Цель урока: Сформировать у ребят понятие о географических координатах, научить определять координаты.
Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательные:
- Способствовать более глубокому пониманию географических координат.
- Закрепить понятия о географической широте и географической долготе.
- Совершенствовать умение учащихся определять географические координаты.
- Совершенствовать умение работать с атласом и контурной картой.
- Развивать коммуникативные, управленческие навыки.
- Прививать любовь к родному краю, пробудить интерес к его истории.
- Способствовать расширению кругозора учащихся через знание карты Якутии.
Оборудование:
- Атласы 6 класса
- Атлас «Республика Саха (Якутия)»
- Карта полушарий Земли
- Контурные карты Якутии
- Транспаранты: Географическая широта и географическая долгота.
- Линейки и карандаши.
- Фрагменты компьютерной презентации.
Метод:
- Словесный
- Практический
- Групповая работа.
Тип урока: Урок объяснения нового материала с частичной коррекцией знаний и использованием активных методов изучения.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин)
- Домашнее задание: §13, контурные карты для 6 класса на стр.1 задание 4 стр.34 (2-3 мин.)
- Опрос (8-10 мин.)
- Изучение нового материала (15 мин)
- Закрепление (10 мин.)
Этический заряд: Здравствуйте! Я очень рада видеть Вас!
Мы желаем слушать и услышать друг друга!
Мы желаем почувствовать дружеское плечо друг друг
2. Опрос: (фронтальный)- Что такое меридиан?
- Где проходит нулевой меридиан, как он еще называется?
- На какие полушария делит он земной шар?
- Что такое параллель?
- Как называется самая длинная параллель?
- На какие полушария делит земной шар экватор?
- Что такое градусная сетка?
- Что показывает географическая широта?
- Что показывает географическая долгота?
- Какая бывает широта?
- Какая бывает долгота?
- Можно ли по одной широте или долготе определить местонахождение объекта?
Учитель выставляет оценки за домашнее задание.
3. Объяснение нового материала.Перед ребятами ставится проблемный вопрос:
Ребята! Известный роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: « 7 июня 1862 г. трехмачтовое судно «Бригантина» … Глазго потерпело крушение …. два матроса и капитан Грант достигли 37* широты южной…, окажите им помощь». И пришлось героям романа совершить полное приключений путешествие вдоль всей 37-й параллели южного полушария. Почему герои роман не смогли установить точное место кораблекрушения?
Вопрос: Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?
Вопрос: Представьте шахматную доску. Как ходят фигурами на доске? Правильно, по горизонтали и вертикали.
Слово учителя. Конечно, для того чтобы найти точку на карте нужно знать еще и долготу, т.е. нужно знать географические координаты – числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле.
Правило: Первой определяется географическая широта.
Давайте, определим географическую широту города Каира, запишем ее. А теперь определяем географическую долготу. Записываем: 30*сш 32* вд.
Справка:
Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине,- широтой.
Географические координаты ввел древнегреческий ученый-астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н.э.) Он жил и работал в Александрии. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли.
Задание:
Определить координаты следующих географических объектов: г. Кейптауна, г. Пекина, о. Пасхи.
А теперь по координатам определим объекты: 27* с.ш. 87*в.д., 6*с.ш. 61*з.д., 17*ю.ш. 48* з.д., 62*с.ш. 129* в.д.
Слово учителя: Итак, вернемся к проблемному вопросу. Можно ли по одной широте или долготе определить местоположение объекта? Конечно - нет.
6. Закрепление.
Слово учителя: Обратите внимание на то, что в разных атласах параллели и меридианы проводятся через разное количество градусов. Через сколько градусов проведены в атласе для 6 класса? А в атласе «Республика Саха (Якутия)»? Перед вами лежат контурные карты Якутии – а здесь через сколько градусов?
Сейчас мы с вами проведем групповую работу.
- Каждая группа выбирает руководителя.
- Руководитель отвечает за организацию работы в группе, оценивает работу каждого в группе, может передать право ответа наиболее подготовленному члену группы.
- Учащиеся в группе должны придти к единому решению задачи.
- Каждый член группы имеет право высказать свое мнение по поводу оценки.
Слово учителя: Мы с вами живем в самой большой по площади республике России. Ее площадь мы найдем в атласе Якутии на стр.4 (3103,2 тыс.кв.км) В какой части России находится Якутия? ( Северо-восточной). С давних времен людей интересовали далекие земли, к которым относится наша республика. Снаряжались экспедиции и благодаря русским землепроходцам на карте появлялись новые города. Сейчас мы с вами выполним практическое задание по атласу Якутии.
Каждой группе ребят выдается задание:
Используя стр.4 атласа Якутии . Из города Х с координатами 61*с.ш.121 *в.д. вышли две экспедиции. Экспедиция Ивана Черского отправилась через пункт с координатами 62* с.ш.129* в.д. в пункт с координатами 66* с.ш. 151* в.д., а экспедиция Манделя через пункт с координатами 67* 50с.ш. 134* в.д. в тот же пункт, что и экспедиция Ивана Черского. Определите, через какие города проходили пути российских землепроходцев и куда они должны были прийти. На контурной карте Якутии отметить города и начертить путь экспедиций.
После того как ребята определят города (Олекминск, Якутск, Верхнеколымск) , (Олекминск, Верхоянск, Верхнеколымск) и начертят путь на контурной карте, руководитель группы оценивает работу ребят и выставляет оценку в оценочный лист. Затем учитель выводит средний балл из трех оценок:
-
Выполнение задания группой. (Экспертная оценка выставляется учителем всей группе за правильное выполнение задания.)
-
Самооценка за работу в группе. (Каждый ученик оценивает свою работу сам.)
-
Оценка руководителем группы работы каждого.
В конце урока проводится рефлексия. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Научились ли вы определять координаты?
- Вам помогло объяснение учителя или помогли понять товарищи по группе?
- Согласны вы с оценкой своей работы?
Кроме ответов на эти вопросы ученикам предлагается заполнить следующую табличку, поставить (+) в соответствующих строчках, ответив на 4 вопрос
- Много ли Вы узнали нового в результате изучения этой темы?
Рефлексия изучения темы урока
ничего |
мало |
изрядно |
очень много |
|
Темы в целом |
||||
Получение новой информации из текста |
||||
Работа с атласом |
||||
Работа на контурной карте |
||||
Работа в группах. |
||||
Рефлексия. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Оценочный лист.
|
Ф.И. |
Ф.И. |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Выполнение задания |
|||||||
Самооценка |
|||||||
Участие каждого в решении задачи. |
|||||||
Средняя оценка. |