Урок географии по теме "Географические координаты"

Разделы: География


Цель урока: Сформировать у ребят понятие о географических координатах, научить определять координаты.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Образовательные:
    1. Способствовать более глубокому пониманию географических координат.
    2. Закрепить понятия о географической широте и географической долготе.
  • Развивающие:
    1. Совершенствовать умение учащихся определять географические координаты.
    2. Совершенствовать умение работать с атласом и контурной картой.
    3. Развивать коммуникативные, управленческие навыки.
  • Воспитательные:
    1. Прививать любовь к родному краю, пробудить интерес к его истории.
    2. Способствовать расширению кругозора учащихся через знание карты Якутии.

Оборудование:

  1. Атласы 6 класса
  2. Атлас «Республика Саха (Якутия)»
  3. Карта полушарий Земли
  4. Контурные карты Якутии
  5. Транспаранты: Географическая широта и географическая долгота.
  6. Линейки и карандаши.
  7. Фрагменты компьютерной презентации.

Метод:

  1. Словесный
  2. Практический
  3. Групповая работа.

Тип урока: Урок объяснения нового материала с частичной коррекцией знаний и использованием активных методов изучения.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Домашнее задание: §13, контурные карты для 6 класса на стр.1 задание 4 стр.34 (2-3 мин.)
  3. Опрос (8-10 мин.)
  4. Изучение нового материала (15 мин)
  5. Закрепление (10 мин.)
1. Организационный момент.

Этический заряд: Здравствуйте! Я очень рада видеть Вас!

Мы желаем слушать и услышать друг друга!

Мы желаем почувствовать дружеское плечо друг друг

2. Опрос: (фронтальный)
  1. Что такое меридиан?
  2. Где проходит нулевой меридиан, как он еще называется?
  3. На какие полушария делит он земной шар?
  4. Что такое параллель?
  5. Как называется самая длинная параллель?
  6. На какие полушария делит земной шар экватор?
  7. Что такое градусная сетка?
  8. Что показывает географическая широта?
  9. Что показывает географическая долгота?
  10. Какая бывает широта?
  11. Какая бывает долгота?
  12. Можно ли по одной широте или долготе определить местонахождение объекта?

Учитель выставляет оценки за домашнее задание.

3. Объяснение нового материала.

Перед ребятами ставится проблемный вопрос:

Ребята! Известный роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: « 7 июня 1862 г. трехмачтовое судно «Бригантина» … Глазго потерпело крушение …. два матроса и капитан Грант достигли 37* широты южной…, окажите им помощь». И пришлось героям романа совершить полное приключений путешествие вдоль всей 37-й параллели южного полушария. Почему герои роман не смогли установить точное место кораблекрушения?

Вопрос: Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?

Вопрос: Представьте шахматную доску. Как ходят фигурами на доске? Правильно, по горизонтали и вертикали.

Слово учителя. Конечно, для того чтобы найти точку на карте нужно знать еще и долготу, т.е. нужно знать географические координаты – числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле.

Правило: Первой определяется географическая широта.

Давайте, определим географическую широту города Каира, запишем ее. А теперь определяем географическую долготу. Записываем: 30*сш 32* вд.

Справка:

Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине,- широтой.

Географические координаты ввел древнегреческий ученый-астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н.э.) Он жил и работал в Александрии. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли.

Задание:

Определить координаты следующих географических объектов: г. Кейптауна, г. Пекина, о. Пасхи.

А теперь по координатам определим объекты: 27* с.ш. 87*в.д., 6*с.ш. 61*з.д., 17*ю.ш. 48* з.д., 62*с.ш. 129* в.д.

Слово учителя: Итак, вернемся к проблемному вопросу. Можно ли по одной широте или долготе определить местоположение объекта? Конечно - нет.

6. Закрепление.

Слово учителя: Обратите внимание на то, что в разных атласах параллели и меридианы проводятся через разное количество градусов. Через сколько градусов проведены в атласе для 6 класса? А в атласе «Республика Саха (Якутия)»? Перед вами лежат контурные карты Якутии – а здесь через сколько градусов?

Сейчас мы с вами проведем групповую работу.

  1. Каждая группа выбирает руководителя.
  2. Руководитель отвечает за организацию работы в группе, оценивает работу каждого в группе, может передать право ответа наиболее подготовленному члену группы.
  3. Учащиеся в группе должны придти к единому решению задачи.
  4. Каждый член группы имеет право высказать свое мнение по поводу оценки.

Слово учителя: Мы с вами живем в самой большой по площади республике России. Ее площадь мы найдем в атласе Якутии на стр.4 (3103,2 тыс.кв.км) В какой части России находится Якутия? ( Северо-восточной). С давних времен людей интересовали далекие земли, к которым относится наша республика. Снаряжались экспедиции и благодаря русским землепроходцам на карте появлялись новые города. Сейчас мы с вами выполним практическое задание по атласу Якутии.

Каждой группе ребят выдается задание:

Используя стр.4 атласа Якутии . Из города Х с координатами 61*с.ш.121 *в.д. вышли две экспедиции. Экспедиция Ивана Черского отправилась через пункт с координатами 62* с.ш.129* в.д. в пункт с координатами 66* с.ш. 151* в.д., а экспедиция Манделя через пункт с координатами 67* 50с.ш. 134* в.д. в тот же пункт, что и экспедиция Ивана Черского. Определите, через какие города проходили пути российских землепроходцев и куда они должны были прийти. На контурной карте Якутии отметить города и начертить путь экспедиций.

После того как ребята определят города (Олекминск, Якутск, Верхнеколымск) , (Олекминск, Верхоянск, Верхнеколымск) и начертят путь на контурной карте, руководитель группы оценивает работу ребят и выставляет оценку в оценочный лист. Затем учитель выводит средний балл из трех оценок:

  1. Выполнение задания группой. (Экспертная оценка выставляется учителем всей группе за правильное выполнение задания.)

  2. Самооценка за работу в группе. (Каждый ученик оценивает свою работу сам.)

  3. Оценка руководителем группы работы каждого.

В конце урока проводится рефлексия. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Научились ли вы определять координаты?
  2. Вам помогло объяснение учителя или помогли понять товарищи по группе?
  3. Согласны вы с оценкой своей работы?

Кроме ответов на эти вопросы ученикам предлагается заполнить следующую табличку, поставить (+) в соответствующих строчках, ответив на 4 вопрос

  1. Много ли Вы узнали нового в результате изучения этой темы?

Рефлексия изучения темы урока

 

ничего

мало

изрядно

очень много

Темы в целом

       

Получение новой информации из текста

       

Работа с атласом

       

Работа на контурной карте

       

Работа в группах.

       

Рефлексия.

       

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Оценочный лист.

 

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Выполнение задания

             

Самооценка

             

Участие каждого в решении задачи.

             

Средняя оценка.