Урок на тему "Преемственность I и II ступеней обучения"

Разделы: Администрирование школы


     

Актуальность проблемы преемственности особо остро ощущается при переходе учащихся в 5-й класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

  • возрастает состояние стресса;
  • кабинетная система и много учителей-предметников;
  • сложность адаптации к учителям;
  • переутомление;
  • многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке;
  • отсутствие единства требований.

Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости, возникновению психологических срывов и конфликтных ситуаций.
Среди факторов, определяющих возникновение всех перечисленных проблем, можно выделить возрастные особенности учащихся, социально экономической ситуации в стране, а также типичные недочеты в организации учебно-воспитательного процесса.
Для их преодоления немаловажную роль играет перспективное планирование работы по преемственности I и II ступеней обучения.
Изменившиеся условия учения в 5 классе предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и умений, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Уровень развития детей далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешного обучения в дальнейшем, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов. Для предупреждения всевозможных негативных явлений необходимо провести специальную работу, одним из направлений которой является выявление потенциальной “группы риска”, т.е. детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с общественными трудностями. Другими не менее важными аспектами являются: обеспечение оптимальных условий перехода в среднюю школу для всех учащихся, максимальное развитие на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникают на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов.
Эффективность проведения такой работы во многом зависит от того, какое содержание вложено в понятие “готовность перехода в среднюю школу”.
Отечественными учеными Л.И..Божович, В.В.Давыдовой, Т.В.Драгуновой, И.В.Дубровиной, А.В.Захаровой, А.К.Марковой, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эколькониным получены данные о существенных изменениях в психике ребенка данного возраста [1].
Появляется теоретическое мышление, благодаря чему происходит перестройка всех остальных психических процессов. Теоретическое мышление, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к самим себе.
К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе, особенно в 5 классе, вызываются именно недостаточным уровнем их развития.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.
Если младший школьный возраст – это возраст начального “знакомства” с учебной деятельностью, период овладения ее основными структурными компонентами, то следующий этап онтогенеза можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. От того, как проходит начальный этап обучения, во многом будет зависеть и успешность перехода подростков к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.
Поэтому с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”, так как теперь оно не ограничивается рамками обязательных учебных программ, выполнений заданий учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и школы, может в большей степени осуществляться самостоятельно и целенаправленно.
Рубеж 4-5 классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, самому процессу обучения. Учителя четвероклассников нередко продолжают вести обучение своих воспитанников, руководствуясь теми же принципами, что и при работе с ними в 1-3 классах, при этом слабо используют такие учебные ситуации, в которых максимально бы проявлялась активность и инициатива школьников, творческое осмысление ими сообщаемых знаний, а не только простое воспроизведение. За снижением интереса к учению лежат причины, более общего характера, вызванные спецификой развития детей в этот период.
Переход в 5 класс, который объективно оценивается как более “взрослый” этап обучения, стимулирует процесс формирования личного отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему. В результате может образоваться своеобразный мотивационный вакуум, который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают многих детей, а новые еще не сформировались.
Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. От 4 к 5 классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности, но и на учебную деятельность.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменения содержания внутренней позиции ученика.
Путь, по какому пройдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап – переход от детства к отрочеству.


Рис. 1

И прежде всего для успешного становления личности ребенка необходимо создание в школе комфортной образовательной среды, в которой участвуют все субъекты, занятые в учебном процессе: ученики, учителя, администрация и родители.


Рис. 2

С целью выявления причин и поиска решения проблемы психологической адаптации и обеспечения гармоничного перехода, учащихся из начального звена в среднее в нашей школе традиционно проводятся:
– психологические тестирования на выявление умственного развития учащихся, их тревожности и отношения к школе;
– тестирование на готовность к продолжению обучения;
– составление психологического портрета класса;
– психолого-педагогические семинары по проблемам совмещения программ обучения в соответствии с возрастными особенностями развития детей;
– работа, направленная на воспитание толерантных установок в коллективе школьников и учителей.

Анализ причин снижения успеваемости показал, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5 классе значимой становится оценка товарищей по классу, их сверстников. Ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек, привык к критериям этой оценки. В 5 классе оценивающих становится много и подчас они выносят суровые оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5 класса.
Другая проблема, связанная с выставлением оценки состоит в том, что учитель не всегда имеет возможность поощрять достижения неуспешных учеников.
Одним из наиболее разумных шагов по преодолению противоречия между объективной оценкой знания и оценкой ориентированной на ребенка, является частичная передача данной функции от учителя к самому учащемуся. Этот момент – один из элементов реализации общего принципа формирования правильных, позиционных отношений учителя и ученика, как необходимого элемента общей программы по преодолению детской неуспешности.
Таким образом, необходимо обратить особое внимание не только на взаимоотношения учитель – ученик, но и на взаимодействия учителей начальной и средней школы.
Рассмотрим некоторые направления координации взаимодействия педагогов I и II ступеней, которые проводятся в нашей школе. Для того, чтобы обеспечить детям максимально благоприятные условия для успешного продолжения образования в среднем звене, организацию работы по преемственности обучения можно начать, когда дети учатся еще во втором классе. Учителями математики совместно со старшеклассниками в конце первого полугодия можно проверить знания таблицы умножения. Вышеназванная форма проведения контроля нравится школьникам: в роли учителей выступают старшеклассники, среди проверяющих встречаются их старшие сестры и братья, что снимает страх, напряжение, вызывает желание показать свои знания, проявить себя. Ребенок чувствует внутреннюю ответственность за себя и “болеет” за класс.
Несколько углубляется содержание работы по преемственности с выпускными классами. С целью обеспечения реального единства педагогических требований к ее организации привлекаются педагоги среднего звена. Методическими объединениями учителей русского языка и математики совместно с учителями начальных классов выделяются основные умения и навыки по предметам, которые наиболее полно обеспечивают преемственную связь. Составляется график совместного диагностирования, который реализуется в течение года. По итогам каждого идет детальный анализ, данные обобщаются и оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Все контрольные срезы анализируются в динамике, итоги обсуждаются на заседаниях методических объединений, совещаниях и педсоветах.
Планируется взаимопосещение уроков: педагоги среднего звена заранее знакомятся с детьми, с которыми им предстоит работать, используют в своей практике наблюдаемые приемы учителей, учитывают стиль взаимоотношений.
Решению проблемы преемственности обучения может способствовать и привлечение учителей средней школы к проведению уроков математики, русского языка и окружающего мира в 4-м классе.
Таким образом, учащиеся, не потеряв своего учителя, приобретают опыт взаимодействия с еще одним партнером по учебной деятельности, получая возможность сравнения и сопоставления. В результате, в условиях постепенного перехода к новым типам обучения максимально снижается дискомфорт учащихся.
С целью выявления готовности учащихся 5-х классов к продолжению образования в сентябре – октябре месяце нами проводятся:
– стартовая диагностика по овладению учащимися начальной школы общеучебными умениями и навыками;
– нулевые замеры знаний по русскому языку, математике и технике чтения.
Администрация школы сравнивает результаты обучения и развития за курс начальной школы с нулевыми замерами 5-го класса. На каждого ученика создается карта реальных учебных возможностей, на основе которой строится коррекционная программа работы с классным коллективом, где намечается совместная деятельность учителей – предметников. Результаты диагностики рассматриваются на педагогическом консилиуме и педсовете.
Администрация нашей школы в течение ряда лет предлагала учителям начальной школы продолжить обучение своих детей в 5 классе по одному из предметов, оставив за ними классное руководство, что положительно отражалось на психологическом самочувствии школьников, снижении уровня тревожности и способствовало более быстрой адаптации учащихся к новым условиям.
Несмотря на целенаправленную работу по обеспечению преемственности обучения, не всегда удается добиться прочности усвоения базового компонента знаний всеми учащимися.
Причина этих проблем состоит в существенных различиях условий обучения в начальной школе и средней, а также в неумении или нежелании учителей начальной и средней школы минимизировать эти различия. В связи с этим значительно возрастает роль классного руководителя.
Для создания благоприятного психологического климата в классе и поддержания учебного настроя используется игровая форма организации классной и внешкольной жизни учащихся, что стимулирует формирование самостоятельности, развитие творческих способностей и учебной активности пятиклассников.
С этой целью перед классными руководителями 5 классов ставятся следующие задачи:
– организовывать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся;
– продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от его личностных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики;
– способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, работающего с классом учительского коллектива, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
Для обеспечения оптимальной работы с учащимися 5 классов необходимо осуществить и преемственность воспитания при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Анализируя задачи обучения и воспитания в 5 классах, классным руководителям можно предложить использовать технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания, опираться на различные виды диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование и тестирование. Это позволяет спроектировать процесс обучения и воспитания с учетом индивидуальных возможностей личности каждого учащегося, а также субъективного опыта, приобретенного самим учеником в процессе адаптации при переходе из начальной школы в среднюю.
В нашей школе учителя выпускных классов начальной школы составляют психолого-педагогический портрет класса. Классный руководитель 5 класса проводит наблюдения, анкетирование среди ребят и их родителей, выявляя интересы учащихся, круг их общения, особенности классного коллектива, семейного воспитания, берет данные у медицинского работника о состоянии здоровья ребят, а также совместно с учителями-предметниками и администрацией школы проводит диагностику учебных навыков учащихся. Результатом этой работы является создание портфолио класса и индивидуальных достижений учащихся.
Таким образом, деятельность классного руководителя 5 класса – одна их самых трудоемких, так как здесь закладывается база дальнейшей успешности детей в средней и старшей школе.
В заключении можно отметить, что только совместная целенаправленная работа всех субъектов учебно-воспитательного процесса приводит к созданию творчески развитой личности выпускника, готовой к продолжению образования в среднем звене.


Рис. 3

Список литературы:

  1. Рабочая книга школьного психолога под редакцией И.В.Дубровиной. – М: Просвещение, 1995 г.