Конспект урока по окружающему миру для 2-го класса по теме "Какие бывают растения?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  1. Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.
  2. Уточнить и расширить представление учащиеся о лесе; заинтересовать детей изучением природы родного края.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; чувство гражданственности и патриотизма.

Оборудование: мультимедиа (Приложение 1), загадки, карточки для учителя, гербарий, правила поведения на природе.

Ход урока.

1 . Организационный момент.

2. Обобщение изученного материала.

3. Введение в тему. Постановка целей урока.

- Сегодня мы с вами отправимся... А вот куда, это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

На экране – лес (Слайд № 2)

- Ребята, а почему лес называют «лёгкими планеты» или «фабрикой кислорода»? Докажите свою точку зрения (ответы детей).

- Правильно. Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы увидеть какие растения живут в лесу и на какие группы они делятся.

Работа в группах.

- А сейчас послушайте историю, которая произошла однажды с одним художником и подумайте, сможем ли мы ему помочь.

Слайд № 3

- Жил-был художник. Решил он нарисовать лес. «А что такое лес? Лес-это деревья?». Взял он кисти и краски и нарисовал много деревьев. Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зелёных деревьев одни лишь сухие стволы.

Слайд № 4

- Что случилось? Почему засох лес? Разве может быть лес из одних деревьев?

- Давайте поможем художнику исправить ошибку на его картине.

(Каждая группа выбирает и добавляет, то чего не хватает на картине. Например: кусты, траву, цветы, грибы, насекомых, птиц, зверей).

Слайд № 5

Защита проекта. Что же такое настоящий лес? Почему лес на картине разный?

4. Знакомство с разнообразием растений.

- Я предлагаю вам отгадать кроссворд, чтобы узнать, какие растения растут в лесу.

Слайд № 6 - 11

1. Расту по краю я дорожки, где твои ступали ножки (подорожник).

- Почему это растение получило такое название?

- Какую пользу для человека оно приносит?

2. Это кустарник, растет в лесах и в садах, его плоды овальной формы, сладкие, малинового цвета (малина).

- Какая часть этого кустарника дала название этому растению?

- Как использует человек это растение?

3. Это дерево воспевают поэты, оно является визитной карточкой России, у него белый ствол и нежная листва (берёза).

- Как и для чего человек применяет дерево?

4. Лист этого дерева изображен на флаге Канады. Листья имеют сложную резную форму. Как называется это дерево? (клён)

5. Зимой и летом одним цветом (ель)

- Когда вы ходили в лес, какие еще растения вы там встречали?

- А как вы думаете, почему ключевое слово в кроссворде – жизнь?

Слайд № 12

- Для чего нужен лес природе и человеку? (На доске появляются карточки):

  • снабжает нас кислородом;
  • очищает воздух от пыли;
  • сохраняет влагу, защитник водоёмов.

- Какое ещё значение имеет лес?

  • дом для растений, животных, грибов;
  • место для отдыха человека;
  • источник ягод, лекарственных трав;
  • источник древесины.

5. Деление растений на группы.

- Обратите внимание, все растения можно разделить по этажам или группам.

Слайд № 13 – 16

- Сколько этажей в лесу вы видите?

- Как называются этажи леса?

- Какая группа растений будет первой?( второй, третьей)

Работа в тетради, задание № 1

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- О каком дереве идет речь?

Слайд № 17

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане! (берёза)

- Обратите внимание (гербарий с листьями находится на доске), у березы листья выглядят в виде пластинок.

Слайд № 18

- Назовите еще несколько деревьев, у которых листья в виде пластинок.

- Как называются такие деревья? (лиственные)

- Что же вы знаете о берёзе, знатоки деревьев, расскажите (доклады детей)

Работа с атласом Омской области.

Растения и животные лиственных лесов в Омской области.

Лиственные леса широко распространены в центральной части Омской области. Основным деревом этих лесов является берёза бородавчатая (более 50%). Её древесина используется в строительстве и для изготовления мебели, а берёзовые почки и листья обладают лечебными свойствами. Рядом с берёзой бородавчатой часто растёт осина (около11%). К долинам рек приурочены леса, которые состоят из тополя чёрного и ивы белой. В Тевризском и Большеуковском районах области встречаются небольшие лесные массивы липы сердцевидной. В подлеске лиственных лесов обычны кустарники: боярышник кроваво-красный, шиповник иглистый, ива козья. Из трав здесь распространены сныть обыкновенная, скерда сибирская, чина весенняя.

Обитателями лиственных лесов являются косуля, кабан, барсук, лиса, заяц-беляк. Множество птиц и насекомых населяют эти леса.

Слайд № 19

- А это что за дерево?

Весной цвету,
Летом плод приношу,
Зимой не умираю,
Похожа я на елку,
Но длинней иголки. (сосна)

- На что похожи листья сосны?

Слайд № 20

- Какие ещё деревья вы знаете, у которых вместо листьев хвоинки?

- Как называются такие деревья? (хвойные)

Слайд № 21

- Из-за различного количества тепла и влаги произрастают леса с разными видами деревьев.

Лиственные, смешанные, хвойные.

Слайд № 22

Растения и животные хвойных и смешанных лесов в Омской области (доклады детей).

Хвойные и смешанные леса покрывают почти полностью территорию северных районов области. Широко распространены сосновые боры – леса из сосны обыкновенной. В подлеске соснового бора обычны рябина обыкновенная, шиповник коричный, можжевельник сибирский, черника, брусника. Здесь растут травы: любка двулистная, седмичник европейский, майник двулистный. По речным долинам притоков реки Иртыш расположены темнохвойные леса из пихты сибирской, ели обыкновенной, кедра сибирского, которые называют тайгой. В таёжных лесах сумрачно и влажно. Под пологом деревьев растут кустарники, высокие травы, папоротники, кустарнички и мхи. Нередко рядом с хвойными деревьями произрастают лиственные – берёза бородавчатая и осина, образуя смешанные леса. Иногда небольшими участками встречается лиственница сибирская.

Леса приютили и кормят многих зверей, птиц, насекомых. Здесь обитают медведь бурый, лось, рысь, росомаха, волк, соболь. В хвойных лесах гнездятся птицы: глухарь, рябчик, кедровка, пищуха.

- Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

Слайд № 23 – 24

- На какие группы можно разбить деревья?

- По каким признакам определяем, к какой группе относится дерево (по виду листьев).

Работа в тетради, задание № 2

- Смородина, шиповник, орешник, малина, сирень – как называются эти растения?

- Какой этаж в лесу они занимают?

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

Послушайте сообщение о черной смородине (доклад ученика).

Слайд № 25

Черная смородина.

Невысокий, сильно ветвистый кустарник до 1 м высоты семейства камнеломковых. Листья очередные, трёх – пятилопостные, имеют железы, выделяющие эфирное масло специфического запаха, поэтому листья часто используют как пряность при засолах и маринаде. Ягоды округлой формы, собраны в кисти, чёрные, ароматные, кисло – сладкие, при созревании осыпаются. Цветёт в мае – июне, созревает в июле – августе.

Смородина распространена повсеместно в лесной зоне России.

Смородина самая витаминозная ягода. Свежие ягоды полезны при повышенном давлении, заболеваниях сердца, печени, при склерозе. Свежий сок из ягод помогает при язве и катаре желудка. Чай из листьев – известное средство от кашля.

Кроме деревьев и кустарников, какие еще растения можно увидеть в лесу? (травы)

- Какой «лесной этаж» занимают травы?

Приведите примеры трав.

- Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Слайд № 26

Мать-и-мачеха

Давайте поближе познакомимся с травами леса . Послушайте стихотворение о мать – и – мачехи.

Весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На короткой тонкой ножке
Все дремал он на дорожке.
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я какой!

- Как вы думаете, из-за чего этот цветок получил такое необычное название?

- Послушайте сообщение об этом растении (доклад ученика)

Многолетнее травянистое растение. Ранней весной, задолго до распускания листьев, появляются жёлтые цветы, имеющие форму корзинок. После цветения развиваются листья, образуя прикорневую розетку. Листья округло – сердцевидные, сверху тёмно – зелёные, блестящие, снизу – бело-войлочные.

Мать–и–мачеха встречается нередко сплошным ковром по оврагам, берегам рек и ручьёв.

Сбору подлежат листья и цветы. Применяется мать – и – мачеха как отхаркивающее, противовоспалительное средство при кашле.

- В какой области люди применяют этот цветок?

- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:

Слайд № 27

Был цветок золотой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова. (одуванчик)

- Приносит ли пользу эта трава? Какую?

- Об этом вы узнаете послушав сообщение о нём. (доклад ученика)

Одуванчик.

Общеизвестное многолетнее травянистое растение. Одуванчик растёт везде: вдоль дороги и на лесной опушке, в огороде и на пустыре, на поляне и на городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках!

В жизни одуванчика несколько страниц. Первая, зелёная, - когда растение ещё не успело зацвести. Затем открывается жёлтая страница. И страница белая.

Одуванчик – растение лекарственное. В основном используют корни. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и вполне годятся в салат.

Работа в тетради № 3.

Слайд № 28

Охрана природы.

- К какой природе относится лес?

- Мы с вами тоже часть живой природы.

Мы все – граждане России. Что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства и имеет права и обязанности.) Одна из важнейших обязанностей гражданина нашей страны – забота о сохранение природы. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Зона лесов занимает 1/2 территории России. Но варварская вырубка лесов может привести к его гибели. Охрана лесов – обязанность государства. Как государство заботится о сохранении природы? В «Красную книгу Российской Федерации» занесено 9 видов растений и 21 вид животных, встречающихся в Омской области. Поэтому на территории нашей области 30 заказников и 38 памятников природы. (2 комплексных заказника федерального значения). Но жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.

Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Работа в парах. (Формулировка правила и подбор знаков).

На доску вывешиваются правила поведения в природе:

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не собирай берёзовый сок.
  • Не рви на лугу, в лесу цветов.
  • В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
  • Не выжигай весной сухую траву.
  • Не оставляй в лесу, в парке, на лугу мусора.

6. Итог урока.

Работа в тетради №4.

- На какие группы можно разделить все растения?

- Что общего у всех растений?

7. Домашнее задание.

- Приготовить рассказ о растении из любой группы, которое нуждается в охране.

Выполнить задание №5, с.20.

Прочитать учебную статью стр.48-49.