Гомилетика, или устная защита научно-исследовательской работы

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: Подготовить учащихся к устной защите научно– исследовательских работ.

Задачи:

  1. Сформировать представление о риторике.
  2. Провести практикум по красноречию.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

План:

  1. Введение. Презентация (Приложение) – слайды 1-12
  2. Практикум. Презентация – слайд 13
    1. Произношение:
      а) отдельных звуков;
      б) звонких и глухих согласных.
    2. Чтение:
      а) скороговорок;
      б) считалок;
      в) прибауток;
      г) стихов (пермской поэтессы Е. Трутневой).
      Презентация – слайды 14-18. Зрительный ряд (авторские фотографии) окрестностей села Кыласово.
    3. Рассказ на заданное слово.
  3. Рефлексия. Презентация – слайд 19.

Ход занятия

I. Введение. Презентация – слайды 1-14

Слайд 1. Гомилетика…Знаете ли вы, что обозначает это слово?

Показ фотографий с выступлениями учащихся на конференции.

Слайд 2. Риторика, красноречие (в словарях):

  1. Искусство убеждать
  2. Искусство говорить хорошо
  3. Это искусство украшения речи

Слайд 3. Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.

Какое отношение это имеет к нам? Давайте заглянем в Памятку юного исследователя, там написано:

Слайд 4. Особое внимание уделить:

  1. устной защите результатов исследования;
  2. расстановке интонационных акцентов, пауз;
  3. культуре речи;
  4. насколько выступающий удерживает внимание аудитории.

Слайд 5. Если Вы хотите быть уверенным в себе, интересным собеседником, если Вы хотите убеждать других в своей правоте, увлекать их за собой, если Вы хотите добиться успеха в жизни – Вам нужно овладеть ораторским искусством.

Ораторское искусство – искусство публичной речи. Синоним ораторского искусства – красноречие, т. е. умение говорить красиво, убедительно и увлекательно.

Ораторское искусство возникло в глубокой древности, живет и сегодня. И это не случайно.

Во все времена ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей.

Оратор только в том случае может произвести сильное впечатление на тех, перед кем выступает с речью, когда он сам – яркая личность. И неважно, какая у него профессия. Важно лишь, чтобы высказанные им мысли были значительны, убеждения сильны, а чувства глубоки.

Слайд 6. Вершиной римского классического красноречия стал Цицерон – оратор не только феноменальной одаренности, но и широкой, разносторонней образованности. "Истинный оратор, – говорит он, – должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом".

Цицерон: Обязанность оратора заключается в следующем:

  1. найти, что сказать;
  2. найденное расположить по порядку;
  3. придать ему словесную форму;
  4. утвердить все это в памяти;
  5. произнести.

Еще Цицерон видел в ораторе человека обширных знаний и высокой культуры. Нужно стремиться быть таким человеком. Чтобы стать оратором, нужно освоить многие науки, хорошо знать этику, психологию, историю и литературу.

Оратором стать трудно, но можно. Эта благородная цель достижима. Ведь и Цицерон считал, что ораторами не рождаются, а становятся.

Кроме того, в задачу оратора входит:

расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свое положение, опровергнуть мнение противника, в заключение – придать блеск своим положениям и снизить положения противника.

Слайд 7. Оратор – всегда еще и актер. В его речи важное значение имеют интонация, красота голоса, выразительность мимики и жеста. Недаром Наполеон брал уроки декламации у великого французского актера Тальма.

Слайд 8. Лицейский преподаватель Пушкина Н.Ф. Кошанский так обращался к своим ученикам: "Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением... Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха".

Слайды 9-11. Анатолий Федорович Кони. СОВЕТЫ:

  • Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.
  • Следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу.
  • Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи.
  • Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
  • Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
  • Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них.
  • Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору.

У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор.

Слайд 12. Если вы овладеете основами красноречия, успех вам на публичной защите научно-исследовательской работы обеспечен!

II. Слайд 13. Практикум:

  1. Произношение:
    а) отдельных звуков;
    б) звонких и глухих согласных.
  2. Чтение:
    а) скороговорок;
    б) считалок;
    в) прибауток;
    г) стихов.
  3. Рассказ на заданное слово.

Как научиться произносить речь

1. При произнесении речи самым важным является хорошая дикция – четкое, ясное произнесение слов. Отработать дикцию помогают специальные упражнения. Познакомимся с некоторыми из них.

Потренируйтесь в произношении отдельных звуков:


Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала,
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.
(В. Викторов)
Р
Макару в карман
комарик попал.
Комар у Макара
в кармане пропал.
Про это сорока
в бору протрещала:
«В кармане Макара
корова пропала».
Ж-Ш
Жук жужжит:
– Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
– Это желудь, ты не прав,
– Говорит жуку жираф.
– Ну, повесь его на сук,
– Говорит жирафу жук.
(А. Крестинский)
Р
Королева кавалеру
подарила каравеллу,
каравелла кавалера и
королевы лавировала.

Выговори-ка, Игоревна:
«Гравюра выгравирована
и перевыгравирована».
Л
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
(Г. Ладонщиков)
С
Продавец продает
сухие продукты:
сухарики, сушки, сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть,
но всухомятку не нужно их есть.
Ч
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
(И. Демьянов)
Ц
Зачерпнула цапля
чашкой чай целебный из ромашки,
целый чан у цапли чая,
цапля-врач больных встречает.

2. Медленно, громко и четко произносите пары слов, которые помогут вам правильно выговаривать звонкие и глухие согласные, а также трудные сочетания звуков:

Был – пыл, бой – пой, борт – порт, балки – палки, будь – путь, бей – пей, бросит – просит, блеск – плеск, бил – пил, ваза – фаза, вон – фон, вея – фея, гора – кора, год – кот, густ – куст, гид – кит, дам – там, дом – том, душ – тушь, день – тень, дрова – трава, жаль – шаль, жар – шар, вожу – прошу, жук – шуба, жир – ширь, жить – шить.

3. Прочитайте скороговорки три раза: сначала медленно, затем быстрее и очень быстро. Можете выучить их наизусть.

  1. Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей    
  2. Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  3. Дед Данила делил дыню: дольку – Диме, дольку – Дине.
  4. Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка.
  5. Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладёт Катеринка
  6. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  7. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  8. Ткёт ткач ткани на платье Тане.
  9. Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.
  10. По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

4. Прочитайте считалку. Запомните ее, повторите четко и быстро.

Можете рассказать свою считалочку.

Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Аты-баты – сколько дали?
Аты-баты – три рубля...

5. Прочитайте прибаутки. Поработайте над их четким произношением, можете выучить наизусть:

  1. Скачет галка по ельничку,
    Бьет хвостом по березничку.
    Наехали на галку разбойнички,
    Сняли они с галки синь кафтан.
    Не в чем галочке по городу гулять.
    Плачет галка, да негде взять...

  2. Идет кузнец из кузницы,
    Несет кузнец два молота.
    Тук, тук, тук,
    Да ударил разом вдруг.

6. Чтобы добиться выразительности своей устной речи, надо чаще читать стихи поэтов – мастеров слова. Именно в поэзии обращается особое внимание на звучание слова, на интонации, мелодичность, музыкальность речи. Вслушайтесь в музыку стихов. Учитесь голосом передавать разный ритм, настроение стихотворных строк.

Слайды 14-18. Прочитаем стихи пермской поэтессы Евгении Фёдоровны Трутневой (1884-1959). Многие годы Евгения Фёдоровна работала библиотекарем в Пермском педагогическом институте. Её стихи для детей, в них она с любовью описывает природу родного края. Ряд зрительных образов «Мой край»

ТРАВИНКА
Сугроб недавно здесь лежал,
Ещё блестит на солнце льдинка,
И, точно маленький кинжал,
В земле прорезалась травинка.
Смела, упрямая, она!
Бессилен холод перед нею:
С ней заодно теперь весна -
Травинка холода сильнее!

СНЕЖИНКИ
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко...
Прыгнула с крыла парашютистка
А за ней сейчас же и другая.
И пошла за стаей падать стая
Опустились лёгкие снежинки
На лесные тайные тропинки,
В тёмные лесные уголки,
На высокий берег у реки.
– Спрыгивали, спрыгивали стайки
На пустыни, нивы и лужайки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

УЛЕТАЕТ ЛЕТО
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит: должно быть, это
Улетает наше лето!

Рассказ на заданное слово: Выбирают любое слово и на «ходу» создают рассказ – историю: Сестра; Брат; Осень; Наличники; Колыбельная; Машина; Кошка; Собака.

III. Слайд 19. Рефлексия:

Закончи предложения…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Полезным было…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Занятие дало мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Источники информации:

  1. www.allday.ru
  2. www.dic.academic.ru
  3. www.distedu.ru
  4. www.iceflame.ucoz.ru
  5. sci.informika.ru
  6. www.chundra.ru
  7. www.krotov.info/history/19/55/koni3.html Анатолий Федорович Кони. Cоветы лекторам
  8. www.slovo.ws
  9. www.ru.wikipedia.org/wiki/Риторика
  10. На подступах к риторике / Авт.-сост. В.Я. Коровина: Пособие для учащихся 8-11 кл. общеоб. учеб, завед. – М.: Мнемозина, 1996, – 192 с.
  11. Зибзеева Н.Д. Всем говорю я: Здравствуй! Вхождение в день. Фестиваль педагогических идей «1 сентября»
  12. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир», – Волгоград: Панорама, 2006 -128 с.
  13. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. Учебное пособие. Пермь, Книжный мир, 2007.