тула «Родничок» Москва «Астрель». «АСТ» 2004. 
  3. Е. Дунаева. Развитие творческой деятельности учащихся. «Учитель Башкортостана» №4, 2006.
  4. Л.В. Занков. Избранные труды «Литературное творчество» Москва Педагогика. 1990.
  5. Л.С. Выготский. Литературное творчество в школьном возрасте. https://psy.1sept.ru/

Приложение