Внеклассная работа по химии – проектно-исследовательская деятельность учащихся

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Работая в школе учителем химии, много времени уделяю учащимся для занятий во внеурочное время. Являясь постоянным участником Всероссийских научно-методических семинаров в г. Санкт-Петербурге, активно работаю в секциях. Знакомлюсь с интересным опытом коллег, выступаю на заседаниях по обслуживанию опыта работы. Там же знакомлюсь с новейшими образцами оборудования для образовательных учреждений. Занималась в образцовой учебно-исследовательской лаборатории на базе школы № 309 и учебно-методического центра ЗАО  « Крисмас + ».
Для работы используем оборудование кабинета химии «санитарно-пищевую мини- экспресс лабораторию учебную» (СПЭЛ-У)
Для проведения экологического практикума и его применения в проектной деятельности неоценимую помощь оказывает оборудование «Пчелка».
В 2007-2008 учебном году были выполнены учащимися проектно-исследовательские работы «Определения показателей качества воды и снега, как индикатор чистоты окружающей среды»; « Мониторинг атмосферы воздуха в городе»; «Влияние качества продуктов питания на здоровье человека».
В 2008-2009 учебном году: «Сколько стоит стакан чистой воды»; «Необычное о такой обычной спичке». На занятиях кружка с учащимися 8 класса была выполнена экспериментальная работа по определению качества воды, ее жесткости  и способов умягчения воды (воду брали из разных источников)
В 8 «Б» классе было проведено открытое внеклассное занятие «Проектно-исследовательские методы обучения учащихся»

Внеклассное занятие в 8 «Б» классе «Проектно-исследовательские методы обучения учащихся»

Цель занятия:

  • расширять кругозор учащихся, формировать и совершенствовать навыки работы в группах;
  • приобретать коммуникативные навыки и умения;
  • развивать умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения);
  • совершенствовать экспериментальные умения.

Проект – самостоятельная работа учащихся над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление.
А результат, полученный при решении проблем, увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Девиз урока: Всё, что я познаю, я знаю для чего мне нужно, где и как я могу эти знания применить.

ХОД ЗАНЯТИЯ

–  Мы сегодня подводим итоги двух проектов:

а) Исследование содержания соединения Fe в различных продуктах, узнаем о биологической роли Fe в организме человека и о его содержании в продуктах.
б) Изучение содержания глюкозы в продуктах, заслушаем отчет и выводы по результатам наших исследований.

– Сейчас мы заслушаем учащихся, которые проводили исследования.

Исследование содержания железа в различных продуктах

Для работы использовали заварку чая (чай содержит танин, который реагирует с соединениями железа, образуя нерастворимые в воде частицы, и чем раньше они появятся и чем больше их будет, тем больше соединений железа в исследуемых продуктах).
Исследовали сок капусты, огурца, моркови, апельсина, зеленого яблока, лимона, груши, винограда.

Вывод: Больше всего соединений Fe содержится в соках груши, далее виноград, яблоко, апельсин, огуречный сок, лимон, капустный сок.
Сообщение с выводом о биологическом значении Fe в организме человека, выступили Толстикова Е., Лузанова А.

Второй проект: «Изучение содержания глюкозы в различных продуктах»
Сообщение: «Каково биологическое значение глюкозы в организме человека». (Тычинин Д.)
Отчет о проделанной работе был представлен в виде таблицы.  

Содержание глюкозы в различных продуктах

Определяли с помощью индикаторной бумажной полоски – уриклюк-1.

Исследовали  яблочный сок, яблочное пюре, консервированную кукурузу, сок помидора, томатную пасту, кетчуп, молоко, сок апельсина, лимона, кока-колу и сделали вывод

Вывод о содержании глюкозы в исследуемых нами продуктах. 

  1. Сегодня у нас практическая работа: мы научимся определять содержание нитрат-ионов в овощах, фруктах, соках, питьевой воде.
  2. Рассмотрим схему содержания NO3- в различных плодах.
  3. Обратим внимание на распределение NO3-- в разных частях плодов и сделаем практические выводы.

Послушаем – каков может быть результат бесконтрольного использования удобрений.

Определение нитрат-ионов

Ход практической работы

По рядам в классе – три рабочие группы. Каждая группа будет проводить опыты. На столах находятся продукты.

1 ряд: огурец, морковь, яблочный сок, перец сладкий.
2 ряд: картофель, капуста (кочерыжка, черешки листьев), виноград.
3 ряд: кабачок, вода питьевая, яблоко, минеральная вода

Инструкция по выполнению работы (читаем её внимательно).

Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.

Образцы для тестирования:

  • Овощи:  картофель, огурцы, капуста, морковь, кабачки, тыква.
  • Фрукты:  яблоки, арбузы, дыни, виноград.
  • Минеральная и питьевая вода.
  • Соки.
  1. Подготовьте к тестированию овощи, фрукты, надрезав их. Нарежьте объект кусочками так, чтобы выступил сок.
  2. Возьмите полоску тест-системы  «Нитрат-тест» пинцетом, смочите выделившимся соком (или окуните в тестируемый сок, воду).
  3. Через три минуты сравните окраску рабочего участка с контрольной шкалой и определите содержание нитратов.
  4. Результаты наблюдения запишите в таблицу
  5. Сделайте вывод о пригодности  исследуемых продуктов для питания.

Соблюдая правила техники безопасности, приступаем к выполнению работы. Работать будем с тест-системой – это наиболее удобное аналитическое средство, средство сигнального контроля.
Результаты наблюдений оформляем в таблицу.

Результаты наблюдений

 

ПДК нитратов мг/кг

Фактическое содержание нитратов мг/кг

1. Огурцы

150

70

2. Морковь с приусадебного участка.

250

50

3. Картофель

250

60

4. Капуста (кочерыжка)

600

200

5. Капуста (листья)

400

50

6. Кабачок

400

280

7. Яблочный сок

50

50

8. Перец сладкий

200

300

9. Виноград

60

10

10. Яблоки

60

50

11. Вода питьевая (Шишкин лес)

10

12. Минеральная вода (Ессентуки)

40

60

Сделаем вывод о пригодности исследуемых продуктов для питания.

Сегодня мы осуществляем практическую часть нового проекта.
Опасными загрязнителями продуктов питания нитраты становятся тогда, когда на каждый кг веса человек потребляет 5мг NO3- в сутки.
Нитраты более активно накапливаются растениями при недостатке света.
По способности накапливать NO3- можно разделить растения на 5 групп:

  1. Больше 5г на 1кг продукции (все виды салатов, редис, петрушка).
  2. До 5г на 1кг (шпинат, редька, кольраби, зелёный лук, свекла).
  3. До 4г на 1кг (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук).
  4. До 3г на 1кг (укроп, ревень, тыква, лук-порей).
  5. Менее 1г на 1кг (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).

Как распределяются нитрат-ионы в овощах:

  1. У свёклы в верхней части корнеплода (до 90% ПДК).
  2. У моркови в сердцевине (до 90% ПДК), в наружной части (до 10% ПДК).
  3. Капуста: в кочерыжке и в толстых черешках листьев (до 80% ПДК).
  4. У картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в больших. Под кожурой содержится до 60% ПДК.
  5. Кабачок – хвостик до 100% ПДК
  6. Арбуз, дыня: под корочкой до 100-110% ПДК.

Вывод. Данные анализов показывают, что концентрация нитратов не одинакова в разных частях большинства растений.

Как же можно уменьшить содержание нитратов в потребляемых продуктах?

Практические советы по уменьшению содержания нитратов в продуктах

  1. Тщательно промывать овощи и фрукты (уменьш. на 10%)
  2. Механическая очистка (на 15-20%)
  3. Варка овощей, особенно очищенных и нарезанных (на 50%)
  4. Зелень рекомендуется вымачивать перед употреблением в холодной воде 1-1,5ч. (20-30%)
  5. Уменьшается содержание нитратов при квашении, солении, мариновании.

Обратить внимание на девиз нашего занятия.

Оценка работы учащихся на уроке.

Результатами работы, как правило, являются несколько проектов за учебный год, которые мы направляем на Фестиваль исследовательских и творческих работ в Портфолио, в МАН «Первые шаги в науку», выступаем на зональных этапах областных экологических чтениях, участвуем в школе на Дне наук.
В 2007-2008 учебном году за проектно-исследовательские работы, посланные в Портфолио,  «Определения показателей качества воды и снега, как индикатора чистоты окружающей среды»; «Мониторинг атмосферного воздуха в городе»; «Влияние качества продуктов питания на здоровье человека» учащиеся получили дипломы. За участие во Всероссийском заочном конкурсе учащихся «Первые шаги в науку» эти ученики удостоены звания Лауреатов конкурса, а учитель получил Сертификат.
В 2008-2009 учебном году работа ученика 11 класса  Борисова М. «Международные контакты и признание заслуг Д.И. Менделеева»- Лауреат второй степени. Работа учащихся 8 класса «Сколько стоит стакан чистой воды» – Лауреат  третьей степени.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет значительно повысить эффективность обучения; способствует развитию личности. Ее самоорганизации и самореализации, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует активную жизненную позицию.