Цели урока:
- актуализировать знания учащихся о двусоставных и
- односоставных предложениях ; обобщить и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений ;
- раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений;
- развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте и применять их в собственной речи.
Основные задачи: (высвечивается на экране доски)
конкретному ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- коммуникативная готовность работать в группе;
- развитие личностей рефлексии;
- становление активной, субъективной позиции в учебной деятельности.
учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности
- связке “ класс – учитель ”:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию;
- повышение познавательной активности класса;
- многомерное освоение учебного материала.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум с элементами учебно-исследовательской работы
Образовательные технологии: технология встречных усилий (ТВУ),
Оборудование: средства зрительно-слуховой наглядности (таблицы), интерактивная доска.
Дидактический материал: “ Краеведение на уроках русского языка ”, “ Уроки словесности ”, “ Художественное слово о Кольском Севере ”, алгоритмы, таблицы , результаты исследовательских работ учащихся.
Средства обучения: Учебник В. В. Власенкова, тексты художественных произведений В. Берлина, В. Якунина, П. Беспрозванной, Р. Марковой,
Подход к преподаванию: личностно – ориентированный.
Компетенция: коммуникативная, культуроведческая.
Педагогические приемы: “Эпиграф”, “Погружение”, “Отсроченная отгадка”, “Лови ошибку”, “Опрос”, “Повтор с расширением”, “Согласен/ не согласен”.
Эпиграф:
1) Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот.И корявых берез…
В. А. Смирнов2) Поэзия есть одна из форм познания при помощи слова.
A. А. Потебня3) Заглядывание в глубь строки – это и есть в прямом смысле
заглядывание внутрь себя самого, познание себя .
B. Зинченко4) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Ход урока
I. Начало урока, “разминка”.
(Необходимо создать эмоциональный настрой на совместную работу)
Как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их экспрессивные возможности и синтаксическая роль?
Ответы на поставленные вопросы, я уверена, мы получим, изучив тему сегодняшнего урока, к которому мы с вами готовились. (4 группы уч-ся по 5 человек работали над изучением прозаических и поэтических произведений, ребята изучали структуры ГО в художественных текстах).
Перед вами отрывки из произведений В. Семенова и В. Танюшкина (высвечивается на экране)
Выделите грамматические основы (ГО), определите способ их выражения, темы стихотворений .
1) Люблю я заполярный край ... Люблю взойти на самый верх, взглянуть на Кольский полуостров, где все затем и низкоросло, чтоб был высоким человек.
В.П. Семенов2)Чистоте учусь у снега,
Доброте учусь у солнца,
Глубине – у океана. И спокойствию у звезд.
В.В. Танюшкин
– Выслушав ответы учеников, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “ Как, по-вашему, отрывки связаны с темой урока? ” (Ответы учеников)
– Верно, поэзия, по выражению А. А. Потебни, “есть одна из форм познания при помощи слова”.
И мы сегодня будем изучать с помощью “самого богатого, меткого, могучего и поистине волшебного русского языка ” наш Кольский Север, читая произведения поэтов и писателей Заполярья.
А слово поэта рождается в процессе творчества. По мнению М. М. Пришвина, “ в каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет , а слово остается и летит из поколения в поколение , как свет угасшей звезды во вселенной ”. Обратим внимание на один из эпиграфов к нашему уроку:
Заполярье ...
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез ...
В. А. Смирнов
II. “ Погружение ”. Дайте характеристику записанных предложений, определите их вид, ответьте на поставленные вопросы (1-й вопрос задает учитель, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.)
– Какие предложения называются односоставными?
– Что называется определенно – личным предложением?
– Какова роль назывных предложений? о/л, н/л, об/л, б/л?
III. Контрольно-подготовительный этап урока – основа для продуктивного освоения учебного материала. Входная диагностика
А) Прием “ Лови ошибку”: определи вид односоставных предложений, выдели ГО.
|
– наз. – б/л – о/л – об/л – об/л – б/л – наз. – н/л – б/л – о/л – б/л – об/л – б/л – н/л – о/л – об/л – наз. |
На экране появляется правильный ответ, ученики сверяют свои ответы.
Б) Работа с таблицей № 1 . Обобщите имеющиеся знания об односоставных предложениях в виде таблицы-памятки.
Таблица-памятка № 1
Односоставные предложения
Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым |
||||||||
Именные | Глагольные | |||||||
Назывные | Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные | Безличные | ||||
существительные в им, падеже, неразложимое сочетание. |
выражены в форме | |||||||
1(2) лица ед. и множ. числа наст./ буд. времени, повел. наклон., глагола. | 3 лица мн. числа наст./буд. времени, мн. числа прош. времени, сослаг . наклон, глагола. | 2 лица ед. числа и 3 лица мн. числа наст./буд. времени глагола. | Безличного глагола, инфинитива, слова “нет”, краткого страдательного причастия | |||||
обозначают |
||||||||
предмет, явление, реально существующие. | действие, совершаемое определенным лицом, которое известно говорящему. | действие, которое совершается неопределенным субъектом, неизвестным говорящему | действие, которое может быть адресовано любому субъекту | наличие бессубъектного действия или косвенная адресованность к субъекту действия | ||||
примеры |
||||||||
В) А теперь “ Повтор с расширением ” (задание для 4-х групп учащихся). Работа с текстом, который на парте у каждого лежит
1 гр. – № 12 | 2 гр. – № 14 | 3 гр. – № 15 | 4 гр. – № 10 |
Задание:
- Найдите все односоставные предложения, определите способы выражения ГО, укажите типы предложений, ответ обоснуйте, руководствуясь памяткой.
- Найдите средства выразительности и экспрессивной оценки текста.
- Какую роль играет синтаксическая организация текста для выражения авторского замысла и читательского восприятия.
Г) “ Вопросы к тексту ” (на экране и доске): Как определить экспрессивные возможности односоставных предложений (словарная работа: экспрессия – выразительность, сила выражения, проявления чего-либо).
IV. Сотворчество как этап урока (ЭИ – портреты, отрывки из стихотворений).
А) 1 Отчет исследовательских групп:
1 гр. – Назывные предложения в произведениях мурманских поэтов (листик, стр. 2-3 , 4 сб. “ Хибинская тетрадь ”)
2 гр. – Определенно-личные предложения – стр. 4–6
З гр. – Неопределенно-личные предложения – стр. 6
4 гр. – Безличные предложения – стр. 7–8
Учащиеся записывают все виды односоставных предложений, подчеркивают ГО, определяют экспрессивные возможности и стилистическую роль.
А) 2 Сверьте с таблицей № 2 (см. экран – доска)
Обобщите имеющиеся знания об односоставных предложениях в виде таблицы-памятки, а данные предложения используйте в качестве примеров.
Употребление односоставных предложений в речи
Таблица-памятка № 2
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные | Безличные | Названные |
Лаконизм, динамичность, экспрессия | Динамичность, глагольность (акцент делается на действие) | Высокая степень экспрессивности, объективность суждений в СМИ | От нейтральной передачи информации до
канцелярской и далее |
Как техническая функция (для обозначения места и времени действия в пьесах), так и эмоционально воздействующая (средство художественного описания) |
В худ. стиле, в публицистическом (особенно в заголовках), реже в научном | В разговорной речи, в публицистическом стиле (в заголовках), реже в научно-популярном | В художественной и разговорной речи, в публицистическом стиле | От разговорной речи до научной (широкий спектр реализации) | В драматургии, в художественных, особенно поэтических, произведениях, в публицистике |
Прочитайте текст определите его тип и стиль. Выпишите односоставные, конструкции, охарактеризуйте их. Попытайтесь заменить односоставные предложения двусоставными. Каких стилистических свойств лишится высказывание?
Просыпаюсь... Солнца не видно в мое окошко, так как оно уже высоко поднялось.
В горах есть озеро Имандра, со всех сторон защищенное горами и поэтому почти всегда тихое и спокойное.
Плывем на лодке по тихому озеру: ни малейшего звука, даже чаек нет. Издали видно ущелье; оно разрезает черные горы наверху. Снизу, с озера, оно не кажется таким мрачным, как рассказывают; гораздо таинственнее и мрачнее лес у подножия гор.
Причаливаем к берегу, входим в лес. В нем нет зелени, травы и солнца. Под
ногами какие-то мягкие подушки, за которыми прячутся камни. Тут можно встретить
каждую минуту медведя, дикого оленя, росомаху. Вдруг перед нами на тропу
выбегает куропатка. Мы идем – она бежит впереди нас по тропе, как волшебный
колобок; остановимся – она остановится, Так она выводит нас на полянку, покрытую
травой и березками, похожими на яблони, останавливается, оглядывает нас, кивает
головой и исчезает в траве. Обманула, завела нас на какую-то полянку и исчезла.
(М. Пришвин.)
Прочитайте текст. Выпишите назывные предложения, охарактеризуйте их стилистическую, роль.
Мурманское направление
В конце июня я выехал на Северный флот. Первые воздушные тревоги. Первые пожары на станции Лодейное.
Наконец, Мурманск, Кольский залив, буксир, идущий в Полярное, примерка военной формы. Здесь мне предстояло снимать войну. Что же запечатлел мой фотоаппарат для памяти человечества?
Вот полуостров Рыбачий... Война там велась в скалах, где почти невозможно было солдату окопаться.
Вот морская пехота... Бойцы были одеты по-разному, но всегда ворот был распахнут, чтобы виделась "морская душа" – тельняшка.
На снимке И. И. Фисанович – Герой Советского Союза, командир подводной лодки "М-172". Трудно согласиться с мыслью, что его нет в живых. Израиль Ильич Фисанович погиб, возвращаясь из Англии на подводной лодке.
Как-то я получил письмо от мальчика из Ленинградской области: "Мой герой – это летчик, дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов. Я все о нем знаю по книгам, фильмам, рассказам однополчан, по снимкам, сделанным Вами в годы войны"... Я горжусь тем, что могу рассказать, каким был Борис Сафонов, какая была у него улыбка, какой был его самолет. Самолет Сафонова висит в Ленинграде на тросах в Центральном военно-морском музее. Когда я бываю там, я вспоминаю, как Сафонов впрыгивал в него, рулил на старт, улетал и возвращался с победой.
Вот разведчик В. Н. Леонов, вот командир торпедного катера А. О. Шабалин, вот
первый на Северном флоте Герой Советского. Союза В. П. Кисляков.
(Е. Халдей.)
Задание: найдите все односоставные предложения, определите способы выражения главных членов, укажите типы предложений.
Хочешь, я расскажу тебе о нашем крае? Его по праву называют сказочным. Но красота эта не яркая, броская, а нежная, скрытая, как бы спрятанная под волшебным покрывалом. Будешь наблюдательным – и сделаешь целую массу открытий.
Светало, когда неожиданно мы вышли на опушку леса. Небо сплошь было затянуто серыми тучами. Говорить не хотелось, на душе было тревожно и уныло. И вдруг прямо из-под ног вспорхнул тетерев. "Ух!" — неожиданно вырвалось у нас. Мы продолжаем наше путешествие. Сопка. Болото. Подъем. Спуск. Опять подъем. И вот, наконец. Голубые озера. Очаровательный пейзаж! Посудите сами. Мы стояли на возвышении, а внизу, окутанные сизой дымкой утреннего тумана, чуть подернутые первым морозцем, как будто в зеркало, глядели березки.
(Из газеты.)
Задание: подчеркните грамматические основы предложений, назовите типы односоставных предложений.
Север... Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить , насколько разнообразна и прекрасна его природа. А для того, чтобы рассмотреть и понять всю ее прелесть, надо проявить внимание и терпение.
Наиболее благоприятное время для знакомства с заполярным лесом – поздняя весна и раннее лето. Это время прекрасно: круглые сутки светит солнце, зацветают лесные травы. Не докучают назойливые комары и мошкара. Пробуждаются от спячки многие лесные обитатели. И... появляются первые грибы.
Вооружайтесь фотокамерой, прихватите с собой корзинку, завтрак – и в путь, по лесным тропинкам! Много интересного увидите вы в лесах нашего края. Возможно, вы случайно набредете на гнездышко с четырьмя-шестью небольшими пестрыми яичками. Это гнездо очень распространенной в наших лесах и необычайно полезной птицы – трясогузки. Ни в коем случае не трогайте его! В награду через некоторое время вы сможете сделать великолепный снимок смешных желторотых птенцов. Помните: птицы – не только украшение леса, но и верные друзья его! Оберегайте птичьи гнезда!
А по берегам речек и озер, на болотах вам может встретиться обыкновенная для средней полосы, но довольно редкая для Мурманской области травяная лягушка. Сфотографируйте и ее.
Оглянитесь вокруг. Присмотритесь, какое обилие цветов. Вот повисли мелкие розовые фонарики цветов андромеды. Желтеют круглые шарики купальниц. Неподалеку белеют цветы шведского дерена. Позднее у него появятся крупные красные ягоды. Однако они несъедобны.
Лес полон звуков. Прислушайтесь. И здесь по весне вы услышите кукушку. Выбивают барабанную дробь дятлы. Начинается полярный день.
В добрый путь по лесам Заполярья! Учитесь видеть прекрасное в природе! Оно
рядом с вами, вокруг вас. Но помните, что природа нуждается не только в
восхищении, но и в защите. Будьте верными друзьями природы, и она будет щедра к
вам.
(И.Сизов.)
(Высвечивается на экране-доске)
Назывные (номинативные) предложения
Поздно, Не убежать,
Стадо в загоне?..
Выстрел, еще и еще ...
Снежная гарь до небес,
Бойня в разгареСентябрь, удивляться и охать!
Р.Маркова “Сентябрь, удивляться и охать”Игра-гаданье в святочные дни, На воске, книгах, на кофейной гуще ...
Р.Маркова “Игра-гаданье в святочные дни”Тундры усталые плечи. И негасимый закат.
В.Берлин “Тундры усталые плечи”
Определенно-личные
Скажем, в небе звезда народилась.
Вот попробуй! Загадывай! Жди!
В.Якунин “ Звезды падали во тьму мирозданья”Ну что ж, посидим без огня,
П.Беспрозванная “ Ну что ж, посидим без огня ”Спрошу у реки.
В.Берлин “ Истоки ”
Неопределенно-личные
Как хорошо, коль дома ждут!
В.Берлин “ Заготовка дров ”А недавно за каждый укор
Каждым взглядом просили прощенья.
Р.Маркова “ Что осталось от нашей зимы ”
Безличные предложения
Звезды падали во тьму мирозданья.
И сгорали. А мне не спалось .
В.Якунин “ Звезды падали во тьму мирозданья ”
Бессубъектность – это отсутствие в структуре предложения не только подлежащего и сказуемого, но и семантического субъекта. Например : Вечереет.
Безличность – это отсутствие у глагола – сказуемого связи с участниками речевой ситуации – говорящим и слушающим, то есть отсутствие категории лица.
Односоставность – это отсутствие в предложении подлежащего.
М.В.Ломоносов так сказал об определенно-личных предложениях: “ Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”.
Б) “ Кластер ” (на экране и доске): идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова
Экспрессия – лат. Выразительность.
В) Итоговая диагностика (на экране и доске):
(ЭН) Тест. Укажите номера односоставных предложений.
- Сижу и читаю.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Уже совсем стемнело.
- В дверь постучались.
- В полях уже тает снег.
- Везде следы пожара.
- Мне грустно.
- На улице похолодало.
- Здравствуй, милая мамочка!
- Люблю я заполярный край.
С проверкой (на экране-доске высвечиваются ответы): Ответы: 1, 2, 3, 4, 6–10.
V. Рефлексивный этап урока
А) Итак, обратимся к эпиграфам нашего урока, подведем итоги нашей работы.
– Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
– На какие две большие группы делятся односоставные предложения? Какой признак положен в основу этого разграничения?
– Как “ работают ” односоставные предложения в художественном тексте?
Б) “ Эссе ”:
Дорогие ребята, в течение урока мы с вами рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали, исследовали, были внимательны к родному языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщались к культуре художественного слова. Мы увидели, что мурманские писатели и поэты активно используют в своих произведениях односоставные предложения. Радует то , что вы хорошо сегодня работали на уроке , учились понимать слово , искали в нем скрытый смысл , восхищались творчеством поэтов Заполярья . Хочется верить, что и вы сможете использовать в своей речи односоставные предложения.
Для написания письменного задания вам предлагаются следующие темы: (5 мин.)
“Наш город”, “Мой друг”, “Осенняя прогулка”.
Д/3:
1-й уровень: Упр. 230 в учебнике Власенкова, стр. 109–110.
2-й уровень: Найти и выписать односоставные предложения из газет, художественных произведений . (40 предложений по 10 каждого типа).
3-й уровень: Написать сочинение, используя все виды односоставных предложений.
“Дело словом не заменишь”
“Стой за правду горой”
“Любите и изучайте русский язык”
Библиография
- Обучение русскому языку в школе:
Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов; Под редакцией Е.А. Быстровой. – М. : Дрофа, 2004 г. - Русский язык: Грамматика. Тест . Стили речи :
Учебник для 10-11 классов / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.: Просвещение , 2003 г. - Краеведение на уроках русского языка: Дидактический материал. Пособие для учителей – Мурманск , 1999 г.
- Хибинская тетрадь. Стихотворения и поэмы – Кировск. : Атекс , 2000 г.