Одной из главных задач любого образовательного учреждения считается дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик — это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации. Такой срыв нередко проявляется в виде болезни, нездоровья, причем конкретные формы стрессорных реакций могут быть весьма разнообразны. Это и обострение хронических заболеваний, и частые респираторные заболевания, нарушения работы важных функциональных систем организма, нервно-психическое перенапряжение. Чем ниже уровень здоровья подрастающего поколения, тем выше ответственность школы за его укрепление и сбережение.
Нам известны основные факторы школьной среды, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на здоровье учащихся. Теперь рассмотрим важнейшие факторы более пристально. В качестве материала для такого рассмотрения мы воспользуемся результатами физиолого-гигиенического мониторинга, который проводился в течение 3 лет по всей России в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, организованного Министерством образования РФ в 2001-2004 гг. Обследование проводилось более чем в 2000 школ из 56 городских и сельских регионов России но единой методике, что позволило получить богатый фактический материал, характеризующий разнообразие здоровьесберегающего потенциала современной российской школы. В процессе мониторинга на вопросы специально разработанных анкет отвечали директора школ, классные руководители, медицинские работники, родители и сами ученики. Кропотливая обработка результатов такого анкетирования, проведенная в Центре образования и здоровья Минобрнауки РФ, позволила выявить некоторые весьма интересные закономерности, оценить здоровьесберегающий потенциал различных образовательных учреждений, выявить лидеров и аутсайдеров движения, направленного на сохранение и укрепление здоровья школьников, воссоздать портреты «типичной школы» и «типичного школьника» России в начале XXI века.
Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения — это тот ресурс, который школа может непосредственно использовать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. Как показали результаты мониторинга, здоровьесберегающий потенциал современной российской школы складывается из следующих основных компонентов: инфраструктура школы; наличие оборудования и условий для организации оздоровительной работы; состав и уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива; количество и квалификация медицинского персонала, а также дополнительного персонала; наличие спортивно-оздоровительного оборудования; деятельность спортивных секций и кружков но интересам.
Школы разного вида обладают разными возможностями для проведения системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Анализ данных анкетирования школ Российской Федерации, принявших участие в эксперименте, показал, что распределение по видам образовательных учреждений составило: средних общеобразовательных школ в городе — 79,3%, на селе — 87,4%; доля начальных школ в городе и на селе оказалась почти одинаковой (около 3,5%); основная школа представлена на селе в четыре раза больше, чем в городе; прогимназии имеются только в городе, сельских гимназий в 6, а лицеев в 13 раз меньше, чем городских; малокомплектных городских и сельских школ примерно поровну. Таким образом, наиболее распространенным видом ОУ по стране в целом являются средние общеобразовательные школы.
Важным фактором организации школьной среды является характеристика здания школы, основные характеристики которого в городе и на селе примерно одинаковы. К сожалению, регулярный косметический ремонт проводится только в половине городских и сельских школ России, по-видимому у остальных не хватает на это средств. В большинстве школ Российской Федерации соблюдаются санитарные нормы и гигиенические требования к этажности школьных зданий.
Состояние здоровья детей и подростков в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией трудового обучения, спортивных секций и кружков, Все это зависит от нагрузки, квалификации и активности преподавателей, что необходимо учитывать при анализе здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.
С целью развития здоровьесберегающей среды на базе нашей школы был создан Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся, который распространил поле своей деятельности не только на учащихся ОУ и их родителей, но и на весь большой коллектив.
Наш школьный Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся – дело молодое. В его структуру входят следующие основные службы: Первая из которых, служба административного сопровождения, работа которой основывается на научно-методических рекомендациях окружного научно-методического центра и Московского института открытого образования.
В службу педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса вошли учителя предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.
В организационную структуру нашего Центра входит так же и служба социально-психологического сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед. В школе организованы и успешно функционируют Медико-психолого-педагогический консилиум и Совет школы по здоровьесбережению.
Служба медицинского сопровождения представлена школьными медицинскими работниками, а так же врачами-специалистами Городской детской поликлиники № 138, с которой школа заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся и всего педагогического коллектива наша школа внедряет в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие технологии, такие как:
- Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
- создание безопасной и комфортной школьной среды, благоприятного психологического климата;
- организация двигательной активности учащихся;
- ведется целенаправленная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организовано рациональное питания для учащихся и сотрудников ОУ;
- осуществляется медицинский контроль за развитием учащихся, работа с «детьми группы» риска по здоровью, социально-профилактическая работа, а так же происходит наблюдение за всеми видами здоровья педагогов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сотрудники ОУ пытаются разработать и внедрить свою систему здоровьесбережения учащихся с учетом специфики ученического коллектива школы, ее территориального расположения и местопроживания учащихся; с учетом отдаленности медицинских учреждений разной специализации, отдаленности от спортивно-культурных учреждений города и так далее.
Создание и внедрение этой системы здоровьесбережения не означает, что школа превратиться в придаток медицинского учреждения. Сохранность и функциональность образовательного учреждения – это одна из проблем, которая стоит перед всеми школами, озабоченными вопросами здоровьесбережения учащихся. Мы надеемся вступить в тесный контакт с работниками таких школ и разработать общую стратегию и тактику, на основе которых каждая школа смогла бы разработать свою систему здоровьесбережения.