Цель занятия: Подготовить учащихся к устной защите научно– исследовательских работ.
Задачи:
- Сформировать представление о риторике.
- Провести практикум по красноречию.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
План:
- Введение. Презентация (Приложение) – слайды 1-12
- Практикум. Презентация – слайд 13
- Произношение:
а) отдельных звуков;
б) звонких и глухих согласных. - Чтение:
а) скороговорок;
б) считалок;
в) прибауток;
г) стихов (пермской поэтессы Е. Трутневой).
Презентация – слайды 14-18. Зрительный ряд (авторские фотографии) окрестностей села Кыласово. - Рассказ на заданное слово.
- Произношение:
- Рефлексия. Презентация – слайд 19.
Ход занятия
I. Введение. Презентация – слайды 1-14
Слайд 1. Гомилетика…Знаете ли вы, что обозначает это слово?
Показ фотографий с выступлениями учащихся на конференции.
Слайд 2. Риторика, красноречие (в словарях):
- Искусство убеждать
- Искусство говорить хорошо
- Это искусство украшения речи
Слайд 3. Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.
Какое отношение это имеет к нам? Давайте заглянем в Памятку юного исследователя, там написано:
Слайд 4. Особое внимание уделить:
- устной защите результатов исследования;
- расстановке интонационных акцентов, пауз;
- культуре речи;
- насколько выступающий удерживает внимание аудитории.
Слайд 5. Если Вы хотите быть уверенным в себе, интересным собеседником, если Вы хотите убеждать других в своей правоте, увлекать их за собой, если Вы хотите добиться успеха в жизни – Вам нужно овладеть ораторским искусством.
Ораторское искусство – искусство публичной речи. Синоним ораторского искусства – красноречие, т. е. умение говорить красиво, убедительно и увлекательно.
Ораторское искусство возникло в глубокой древности, живет и сегодня. И это не случайно.
Во все времена ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей.
Оратор только в том случае может произвести сильное впечатление на тех, перед кем выступает с речью, когда он сам – яркая личность. И неважно, какая у него профессия. Важно лишь, чтобы высказанные им мысли были значительны, убеждения сильны, а чувства глубоки.
Слайд 6. Вершиной римского классического красноречия стал Цицерон – оратор не только феноменальной одаренности, но и широкой, разносторонней образованности. "Истинный оратор, – говорит он, – должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом".
Цицерон: Обязанность оратора заключается в следующем:
- найти, что сказать;
- найденное расположить по порядку;
- придать ему словесную форму;
- утвердить все это в памяти;
- произнести.
Еще Цицерон видел в ораторе человека обширных знаний и высокой культуры. Нужно стремиться быть таким человеком. Чтобы стать оратором, нужно освоить многие науки, хорошо знать этику, психологию, историю и литературу.
Оратором стать трудно, но можно. Эта благородная цель достижима. Ведь и Цицерон считал, что ораторами не рождаются, а становятся.
Кроме того, в задачу оратора входит:
расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свое положение, опровергнуть мнение противника, в заключение – придать блеск своим положениям и снизить положения противника.
Слайд 7. Оратор – всегда еще и актер. В его речи важное значение имеют интонация, красота голоса, выразительность мимики и жеста. Недаром Наполеон брал уроки декламации у великого французского актера Тальма.
Слайд 8. Лицейский преподаватель Пушкина Н.Ф. Кошанский так обращался к своим ученикам: "Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением... Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха".
Слайды 9-11. Анатолий Федорович Кони. СОВЕТЫ:
- Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.
- Следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу.
- Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи.
- Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
- Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
- Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них.
- Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору.
У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор.
Слайд 12. Если вы овладеете основами красноречия, успех вам на публичной защите научно-исследовательской работы обеспечен!
II. Слайд 13. Практикум:
- Произношение:
а) отдельных звуков;
б) звонких и глухих согласных. - Чтение:
а) скороговорок;
б) считалок;
в) прибауток;
г) стихов.
- Рассказ на заданное слово.
Как научиться произносить речь
1. При произнесении речи самым важным является хорошая дикция – четкое, ясное произнесение слов. Отработать дикцию помогают специальные упражнения. Познакомимся с некоторыми из них.
Потренируйтесь в произношении отдельных звуков:
Девчонка везла на возу Козленка, козла и козу. Лесок проезжала, Часок подремала, Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла. (В. Викторов) |
Р Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала». |
Ж-Ш Жук жужжит: – Я шел и шел, Желтый камешек нашел. – Это желудь, ты не прав, – Говорит жуку жираф. – Ну, повесь его на сук, – Говорит жирафу жук. (А. Крестинский) |
Р Королева кавалеру подарила каравеллу, каравелла кавалера и королевы лавировала. Выговори-ка, Игоревна: «Гравюра выгравирована и перевыгравирована». |
Л Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. (Г. Ладонщиков) |
С Продавец продает сухие продукты: сухарики, сушки, сухофрукты. Сухие баранки и крекеры есть, но всухомятку не нужно их есть. |
Ч Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай! (И. Демьянов) |
Ц Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки, целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает. |
2. Медленно, громко и четко произносите пары слов, которые помогут вам правильно выговаривать звонкие и глухие согласные, а также трудные сочетания звуков:
Был – пыл, бой – пой, борт – порт, балки – палки, будь – путь, бей – пей, бросит – просит, блеск – плеск, бил – пил, ваза – фаза, вон – фон, вея – фея, гора – кора, год – кот, густ – куст, гид – кит, дам – там, дом – том, душ – тушь, день – тень, дрова – трава, жаль – шаль, жар – шар, вожу – прошу, жук – шуба, жир – ширь, жить – шить.
3. Прочитайте скороговорки три раза: сначала медленно, затем быстрее и очень быстро. Можете выучить их наизусть.
- Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей
- Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
- Дед Данила делил дыню: дольку – Диме, дольку – Дине.
- Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка.
- Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладёт Катеринка
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.
- По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
4. Прочитайте считалку. Запомните ее, повторите четко и быстро.
Можете рассказать свою считалочку.
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Аты-баты – сколько дали?
Аты-баты – три рубля...
5. Прочитайте прибаутки. Поработайте над их четким произношением, можете выучить наизусть:
-
Скачет галка по ельничку,
Бьет хвостом по березничку.
Наехали на галку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять.
Плачет галка, да негде взять...
-
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец два молота.
Тук, тук, тук,
Да ударил разом вдруг.
6. Чтобы добиться выразительности своей устной речи, надо чаще читать стихи поэтов – мастеров слова. Именно в поэзии обращается особое внимание на звучание слова, на интонации, мелодичность, музыкальность речи. Вслушайтесь в музыку стихов. Учитесь голосом передавать разный ритм, настроение стихотворных строк.
Слайды 14-18. Прочитаем стихи пермской поэтессы Евгении Фёдоровны Трутневой (1884-1959). Многие годы Евгения Фёдоровна работала библиотекарем в Пермском педагогическом институте. Её стихи для детей, в них она с любовью описывает природу родного края. Ряд зрительных образов «Мой край»
ТРАВИНКА
Сугроб недавно здесь лежал,
Ещё блестит на солнце льдинка,
И, точно маленький кинжал,
В земле прорезалась травинка.
Смела, упрямая, она!
Бессилен холод перед нею:
С ней заодно теперь весна -
Травинка холода сильнее!
СНЕЖИНКИ
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко...
Прыгнула с крыла парашютистка
А за ней сейчас же и другая.
И пошла за стаей падать стая
Опустились лёгкие снежинки
На лесные тайные тропинки,
В тёмные лесные уголки,
На высокий берег у реки.
– Спрыгивали, спрыгивали стайки
На пустыни, нивы и лужайки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.
УЛЕТАЕТ ЛЕТО
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит: должно быть, это
Улетает наше лето!
Рассказ на заданное слово: Выбирают любое слово и на «ходу» создают рассказ – историю: Сестра; Брат; Осень; Наличники; Колыбельная; Машина; Кошка; Собака.
III. Слайд 19. Рефлексия:
Закончи предложения…
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Полезным было…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я приобрел…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Занятие дало мне для жизни…
- Мне захотелось…
Источники информации:
- www.allday.ru
- www.dic.academic.ru
- www.distedu.ru
- www.iceflame.ucoz.ru
- sci.informika.ru
- www.chundra.ru
- www.krotov.info/history/19/55/koni3.html Анатолий Федорович Кони. Cоветы лекторам
- www.slovo.ws
- www.ru.wikipedia.org/wiki/Риторика
- На подступах к риторике / Авт.-сост. В.Я. Коровина: Пособие для учащихся 8-11 кл. общеоб. учеб, завед. – М.: Мнемозина, 1996, – 192 с.
- Зибзеева Н.Д. Всем говорю я: Здравствуй! Вхождение в день. Фестиваль педагогических идей «1 сентября»
- Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир», – Волгоград: Панорама, 2006 -128 с.
- Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. Учебное пособие. Пермь, Книжный мир, 2007.