Цели:
– сформировать знания о строении клетки, на основе раскрытия мембранного
принципа;
– объяснить особенности мембранных и немембранных органоидов клетки;
– расширить знания учащихся о взаимосвязи строения и функций главных компонентов
и органоидов клетки;
– развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении различных
клеток;
– способствовать развитию познавательной деятельности и мотивации учащихся на
основе использования информационно-коммуникационных технологий;
– воспитывать в учащихся творческую личность.
Средства обучения:
– таблица “Общая схема строения растительных и животных клеток”;
– разборная модель “Строение эукариотической клетки”;
– электронные уроки и тесты “Биология в школе”.
Оборудование:
– компьютерный класс;
– видеопроектор;
– экран.
Ход урока
I. Проверка знаний учащихся о строении, функциях белков и нуклеиновых кислот в клетке.
1. Тестирование всех учащихся проводится с использованием информационных технологий.
I вариант.
- В состав ферментов входят:
а) нуклеиновые кислоты; б) белки; в) АТФ; г) углеводы. - Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных
цепей ДНК:
а) ионная; б) пептидная; в) водородная; г) ковалентная полярная. - С помощью молекул и РНК осуществляется передача наследственной
информации:
а) из ядра к митохондриям; б) из одной клетки в другую;
в) из ядра к рибосоме; г) от родителей к потомству. - Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание:
а) аденин; б) гуанин; в) урацил; г) цитозин. - Мономером ДНК является:
а) нуклеотид; б) нуклеотидтрифосфат; в) азотистое основание; г) рибоза. - Ферменты – это:
а) другое название гормонов; б) биологические катализаторы химических реакций;
в) конечные продукты обмена веществ; г) углеводы. - Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки:
а) видоспецифичен; б) одинаков для всех видов живых организмов;
в) зависит от питания организма; г) зависит от образа жизни организма. - Белок распадается на аминокислоты при разрушении его:
а) первичной структуры; б) вторичной структуры;
в) третичной структуры; г) четвертичной структуры. - Полимерами не являются:
а) гликоген; б) крахмал; в) целлюлоза; г) глюкоза. - Первичная структура белка – это:
а) укладка полипептидной цепи в форме спирали;
б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы;
в) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи;
г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни. - Установите соответствие между мономерами и полимерами.
Мономеры:
1. Нуклеотиды;
2. Простые сахара;
3. Аминокислоты.Полимеры:
А – белки;
Б – полисахариды;
В – нуклеиновые кислоты. - 12. Выберите три признака, характерные для молекулы ДНК.
1) Состоит из одной цепи; 2) Состоит из двух цепей;
3) Мономерами являются аминокислоты; 4) Молекула не способна к репликации;
5) Мономерами являются нуклеотиды; 6) Молекула способна к репликации.
Запишите цифры в порядке возрастания.
II вариант.
- Неизменяемыми частями аминокислот являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) только радикал;
в) только карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа. - Кислород у слона в крови транспортируется:
а) коллагеном; б) альбумином; в) гемоглобином; г) фибриногеном. - Связи, которые удерживают первичную структуру молекулы белка,
называются:
а) водородными; б) пептидными; в) гидрофобными; г) дисульфидными. - Гемоглобин человека отличается от гемоглобина собаки:
а) названием мономеров; б) функциями; в) вторичной структурой;
г) небольшими отличиями в последовательности аминокислот. - Из аминокислот не построена молекула:
а) гемоглобина; б) инсулина; в) гликогена; г) альбумина. - Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет:
а) вторичную структуру белка; б) первичную структуру белка;
в) четвертичную структуру белка; г) третичную структуру белка. - Ферменты, участвующие в химических реакциях, при повышении температуры:
а) ускоряют их, и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют их, изменяясь в результате реакции;
в) замедляют их, не изменяясь в результате реакции;
г) замедляют их, изменяясь в результате реакции. - Информационная РНК выполняет следующую функцию:
а) перенос аминокислот на рибосомы; б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) формирование рибосом; г) синтез второй цепи ДНК. - Разрушение природной структуры белка называется:
а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией. - Какую из функций не выполняет РНК?
а) хранение информации; б) передача информации;
в) транспорт аминокислот; г) определение структуры рибосом. - Выберите три верных ответа из шести. Нуклеотид РНК состоит из:
1) аминокислоты; 2) азотистого основания; 3) рибозы; 4) дезоксирибозы;
5) остатка фосфорной кислоты; 6) остатка серной кислоты.
Запишите выбранные цифры в порядке возрастания. - Выберите три функции, которые белки выполняют в клетке.
1) каталитическая; 2) кроветворная; 3) защитная; 4) транспортная;
5) рефлекторная; 6) фотосинтетическая.
Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Бланк ответов.
I вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
1 | 2 | 3 | |||||||||||||
II вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
2. Ответ по карточке у доски.
Задание: напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже:
ТТЦГАААЦТГЦ.
II. Постановка познавательной задачи.
Учащимся предлагается, опираясь на ранее полученные знания найти в Интернете
краткие биографические сведения об ученых, внесших вклад в изучение строения
клетки.
По окончании работы на экран проецируются портреты Р.Гука, А.Левенгука,
Р.Броуна, Т.Шванна и М.Шлейдена и заслушиваются краткие сообщения учащихся.
Делается вывод: “Клетка – структурная и функциональная единица живого”.
III. Изучение нового материала проводится с одновременным заполнением таблицы: “Строение животной клетки”:
Части и органоиды клетки. | Особенности строения. | Функции, выполняемые в клетке. |
Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point.
На экране схема “Строение животной клетки”.
1. Понятие о плане строения клетки: цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды и включения. (Беседа с элементами объяснения).
Органоиды (органеллы) – постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.
Включения – непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе ее жизнедеятельности.
2. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием схемы).
3. Строение и функции плазматической мембраны. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки | Особенности строения | Функции, выполняемые в клетке |
Цитоплазматическая мембрана. | Состоит из двойного слоя липидов, между молекулами которых располагаются белки; с липидами и белками могут быть связаны молекулы углеводов. |
|
4. Особенности строения и функции цитоплазмы. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки | Особенности строения | Функции, выполняемые в клетке |
Цитоплазма | Внутренняя среда клетки, содержащая воду, органоиды, биомолекулы, витамины, ионы, соли, растворенные газы. |
|
5. Мембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки | Особенности строения | Функции, выполняемые в клетке |
Эндоплазматическая сеть (ЭПС): А. Шероховатая. Б. Гладкая. |
Система мембран, связанных с ядерной
мембраной: А. Содержит рибосомы. Б. Не содержит рибосомы. |
|
Комплекс Гольджи. | Сложенные стопкой уплощенные цистерны, связанные с эндоплазматической сетью. |
|
Лизосомы | Мембранные пузырьки, заполненные ферментами. |
|
Митохондрии | Структуры, окруженные оболочкой из двух мембран, внутренняя мембрана образует складки – кристы; во внутренней среде матриксе содержатся ДНК, РНК и рибосомы. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрии. |
|
6. Немембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки | Особенности строения | Функции, выполняемые в клетке |
Рибосомы | Органоиды, состоящие из двух субъединиц, большой и малой, построены из белка и р-РНК, образуются в ядрышке. | 1. Синтез белка. |
Клеточный центр | Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Белковая структура. |
|
Микротрубочки | Полые цилиндрические белковые структуры. |
|
7. Ядро как важное звено управления процессами, происходящими в клетке. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Части и органоиды клетки | Особенности строения | Функции, выполняемые в клетке |
Ядро | Двухслойная ядерная мембрана, содержащая крупные поры; ядерный сок – кариоплазма; хромосомы; ядрышко, состоящее из РНК. |
|
Прокариоты – клетки, не имеющие оформленного ядра. Молекула ДНК образует кольцо.
Эукариоты – клетки, имеющие ядро.
8. Сравнение животной и растительной клетки. (Самостоятельная работа учащихся
с учебником и схемами растительной и животной клеток, спроецированными на
экран).
Учащиеся отмечают, что в растительной клетке имеются дополнительные структуры:
1) Пластиды – мембранные органоиды:
– хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, состоят из наружной и внутренней
мембран, гран тилакоидов, стромы, осуществляют синтез органических веществ путем
преобразования энергии солнечного света (фотосинтез), обеспечивают автотрофный
тип питания;
– лейкопласты осуществляют накопление веществ;
– хромопласты содержат красящие вещества, обеспечивают окраску растений,
привлекая животных для опыления цветков и распространения семян.
2) Клеточная стенка состоит из углевода целлюлозы, расположена снаружи плазматической мембраны, выполняет защитную, опорную и транспортную функции.
3) Вакуоли содержат клеточный сок – концентрированный раствор минеральных солей, сахаров, пигментов, органических кислот и ферментов; выполняют функцию накопления конечных продуктов обмена веществ.
4) Запасные питательные вещества находятся в виде крахмальных зерен.
В растительной клетке отсутствует клеточный центр.
Черты сходства растительной и животной клеток:
- Сходный химический состав;
- Одинаковы по основным проявлениям жизнедеятельности;
- Имеют единый принцип организации.
9. Учащимся предлагается заполнить схему и таблицу на компьютере. (Самостоятельная работа с учебником).
Задание 1.
Рис. 1
Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной схемы.
Задание 2: Заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).
Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.
Признаки | Ядро | ДНК | Клеточная мембрана |
Мито-хондрии | Лизо- сомы |
ЭПС | Рибо-сомы | Комплекс Гольджи |
Реснички и жгутики |
Прокариоты | |||||||||
Эукариоты |
Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной таблицы.
Вопрос 1. Чем отличается строение клеток прокариот и эукариот?
Вопрос 2. О чем свидетельствует сходство строения клеток прокариот и эукариот?
IV. Закрепление знаний. Выполнение тренировочных тестов 1, 2 и 3, перенесенных на компьютеры учащихся с диска “Электронные уроки и тесты. Биология в школе”.
V. Домашнее задание:
- Изучить текст параграфов 7 и 8.
- Объяснить, в чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки. (Письменно).