Урок разработан для учащихся профильного класса и рассчитан на 90 минут.
Цели урока:
- обобщение и систематизация теоретического материала;
- отработка умений и навыков применения теоретического материала при решении простейших показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Ход урока
Устная работа
- Является ли кривая графиком функции? Почему?
- Укажите область определения функции:
а) б) в) г)
д) е) ж)
3. Что является графиком функции:
а) б) в)
4. Укажите промежутки монотонности функции:
а) б) в) г)
5. Замените уравнение (неравенство) равносильным уравнением (неравенством):
а) б) в) г)
д) е) ж) з)
и) к) л)
Письменное решение задач.
Задача 1. Даны функции f(x) и g(x). Указать область определения каждой их функций. Построить на одной системе координат графики этих функций. Указать промежутки монотонности каждой из функций. Найти композиции
а)
б)
Решение.
а) D(f)=R, D(g)=[-3;+∞).
Графиком функции является парабола с вершиной в точке (-3;-2), осью симметрии x=-3, касательной y=-2. Ветви параболы направлены верх. Функция возрастает на [-3;+∞), убывает – на (-∞;-3].
Функция g(x) возрастает на области определения.
б) D(f)=R\í-1ý, D(g)=(5;+∞).
Графиком функции является гипербола. Горизонтальная асимптота y=1, вертикальная асимптота x=-1.
Функция f(x) возрастает на области определения. Функция g(x) возрастает на [6;+∞), убывает на (5;6].
Задача 2. Исследуйте функцию на четность и нечетность.
Решение.
D(f)=R\í-6;-5;5;6ý- симметричное множество.
f(-x)≠f(x), f(-x)≠-f(x), следовательно, функция ни четна ни нечетна.
Задача 3. Дана функция Найти
Решение.
Задача 4. Найти область определения функции: а) б)
Решение.
а) Так как подкоренное выражение должно быть неотрицательным, то составим и решим неравенство:
Таким образом, D(f)=
б) Составим и решим систему неравенств:
Таким образом, D(f)=
Задача 5. Решите уравнение аналитически и графически.
Решение.
1) Аналитическое решение. .
Ответ:
2) Графическое решение. Построим графики функций , g(x)=2.
D(f)=R\í1ý.
Для построения графика функции f(x) необходимо построить график функции а затем ту часть графика, которая лежит ниже оси Оx, симметрично отобразить относительно нее.
Задача 6. Решите уравнение:
а) б) в)
г)
Решение.
а) .
Ответ: í2ý.
б)
Ответ: í1ý
в)
Ответ: í6ý.
г) Ответ: í2ý
Задача 7. Решите неравенство: а) б)
Решение.
а)
Ответ:
б)
Ответ:
Домашнее задание.
- Решить уравнение аналитически и графически.
- Найти область определения функции