Развитие творческих способностей учащихся как одно из условий здоровьесберегающих технологий

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.

Плуар

(Слайд 1. См. Приложение 1)

Проблема: Отсутствие в образовательном процессе учебных методик, целенаправленных на развитие творческих способностей учащихся в здоровьесберегающих технологиях

Цель (слайд 2): Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, способствовать творческому развитию каждого ребёнка

Задачи (слайд 3):

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
  • воспитание культуры здоровья
  • развитие творческих способностей
  • мотивация на здоровый образ жизни
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
  • внедрение инновационных педагогических технологий
  • принятие участия в научно-практических семинарах, конференциях

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одно из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в физическом состоянии здоровья.

Физическое здоровье человека зависит (слайд 4)

  • на 50% – от образа жизни
  • на 25% – от состояния окружающей среды
  • на 15% – от наследственной программы
  • на 10% от возможностей медицины

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

При этом нет данных, сколько детей имеют нарушения психического здоровья. Согласно исследованиям института возрастной физиологии РАО к концу 1 класса число первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера достигает 60–70% (слайд 5)

Традиционным считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояние переутомления.

Сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Дети, также как и взрослые страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребёнка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справиться, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

Прежде всего, это продолжительность. Если у ребёнка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно быть поводом для волнения.

Если есть подозрения, что ребёнок переживает стресс, необходимо выяснить почему. Дети не всегда словами могут выразить то, что их беспокоить, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

Вот примерный список детских стрессов: (слайд 6)

  1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
  2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
  3. Негативная реакция со стороны учителя.
  4. Участие в соревнованиях.
  5. Ссоры с одноклассниками.
  6. Участие в предметных олимпиадах, марафонах, творческих конкурсах.
  7. Переход в другой класс или другую школу.
  8. Контрольная, самостоятельная или тестовая работа.
  9. Сообщение дома о плохой отметке.
  10. Выход к доске или любое публичное выступление.
  11. Опоздание в школу.
  12. Пропуск уроков по болезни.
  13. Боязнь быть отстающим.

Как помочь ребёнку во время стресса? (слайд 7)

  1. Необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше тогда, когда ребёнок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребёнка.
  2. Подобрать наиболее приемлемый способ вывода школьника из состояния стресса. Это могут быть ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия, сказкотерапия. (слайд 8–19)

При этом у ребёнка должно быть 4 вида творческой деятельности:

Познание – образовательная деятельность ученика, понимающая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания

Преобразование – творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание – творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях

Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Многие конкурсные олимпиады и марафоны не всегда носят творческий характер

Анализ олимпиадных заданий в начальной школе показывает, что они ориентированы преимущественно на интеллектуальное развитие детей, а мотивационное, эмоциональное, нравственное выносится за рамки конкурсных заданий.

Нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития.

Многие традиционные образовательные программы направлены на развитие интуиции учащихся и не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей. Поэтому учащиеся среднего звена при работе с тестами часто полагаются на интуицию.

Многим из педагогов знакома такая картина: несколько раз объясняем одно и тоже, а ребёнок не может даже повторить простое правило. После терпеливого объяснения мы начинаем думать, что с нами что-то не так, затем посещает крамольная мысль, что что-то не так с ребёнком. Потом мы начинаем терять контроль над собой, раздражаемся, выходим их себя, повышаем голос. Что делать? Ведь порой, наши действия вызывают отрицательные эмоции. У школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть “плохим учеником”, у которого ничего не получается.

Лучше всего, заняться чем-нибудь другим. Всегда наготове должно быть какое-либо творческое интересное задание, выполненное другим учеником, даже если оно совершенно не относится к теме. (описание забавного случая, оригинальное оформление работы, презентация) Стоит немедленно на него переключиться. Это поможет учителю немного успокоиться. А к этому заданию, если есть возможность лучше вернуться на следующий день.

Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей – это результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.

Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: (слайд 20)

  • замечать любые творческие проявления учащихся
  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.

Образовательный процесс должен носить творческий характер и быть направлен на то, чтобы ребёнок не только успешно усваивал базисный уровень знаний, умений, навыков, но и был бы социально адаптирован

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленные на созидание им новых образовательных продуктов.

Творчество, как вид деятельности характеризуется рядом существенных признаков: (слайд 21)

  1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
  4. Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
  5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Уровень развития творческого мышления определяется доминированием в мышлении четырёх особенностей: (слайд 22)

  1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение
  2. Творческого человека отличает гибкость, способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
  3. Творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны
  4. Человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в частности. В такой, которая, казалось бы не содержит предпосылок и формирования новых идей (спонтанная гибкость).

Помочь ребёнку найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствования навыков – это прежде всего работа родителей. Именно это развивает талант. Ребёнок будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нём успеха, и не исключено, что будет приобретать профессию на всю жизнь. Задача родителей – помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу в мастерство.

Однако одного интереса недостаточно, чтобы побудить ребёнка улучшать квалификацию в конкретной области. В характере ребёнка ещё не встроена “структура”, которая бы заставила его упорствовать в достижении цели. Требуется родительская настойчивость, чтобы помочь ребёнку составить расписание и придерживаться его, чтобы заниматься избранным делом до тех пор, пока здоровое упорство и настойчивость не станут частью самого ребёнка. А такое вполне может произойти в подростковом возрасте. Если подросток не горит каким-нибудь делом и не проявляет настойчивости и упорства в нем, то это упущение родителей.

Некоторые родители склонны руководствоваться тем уровнем интереса, который проявляет сам ребёнок. Им кажется. Что если ребёнок просто заскучал. То ему пора заняться чем-то другим. В ранние годы так оно и есть: дошкольник переключается с рисования на пение, и не допев уже просит почитать сказку – ему трудно надолго сосредоточить на чем-то своё внимание. Это специфика раннего детского возраста. Однако по мере того, как ребёнок растёт, он должен учиться дисциплине, усидчивости, доводить начатое до конца. Мало кто из детей самостоятельно откажется от ничегонеделания и попросит какое-нибудь занятие. Любое дело требует затрат времени и энергии. Для формирования многих человеческих способностей требуется определённый уровень развития мозга, нервной системы, психологических свойств, внешних условий. Психологи считают, что все дети талантливы, все они чем-то одарены. Не бывает не способных детей, бывают только дети, чьи способности ещё не раскрылись и могут так и не раскрыться, если им не помочь. Вундеркинды очаровывают и поражают, но часто люди. Считающиеся гениями в детстве не могли справиться со взрослой жизнью: нет навыков общения, проблемы с трудоустройством, отсутствие семьи. Поэтому одно из необходимых условий – помочь ребёнку самостоятельно ощутить свой рост. Во всём должно быть равновесие. У ребёнка должно быть много хороших интересов в жизни и обязательно должны быть друзья.

“Ты также талантлив, как и каждый их нас. Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя; ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя; ни дерзания такого, ни терпенья, какие есть у тебя, и какие других наслаждения ждут – такие ждут и тебя.” (Уолт Уитмен)

Литература

  1. Исаев.Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. – СПб., 1994
  2. Кучма Р.Ф. Теория и практика гигиены здоровья детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М., 2001
  3. Шамов Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М., 2008.