В последние годы резко возросло количество детей с задержкой речевого развития (ЗРР), и поэтому увеличилось количество обращений со стороны родителей за консультацией по поводу развития речи детей раннего возраста.
Как помочь ребенку, если его речь развивается с задержкой? Что значит ранняя логопедическая помощь? Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка? и т.п.
Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе людей. И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. “Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша”. Е. Волосова.
“В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи”. (С.А.Миронова).
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работает клуб для родителей детей 2 – 3 лет. Руководители клуба учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию детей. Почему такое взаимодействие? Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых, таких как, И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые доказывают, что развитие движений детей оказывает благоприятное влияние на формирование речи.
Разработанная нами система пропедевтики нарушений речевого развития через двигательную активность, представляет собой блок занятий в клубе, осуществляющихся на основе активного вовлечения взрослых в коррекционное взаимодействие с ребенком раннего возраста.
Клуб для родителей преследует определенную цель: совершенствование системы совместной деятельности родителей и специалистов ДОУ, направленной на физическое и речевое развитие ребенка.
Задачи:
- Формировать положительное взаимодействие родителей – детей – сотрудников ДОУ.
- Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах речевого и физического воспитания детей.
- Оказать квалифицированную помощь родителям в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях.
Для этого нами был составлен план работы с семьей.
Сентябрь
Беседы с родителями. Анкетирование.
Задача: уточнить степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка. Определить запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом в ДОУ, компетентность в вопросах воспитания детей.
Октябрь
Круглый стол “Речь и движение”.
Задача: доказать взаимосвязь между общей и речевой моторикой.
Ноябрь. Практикум “Игры, которые лечат”.
Цель: Ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания.
Декабрь
Консультация “Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста”.
Цель: ознакомление родителей с играми и упражнениями, направленных на развитие мелкой моторики малышей.
Январь
Неделя “открытых дверей”.
Цель: создание комфортной социальной среды, предусматривающей определенный стиль общения между родителями и ребенком (доброжелательность, взаимопонимание, сотрудничество, уважение личности, учет интересов и желаний ребенка).
Родители могли не только посмотреть открытые занятия, но и сами поучаствовать в них. Вместе с детьми родители играли в дидактические игры; игры на развитие мелкой и общей моторики (предложенные логопедом и инструктором по физической культуре) и т.д.
Февраль
Семинар – практикум “Малыш и речь”.
1) Сообщение из семейного опыта “Как я учу малыша говорить”.
Цель: создание условий для речевого развития ребенка в семье.
2) Практикум. Совместное изготовление пособий для речевого развития детей (звуковые дорожки, куклы и мячи - самоделки; панно “Живые звуки и т. д.”).
Март. Дискуссия “Нужна ли физкультура в семье?”
Цель: создание условий для двигательной активности ребенка в семье.
По окончании дискуссии родители пришли к единому мнению: для успешного решения задач физического воспитания в домашних условиях необходимо приобрести физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи, велосипед, самокат и т.д.) и организовать уголок здоровья дома.
Апрель. Практикум “В отпуск с малышом”
Задача: доказать родителям значимость игры во время проведения совместного отпуска.
Праздник “Веселый малыш”
Цель: формирование у детей положительного эмоционального настроя на совместную работу с родителями; развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Помимо этого для родителей были организованы консультации
- с психологом, который убеждает родителей в необходимости воспитывать ребенка, учитывая его природную индивидуальность; а также оказывает помощь в поиске адекватных путей, средств и методов воздействия и понимания собственного ребенка;
- с невропатологом, который после обследования ребенка дает рекомендации по интеллектуальному развитию, назначает медикаментозное лечение в зависимости от характера выявленной патологии.
Благодаря активным усилиям родителей в работе со своими детьми, с использованием полученных в клубе знаниями и тесным взаимодействием с логопедом и инструктором по физической культуре, наблюдается положительная динамика в коррекции задержки речевого развития.
Сравнение результатов первоначальной и итоговой диагностики позволило зафиксировать позитивную динамику в развитии речи детей:
- 56% детей речевое развитие соответствует возрастной норме
- 27% детей показали значительные улучшения со стороны речевого развития
- 16,6% – имеют незначительные улучшения (это частоболеющие дети).
Для родителей этих детей была проведена дополнительная, индивидуальная консультация с участием медицинских специалистов и даны рекомендации на летний период.
Клуб заботливых родителей оказался наиболее эффективной формой работы с родителями. Участники клуба сделали для себя выводы:
- комплексный подход к воспитанию детей раннего возраста является одним из путей эффективного решения проблем речевого развития;
- формирование движений (динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы) происходит при участии речи;
- становление общей моторики способствует совершенствованию движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти и т.д.).
А также родители имели возможность познакомиться с играми, развивающими речь детей, наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценивать его речь, участвовать в совместной деятельности, активно принимать участие в праздниках и развлечениях, проведенных совместно с детьми.
Таким образом, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ показало высокую эффективность работы в данном направлении и благополучно решает многие проблемы в преодолении задержки речевого развития детей.