Формирование полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У умственно отсталых учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Ученые: Гнездилов, Воронкова, Аксенова, Петрова, Левина, Сорокина и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.

Уроки чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны быть построены таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками чтения. Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:

  1. учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;
  2. следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);
  3. учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
  4. реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);
  5. нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;
  6. для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;
  7. для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.

М.Ф. Гнездилов отмечает: “В каждом отдельном случае необходимо всесторонне и тщательно изучить ребёнка, чтобы установить, какие именно звенья осуществляемой ими в данном случае деятельности нарушены. Методические приёмы обучения должны быть направлены на преодоление основной причины нарушения деятельности учащихся”.

В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике я использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

На данном уроке чтения (А.С. Пушкин. “Уж небо осенью дышало…”) были использованы следующие приёмы:

  • подбор слов, близких по смыслу (развитие речи, обогащение словарного запаса);
  • чтение стихотворных строк с различной интонацией, выделение в тексте слов, на которые падает логическое ударение, выделение логических пауз (формирование выразительности и правильности чтения);
  • чтение стихотворения с использованием мнемонических приёмов, дидактическая игра (формирование осознанности чтения ) и др..

Использование данных приёмов позволило учащимся эффективно усвоить тему урока и способствовало формированию у них полноценного навыка чтения.

ЦЕЛИ УРОКА

Познакомить учащихся с творчеством Пушкина и с его стихотворением.

Формировать навыки правильного, выразительного, сознательного и беглого чтения.

Развивать внимание, память, мышление. Обогащать словарный запас.

Воспитывать положительную мотивацию к уроку чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Карточки, сюжетные картинки, иллюстрации.

ХОД УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ.

А)- Садятся те ученики, которые придумывают слова, обозначающие предметы, к словам – признакам:

Золотая…. Осенний…. Холодный…
Сырой… Жёлтые… Чудесная..
Сочная… Богатый.. Грустные…

Б) Упражнение на развитие внимания.

- Даны три картинки. Рассмотри их, удали лишнюю картинку.

- Почему эта картинка не подходит к остальным? (на ней изображена осень)

2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Обсыпается глядится наш просыпаясь
Желтый Весь в озеро заре
сад клен бедный на

- Какие слова относятся к стихотворению, которое задавалось на дом?

- Кто прочитает первую строчку стихотворения?

- Прочитайте предложение, как - будто вам грустно.

- Прочитайте предложение весело.

- Как называется стихотворение? Кто его автор?

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Какое было домашнее задание? ( О.Высотская “Осеннее утро”, чтение наизусть)

- Это стихотворение грустное или весёлое?

- Какие строчки надо читать радостно?

- Прочитайте стихотворение наизусть (дети ставят отметку и комментируют её).

- К какой осенней поре относится это стихотворение? (ранняя, золотая, поздняя осень).

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько листьев у нас.

- Наклонитесь столько раз, сколько капелек у нас.

- Сколько птиц летает в круге, столько раз поднимем руки.

5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”.

- Обратите внимание на портрет писателя. А.С. Пушкин родился более 200 лет назад. За свою короткую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Вам знакомы его сказки и стихотворения (показ книг).

Из всех времен года А.С. Пушкин больше всего любил осень. Чем хуже была погода, тем лучше чувствовал себя поэт. Осенью он мог писать целый день, стихи снились ему даже во сне. Когда в конце октября, поэт выходил на прогулку, он чувствовал дыхание осени.

Пушкин видел, что солнце уже не блещет, наблюдал, что короче становились дни. Деревья в лесу уже не походили на зелёный шатёр (сень), а стояли голые, обнаженные. Он видел караван гусей, которые кричали и тянулись на юг. Он приходил домой, зажигал свечу, брал гусиное перо и записывал стихотворение (показ свечи, пера).

6. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попытайтесь определить, какое настроение было у поэта, когда он его писал.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Сень Чудесная, неизведанная
Таинственная Шатёр, палатка, купол.
Обнажалась Оголялась

- Поставь стрелки от слов первого столбика к подходящим по смыслу словам второго столбика.

7. ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…

- Как вы понимаете фразу: “Уж небо осенью дышало”?

- О каких приметах осени говорит автор?

Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…

- Как эту фразу можно сказать другими словами?

Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу…

- Перечисли приметы осени.

Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.

- Замените слово “скучная” другим словом.

- Как понять: “стоял ноябрь уж у двора”?

- О какой поре осени идёт речь ( ранняя, поздняя)?

8. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ.

- У вас в руках текст стихотворения. Жирным шрифтом я обозначила слова, которые вы должны выделить голосом.

/- обозначает короткую паузу,

// - длинную паузу.

Следите за моим чтением, старайтесь прочитать так, как я.

(Дети читают стихотворения два раза, затем учащиеся читают у доски.)

Уж небо осенью дышало, //
Уж реже / солнышко/ блистало,//
Короче становился / день, //
Лесов / таинственная сень /
С печальным шумом / обнажалась, //
Ложился на поля туман, //
Гусей крикливых караван /
Тянулся к югу: // приближалась /
Довольно скучная пора; //
Стоял / ноябрь уж / у двора.//
А. С. Пушкин.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

- Кто автор стихотворения?

- Какое время года любил Пушкин?

- Какие строчки стихотворения запомнились?

- Объясните: “с печальным шумом обнажалась”, “лесов таинственная сень”, “стоял ноябрь уж у двора”.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ.

Уж небо *** дышало,

Уж реже солнышко ***,

Короче становился ***….

10. ИТОГ УРОКА.

- Какое стихотворение прочитали, кто его автор?

11. ОЦЕНИВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить наизусть стихотворение.

13. ИГРА.

“Выйди из круга”.

Дети становятся в круг и называют “осенние” слова. Из круга выходит тот, кто не называет слово.