Класс: 10 гуманитарный.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технология: проблемно-исследовательская.
Цели.
- Расширить представления учащихся о границах делового стиля.
- Научить составлять текст рекламы.
- Воспитывать культуру делового общения.
Оборудование. Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Приложение 1).
Ход урока
I. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА.
- Знаете ли вы, что такое реклама?
- Считаете ли вы, что она необходима в жизни?
- Нужно ли вам знать те законы, по которым реклама создаётся?
Экспресс-диагностика проводится с помощью сигнальных карточек со знаками «+» и «-». Количество положительных и отрицательных ответов сводятся в таблицу.
II. БЕСЕДА.
Вопрос учителя. Давайте подумаем, что такое реклама?
Предполагаемый ответ учеников. Информация.
Информация о чём?
- О товаре.
- Об услуге.
- Об их качестве.
- О потребительских свойствах товара, услуги.
Для чего она нужна?
- Для реализации товара, создания спроса.
- Для создания популярности товара и услуги.
Попробуйте дать определение. Что такое РЕКЛАМА?
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и различных видов услуг с целью их реализации, создания на них спроса.
Слайд № 1 мультимедийной презентации.
Определим, какие могут быть у рекламных текстов функции?
- Информационная (О ЧЁМ?)
- Экономическая (ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА?)
Учитель дополняет информацию.
- Предписывающая (корректирование у взрослых поведенческих стереотипов, создание новых этических идеалов, системы ценностей, формирование общественного сознания).
- Воспитательная (формирование базовых моделей поведения и базовых ценностных установок у детей).
- Просветительская.
- Эстетическая.
- Социальная. («Позвоните родителям!» «Измерьте артериальное давление!»)
Слайд №2 мультимедийной презентации.
Учащиеся делают записи в тетрадь.
Учитель. Исходя из определения, мы можем сказать, что все функции рекламы всё же сводятся к двум: информационной и экономической.
Какую из этих функций выполняет СОЦИАЛЬНАЯ реклама?
- Информационную и опосредованно экономическую.
Изменится ли текст рекламы в зависимости от условий его размещения (телевидение, радио, постерная (наружная) реклама)?
От чего это зависит?
Учитель и учащиеся делают обобщение о необходимости учитывать при составлении текстов рекламы каналы восприятия (визуальный, аудиальный и аудио-визуальный).
III. АНАЛИЗ рекламы, расположенной на слайдах.
Слайды №3,4,5,6 мультимедийной презентации.
Определите, какую функцию выполняет реклама, предложенная на слайдах?
IV. АНАЛИЗ текста.
Слайд № 7 мультимедийной презентации.
А также на столе текст №1.
ТЕКСТ №1.
22 июня 1927 г.
В помещении клуба «Картонажник»
состоится лекция на тему:
«Плодотворная дебютная идея»
и сеансы одновременной игры в шахматы
на 160 досках гроссмейстера О. Бендера.
Все приходят со своими досками.
Плата за игру – 50 коп. Плата за вход – 20 коп.
Начало ровно в 6 часов вечера.
Можем ли мы сказать, что это реклама?
- Нет. Это лишь информация о событии, которое должно произойти. Это объявление.
На основании каких знаний о рекламе мы делаем подобные умозаключения?
Учащиеся сталкиваются с нехваткой информации о рекламе. Для решения этой проблемы учитель предлагает обратиться к анализу текста №2.
Слайд №8 мультимедийной презентации.
А также на столе текст №2.
ТЕКСТ №2.
Зовёте вы или не зовёте,
Просите или не просите,
Но к вам обязательно
приходят гости.
Бросишься угощать,
А в доме ни крошки.
Хлеб высох,
Масло поели кошки.
Что делать?..
Положение отчаянное…
Беги
Покупай печенье «Чайное».
(В. Маяковский.)
Можем ли мы сказать, что это реклама, ведь вся информация только о том, что печенье называется «Чайное»? Объясните свою позицию.
- Учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель предлагает СОСТАВИТЬ ПЛАН текста Маяковского, чтобы понять, как это сделано.
- Неотвратимость случившегося.
- Безвыходная ситуация. (Важно обратить внимание на обобщенно-личное предложение, свидетельствующее о типичности, узнаваемости ситуации).
- Лозунг – призыв к действию! (Вывод об этом делается при анализе форм глагола).
V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ РЕКЛАМЫ.
Учитель предлагает учащимся определить основные составляющие части рекламного текста. Следует отметить, что это условный порядок размещения пунктов плана.
- Кому?– обращение.
- Что? – информация.
- Призыв к действию.
- Адрес рекламодателей.
Слайд №9 мультимедийной презентации.
Учащиеся делают записи в тетрадь.
VI. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА.
Учащиеся работают в группах по 4 – 5 человек. Они получают творческое задание: «Измените текст объявления (текст №1) так, чтобы объявление стало рекламой».
Составление текстов рекламы.
Чтение и анализ предложенных текстов рекламы.
VII. БЕСЕДА.
Учитель ведёт беседу о приёмах, используемых копирайтерами при составлении рекламы.
Учитель спрашивает у учащихся, какой из написанных ими сейчас текстов рекламы вероятнее всего привлечёт внимание потребителя.
- Учащиеся определяют свою позицию, аргументируя её, определяя наиболее действенные приёмы завоевания внимания потребителей.
Учитель продолжает беседу, говоря о том, что реклама должна быть заметной.
Этого добиваются разными способами.
Учитель и учащиеся анализируют текст Н. Тэффи, написанный в начале 20 века. Учитель читает текст.
Слайд № 10 мультимедийной презентации.
Обратили ли вы внимание, как составляются новые рекламы?
С каждым днём их тон делается всё острее и внушительнее. Где прежде предлагалось, там теперь требуется. Где прежде советовалось, там теперь внушается.
Писали так: «Обращаем внимание почтеннейших покупателей на нашу сельдь нежного посола».
Теперь:
«Всегда и всюду требуйте нашу нежную селёдку!»
И чувствуется, что завтра будет:
«Эй ты! Каждое утро, как глаза продрал, беги за нашей селёдкой».
Учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы.
Какую форму обращения вы бы предпочли?
Какая наиболее действенная?
Какие эмоции вызывает последний текст рекламы?
При анализе текстов рекламы следует обратить внимание на стиль всех трёх текстов (2-й текст – вкрапление разговорного «селёдка», 3-й текст – просторечия).
Учащиеся обращают внимание на следующее.
- Агрессия.
- Обращение к потребителю (было «почтеннейшие покупатели», «вы», «ты»).
- Было изъявительное наклонение «обращаем», стало повелительное «беги».
- Сначала обтекаемое «всегда и всюду», теперь предписывающее «каждое утро».
- Два последних текста рекламы сведены до лозунга – призыва.
Учитель говорит, что чаще всего современная реклама – только призыв.
Приведите свои примеры.
Учащиеся приводят примеры.
Слайд № 11 мультимедийной презентации.
Нереально вкусно, попробуйте!
Смотрите телевизор по-новому!
Можем ли мы сказать, что это неудачные примеры?
Информация учителя. Рекламный призыв получил название СЛОГАН.
Слайд № 12 мультимедийной презентации.
Слоган – рекламный лозунг, содержащий легко запоминающуюся формулировку рекламной идеи.
Это предложение или фраза, служащая для запоминания товара.
В ней обычно нет конкретной информации о свойствах товара.
Анализ рекламных слоганов.
Слайд № 13 мультимедийной презентации.
«МТТ: уверенность в каждом звонке».
Какую функцию выполняет двоеточие?
«Уверен в дыхании – уверен в себе»
Почему авторы поставили тире?
«Крутая полифония уже в твоём мобильном.»
Кому обращен этот слоган? Как вы это определили?
«Настоящие чемпионы выбирают новый гель для бритья»
Определите аудиторию, к которой обращён слоган.
Какие языковые средства используют копирайтеры?
«Тойота. Управляй мечтой.»
Определите роль односоставных предложений.
Определите функцию предложенных текстов рекламы.
- Предписывающая, воспитывающая покупателя.
Учитель просит учащихся назвать излюбленные приёмы копирайтеров, использующиеся для привлечения внимания потребителей.
Учитель подводит итог беседы.
В слогане есть направленность. Управляемость. Вы сделаете так, как диктует вам (повелительное наклонение) моя реклама.
VIII. СОСТАВЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА РЕКЛАМЫ.
Учитель. Составим план текста рекламы курсов по подготовке к ЕГЭ.
Для этого вы должны определить, что вы должны отразить в рекламе (кому она адресована, где она будет размещена), на какую информацию вы должны обратить внимание потребителя.
Работа в группах.
Чтение и анализ созданных учащимися текстов рекламы.
IX. ЭКСПРЕСС-ОПРОС. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Вопросы учителя.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что важное сегодня поняли?
Подведение итогов. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед ними в начале урока, ещё раз.
- Знаете ли вы, что такое реклама?
- Считаете ли вы, что она необходима в жизни?
- Нужно ли вам знать те законы, по которым реклама создаётся?
Количество положительных и отрицательных ответов заносится в таблицу. Учитель комментирует результат двух опросов.
Возможно домашнее задание. Составьте текст рекламы курсов по подготовке к ЕГЭ, учитывая, на какого потребителя она направлена.