"Русская матрешка"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Расширить кругозор учащихся об истории и культуре русского народа, дать новые понятия;
  2. Развивать умения обобщать, анализировать прочитанное и услышанное, развивать речь;
  3. Воспитывать любознательность, гордость за талант и одаренность русского народа, развивать исследовательские навыки;

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Ход урока

1. Постановка проблемы

– Ребята, отгадайте загадку

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех … зовут. (Слайд 1. Приложение 1)

Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

– Конечно, ребята, это куклы матрешки. (Слайд 2)

Вот поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: – Восемь!

2. Работа над новой темой “Из истории матрешки”

– Сегодня мы на уроке разговор будем вести о матрешках.
– Что вы знаете о матрешках? (Слушаем ответы детей) (Слайд 3)
– Что можем узнать для себя нового, изучая игрушку матрешка? (Ответы детей)

Рассказ учителя. (Слайд 4)

Эта расписная деревянная кукла имеет почти столетнюю историю. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России.

Идея создания разъемной куклы была подсказана русскому художнику С.В.Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Морозова, крупного российского промышленника, знатока искусства (мецената).

Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.

– Как вы думаете, ребята, почему ее назвали матрешкой?

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матерь” – мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.

– В какой одежде представляете первую куклу матрешку?

Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка… Последняя куколка изображала спеленутого младенца, а всего деревянных фигурок было восемь.

– А для чего была создана эта игрушка?

Эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

– В чем секрет обаяния русской деревянной игрушки?

В игрушке по-своему отразилась общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства.

3. Виды русской матрешки

(Сообщения детей): (Слайды 5-8)

– Существует несколько центров по изготовлению матрешек.

4. Творческая работа

– Ребята, попробуйте создавать свою игрушку матрешку, чтобы через много лет другие дети могли узнать про нашу жизнь. Можно рисовать, можно сделать аппликацию.

(Практическая часть урока) (Слайд 10)

5. Итог урока

– Что нового вы узнали о матрешках? Чему научил вас этот урок? Что вас удивило, заинтересовало? (Слайд 12)

6. Задание на дом

– Напишите частушки для матрешки. (Слайд 11)

Список используемой литературы

  1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. “Умные руки”, 3 класс. Самара, изд-во “Учебная литература”, 2004.
  2. Шевчук Л.В. “Дети и народное творчество”, М.:, Просвещение, 1985.