Модель урока русского языка в 7-м классе по теме: " Производные и непроизводные предлоги"

Разделы: Русский язык


Ход урока

1.Мобилизующий этап.

Запись на карточках или на доске:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Цветы родившиеся ночью заголубели на заре.

Тайга загляделась в окошко метель шелестит по стене играет в Сибири гармошка поет о родной стороне.

1. [ ], [ ], [ ].

2. [ ].

3. [ ПО ].

Учитель.

Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Ученик.

Надо расположить предложения в соответствии со схемами, поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание письменно. Устно комментируют знаки препинания в предложении.

Учитель.

Назовите имеющие в этих предложениях предлоги.

Ученик.

В данных предложениях употреблены предлоги: в, по, в, о, сквозь, на.

Учитель.

Вспомним, что такое предлог?

Назовите и охарактеризуйте виды предлогов.

Как пишутся предлоги с другими частями речи?

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель.

Укажите предлог, который можно выделить с точки зрения его образования.

Ученик.

Можно выделить предлог сквозь, он образован от наречия.

Учитель.

Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?

Ученик.

Это производные предлоги.

Учитель.

Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?

Ученик.

Это непроизводные предлоги.

Учитель.

Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали.

Ученик.

Это предлоги в, по, в, о, на.

Учитель.

Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.

Ученик.

Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: “Производные и непроизводные предлоги”.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель.

Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Запись на доске.

Цель: познакомиться с …

Учиться различать ..., правильно использовать …

Ученики формулируют цель урока, используя запись на доске.

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.

3.Изучение нового материала.

Учитель.

К работе по первой части постановленной цели мы уже приступили.

Выяснили, что с точки зрения образования предлоги бывают производные и непроизводные.

Подробно остановимся на каждом виде предлогов.

Предложения записаны на карточках:

1)В течение недели мы подготовили материалы для доклада.

2)Вопреки предсказаниям погода была хорошая.

3)Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.

Учитель.

Выделите в предложениях производные предлоги и скажите, от какой части речи они образованы?

Ученик.

В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в.

Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.

В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря.

Учитель.

Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?

Ученик.

Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.

Учитель.

Посмотрите на предложения и скажите с существительными, в каких падежах используются производные предлоги?

Ученик.

Предлоги используются с родительным, дательным падежами.

Учитель.

Обобщите наши наблюдения по производным предлогам.

1.Как образуются производные предлоги?

2.Что происходит с лексическим значением и морфологическими признаками при переходе самостоятельных частей речи в служебные?

3.Какие самостоятельные части речи могут переходить в предлоги?

Обратимся к учебнику и сравним полученные нами выводы.

Стр.152 учебник “Русский язык 7 класс под ред. Разумовской М.М., Москва, 2007 год.

Учащиеся читают материал учебника.

Учитель.

Перейдем ко второй группе предлогов.

Вспомните, как они называются.

Ученик.

Эти предлоги называются непроизводными.

Учитель.

Запишите различные непроизводные предлоги в тетради.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, отвечают.

Учитель.

Чем непроизводные предлоги отличаются от производных.

Ученик.

Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи.

Учитель.

Производные и непроизводные предлоги могут употребляться с одним, двумя, тремя падежами.

Об этом вы узнаете, самостоятельно работая с материалами учебника на стр.153-154 учебник “Русский язык 7 класс под ред. Разумовской М.М., Москва, 2007год. и заполняя таблицу на карточке.

С одним падежом

Падежи

Предлоги

Р.п.

Без, до, для, у, ради

Д.п.

К

В.п.

Про, через, сквозь

Т.п.

Над, перед

П.п.

При

С двумя падежами

В.п. и П.п.

В, на, о

Р.п. и Т.п.

Между

В.п. и Т.п.

За, под

С тремя падежами

В.п., Д.п., П.п.

По

Р.п., В.п., Т.п.

С

Учитель.

Обобщите материал о непроизводных предлогах.

Ученики называют признаки непроизводных предлогов.

Учитель.

Перейдем к практической части нашего урока.

4. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.

Душа в душу, гладить по шерсти, войти в доверие, попасть в точку, брать быка за рога, середина на половину.

Справка.

Тютелька в тютельку, дать маху, как кошка с собакой, входить вокруг да около, гладить против шерсти, выйти из доверия.

Учитель.

Прочитайте словосочетания. Что о них можно сказать?

Ученик.

Данные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

Учитель.

Учитывая данные словосочетания и справку, сформулируйте задание к упражнению.

Ученик.

Надо соединить словосочетания в пары с точки зрения противоположного значения – антонимии.

Учитель.

В каких падежах употребляются использованные здесь предлоги?

Ученики выполняют задание, указывают падежи.

Учитель.

Какой предлог отличается от остальных, и по какому признаку?

Ученик.

Это предлог против. Он производный и образован от наречия, остальные предлоги непроизводные.

Упражнение 2.

Шли по д…лине в течение целого дня.

(Не)ле…ко отыскать оши…ки в следствии.

Вследствие (не)погоды мы задержались в пути.

Вопреки предск…заниям ст…рожилов погода про…снилась.

1.

2.

3.

4.

Учитель.

Прочитайте предложения и рассмотрите схему.

Сформулируйте задание к упражнению.

Ученик.

Нужно записать предложения в определенной последовательности, ориентируясь на виды предлогов.

Учитель.

Какое предложение будет первым?

С какими падежами употребляются производные предлоги и непроизводные предлоги?

Объедините слова с пропущенными буквами по видам орфограмм.

Учитель.

Назовите производный предлог, в котором наблюдается звуко-буквенное равенство. (вопреки)

5.Итог урока.

Учитель.

О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Ученик.

Мы говорили сегодня на уроке о предлоге.

Учитель.

Обобщите полученные на уроке знания по плану, восстанавливая слова.

План

  1. Что такое …?
  2. …бывают предлоги.

3. Как образуются…предлоги?

4. От каких … … обычно образуются производные предлоги?

5.С какими падежами обычно употребляются … предлоги?

6.Со сколькими падежами могут употребляться … предлоги?

Учащиеся восстанавливают план и отвечают на вопросы.

Учитель комментирует домашнее задание п.27, упр.336 учебник “Русский язык 7 класс под ред. Разумовской М.М., Москва, 2007 год.

Оценивает работу учеников на уроке.