Актуальность проблемы преемственности особо остро ощущается при переходе учащихся в 5-й класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
- возрастает состояние стресса;
- кабинетная система и много учителей-предметников;
- сложность адаптации к учителям;
- переутомление;
- многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке;
- отсутствие единства требований.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости,
возникновению психологических срывов и конфликтных ситуаций.
Среди факторов, определяющих возникновение всех перечисленных проблем, можно
выделить возрастные особенности учащихся, социально экономической ситуации в
стране, а также типичные недочеты в организации учебно-воспитательного процесса.
Для их преодоления немаловажную роль играет перспективное планирование работы по
преемственности I и II ступеней обучения.
Изменившиеся условия учения в 5 классе предъявляют более высокие требования к
интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности
определенных учебных знаний и умений, к уровню развития произвольности,
способности к саморегуляции.
Уровень развития детей далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям
успешного обучения в дальнейшем, у других едва достигает допустимого предела.
Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода
трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов. Для
предупреждения всевозможных негативных явлений необходимо провести специальную
работу, одним из направлений которой является выявление потенциальной “группы
риска”, т.е. детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с общественными
трудностями. Другими не менее важными аспектами являются: обеспечение
оптимальных условий перехода в среднюю школу для всех учащихся, максимальное
развитие на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникают на
рубеже младшего школьного и подросткового возрастов.
Эффективность проведения такой работы во многом зависит от того, какое
содержание вложено в понятие “готовность перехода в среднюю школу”.
Отечественными учеными Л.И..Божович, В.В.Давыдовой, Т.В.Драгуновой,
И.В.Дубровиной, А.В.Захаровой, А.К.Марковой, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эколькониным
получены данные о существенных изменениях в психике ребенка данного возраста
[1].
Появляется теоретическое мышление, благодаря чему происходит перестройка всех
остальных психических процессов. Теоретическое мышление, способствует
возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая является
новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную
деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к самим
себе.
К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие
новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные
трудности детей в средней школе, особенно в 5 классе, вызываются именно
недостаточным уровнем их развития.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое
ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Но она продолжает
оставаться основной деятельностью школьников.
Если младший школьный возраст – это возраст начального “знакомства” с учебной
деятельностью, период овладения ее основными структурными компонентами, то
следующий этап онтогенеза можно охарактеризовать как время овладения
самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной
активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной
мотивацией. От того, как проходит начальный этап обучения, во многом будет
зависеть и успешность перехода подростков к качественно новой учебной мотивации,
направленной не только на получение новых сведений, но и на поиск общих
закономерностей, а главное на освоение самостоятельных способов добывания новых
знаний.
Поэтому с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”, так
как теперь оно не ограничивается рамками обязательных учебных программ,
выполнений заданий учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и
школы, может в большей степени осуществляться самостоятельно и целенаправленно.
Рубеж 4-5 классов, по свидетельству многих педагогов и психологов,
характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, самому
процессу обучения. Учителя четвероклассников нередко продолжают вести обучение
своих воспитанников, руководствуясь теми же принципами, что и при работе с ними
в 1-3 классах, при этом слабо используют такие учебные ситуации, в которых
максимально бы проявлялась активность и инициатива школьников, творческое
осмысление ими сообщаемых знаний, а не только простое воспроизведение. За
снижением интереса к учению лежат причины, более общего характера, вызванные
спецификой развития детей в этот период.
Переход в 5 класс, который объективно оценивается как более “взрослый” этап
обучения, стимулирует процесс формирования личного отношения к учению, но далеко
не все дети оказываются готовыми к нему. В результате может образоваться
своеобразный мотивационный вакуум, который характеризуется тем, что прежние
представления уже не устраивают многих детей, а новые еще не сформировались.
Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. От 4 к 5
классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между
негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство
собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую
сферу их жизнедеятельности, но и на учебную деятельность.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением
своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации
развития и изменения содержания внутренней позиции ученика.
Путь, по какому пройдет становление личности подростка, во многом зависит от
того, насколько успешно будет пройден этот этап – переход от детства к
отрочеству.
Рис. 1
И прежде всего для успешного становления личности ребенка необходимо создание в школе комфортной образовательной среды, в которой участвуют все субъекты, занятые в учебном процессе: ученики, учителя, администрация и родители.
Рис. 2
С целью выявления причин и поиска решения проблемы психологической адаптации
и обеспечения гармоничного перехода, учащихся из начального звена в среднее в
нашей школе традиционно проводятся:
– психологические тестирования на выявление умственного развития учащихся, их
тревожности и отношения к школе;
– тестирование на готовность к продолжению обучения;
– составление психологического портрета класса;
– психолого-педагогические семинары по проблемам совмещения программ обучения в
соответствии с возрастными особенностями развития детей;
– работа, направленная на воспитание толерантных установок в коллективе
школьников и учителей.
Анализ причин снижения успеваемости показал, что находятся они не столько в
недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений
учитель – ученик.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой
является оценка учителя, тогда как в 5 классе значимой становится оценка
товарищей по классу, их сверстников. Ученик начальной школы привык, что
результаты его учения оценивал всегда один человек, привык к критериям этой
оценки. В 5 классе оценивающих становится много и подчас они выносят суровые
оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих
пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий,
в чем учащиеся находят поддержку у своих одноклассников. В итоге эти дети
испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5 класса.
Другая проблема, связанная с выставлением оценки состоит в том, что учитель не
всегда имеет возможность поощрять достижения неуспешных учеников.
Одним из наиболее разумных шагов по преодолению противоречия между объективной
оценкой знания и оценкой ориентированной на ребенка, является частичная передача
данной функции от учителя к самому учащемуся. Этот момент – один из элементов
реализации общего принципа формирования правильных, позиционных отношений
учителя и ученика, как необходимого элемента общей программы по преодолению
детской неуспешности.
Таким образом, необходимо обратить особое внимание не только на взаимоотношения
учитель – ученик, но и на взаимодействия учителей начальной и средней школы.
Рассмотрим некоторые направления координации взаимодействия педагогов I и II
ступеней, которые проводятся в нашей школе. Для того, чтобы обеспечить детям
максимально благоприятные условия для успешного продолжения образования в
среднем звене, организацию работы по преемственности обучения можно начать,
когда дети учатся еще во втором классе. Учителями математики совместно со
старшеклассниками в конце первого полугодия можно проверить знания таблицы
умножения. Вышеназванная форма проведения контроля нравится школьникам: в роли
учителей выступают старшеклассники, среди проверяющих встречаются их старшие
сестры и братья, что снимает страх, напряжение, вызывает желание показать свои
знания, проявить себя. Ребенок чувствует внутреннюю ответственность за себя и
“болеет” за класс.
Несколько углубляется содержание работы по преемственности с выпускными
классами. С целью обеспечения реального единства педагогических требований к ее
организации привлекаются педагоги среднего звена. Методическими объединениями
учителей русского языка и математики совместно с учителями начальных классов
выделяются основные умения и навыки по предметам, которые наиболее полно
обеспечивают преемственную связь. Составляется график совместного
диагностирования, который реализуется в течение года. По итогам каждого идет
детальный анализ, данные обобщаются и оформляются в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Все контрольные срезы анализируются в динамике, итоги обсуждаются на заседаниях
методических объединений, совещаниях и педсоветах.
Планируется взаимопосещение уроков: педагоги среднего звена заранее знакомятся с
детьми, с которыми им предстоит работать, используют в своей практике
наблюдаемые приемы учителей, учитывают стиль взаимоотношений.
Решению проблемы преемственности обучения может способствовать и привлечение
учителей средней школы к проведению уроков математики, русского языка и
окружающего мира в 4-м классе.
Таким образом, учащиеся, не потеряв своего учителя, приобретают опыт
взаимодействия с еще одним партнером по учебной деятельности, получая
возможность сравнения и сопоставления. В результате, в условиях постепенного
перехода к новым типам обучения максимально снижается дискомфорт учащихся.
С целью выявления готовности учащихся 5-х классов к продолжению образования в
сентябре – октябре месяце нами проводятся:
– стартовая диагностика по овладению учащимися начальной школы общеучебными
умениями и навыками;
– нулевые замеры знаний по русскому языку, математике и технике чтения.
Администрация школы сравнивает результаты обучения и развития за курс начальной
школы с нулевыми замерами 5-го класса. На каждого ученика создается карта реальных
учебных возможностей, на основе которой строится коррекционная программа работы
с классным коллективом, где намечается совместная деятельность учителей –
предметников. Результаты диагностики рассматриваются на педагогическом
консилиуме и педсовете.
Администрация нашей школы в течение ряда лет предлагала учителям начальной школы
продолжить обучение своих детей в 5 классе по одному из предметов, оставив за
ними классное руководство, что положительно отражалось на психологическом
самочувствии школьников, снижении уровня тревожности и способствовало более
быстрой адаптации учащихся к новым условиям.
Несмотря на целенаправленную работу по обеспечению преемственности обучения, не
всегда удается добиться прочности усвоения базового компонента знаний всеми
учащимися.
Причина этих проблем состоит в существенных различиях условий обучения в
начальной школе и средней, а также в неумении или нежелании учителей начальной и
средней школы минимизировать эти различия. В связи с этим значительно возрастает
роль классного руководителя.
Для создания благоприятного психологического климата в классе и поддержания
учебного настроя используется игровая форма организации классной и внешкольной
жизни учащихся, что стимулирует формирование самостоятельности, развитие
творческих способностей и учебной активности пятиклассников.
С этой целью перед классными руководителями 5 классов ставятся следующие задачи:
– организовывать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития
самостоятельных возможностей учащихся;
– продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от его
личностных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных
особенностей характера и психики;
– способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через
развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по
единению и сотрудничеству классного руководителя, работающего с классом
учительского коллектива, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
Для обеспечения оптимальной работы с учащимися 5 классов необходимо осуществить
и преемственность воспитания при переходе учащихся из начальной школы в среднее
звено.
Анализируя задачи обучения и воспитания в 5 классах, классным руководителям
можно предложить использовать технологию личностно-ориентированного обучения и
воспитания, опираться на различные виды диагностики: наблюдение, собеседование,
анкетирование и тестирование. Это позволяет спроектировать процесс обучения и
воспитания с учетом индивидуальных возможностей личности каждого учащегося, а
также субъективного опыта, приобретенного самим учеником в процессе адаптации
при переходе из начальной школы в среднюю.
В нашей школе учителя выпускных классов начальной школы составляют
психолого-педагогический портрет класса. Классный руководитель 5 класса проводит
наблюдения, анкетирование среди ребят и их родителей, выявляя интересы учащихся,
круг их общения, особенности классного коллектива, семейного воспитания, берет
данные у медицинского работника о состоянии здоровья ребят, а также совместно с
учителями-предметниками и администрацией школы проводит диагностику учебных
навыков учащихся. Результатом этой работы является создание портфолио класса и
индивидуальных достижений учащихся.
Таким образом, деятельность классного руководителя 5 класса – одна их самых
трудоемких, так как здесь закладывается база дальнейшей успешности детей в
средней и старшей школе.
В заключении можно отметить, что только совместная целенаправленная работа всех
субъектов учебно-воспитательного процесса приводит к созданию творчески развитой
личности выпускника, готовой к продолжению образования в среднем звене.
Рис. 3
Список литературы:
- Рабочая книга школьного психолога под редакцией И.В.Дубровиной. – М: Просвещение, 1995 г.