Методическая поддержка реализации дифференцированного подхода в предметном обучении

Разделы: Администрирование школы


Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Педагогический совет по теме “Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактора повышения качества образования” стал результатом поиска учителями школы путей решения проблемы повышения качества образования в свете современных требований, предъявляемых к результатам учебно-воспитательного процесса. Организация подготовки и порядок проведения педагогического совета были обсуждены и утверждены на научно-методическом совете школы.

Цель педагогического совета: повышение уровня квалификации педагогов по вопросам реализации дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся как фактора, обеспечивающего повышение качества обучения.

Задачи:

  • обобщение и систематизация методического материала по организации учителем дифференцированного обучения, наработанного в процессе подготовки к педагогическому совету;
  • информирование об имеющихся ресурсах, способных обеспечить работу педагогов школы по данному направлению;
  • выявление проблем, возникающих в реализации дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • определение путей решения выявленных проблем как перспективы работы педагогического коллектива в следующем учебном году.

Важная роль в реализации обозначенной цели и решении поставленных задач была отведена мероприятиям по подготовке к педсовету (Приложение 1). Она проходила в три этапа. На 1-м этапе подготовки к педагогическому совету большая работа по теме педсовета проводилась в предметных методических объединениях. Прошли заседания, на которых обсуждались вопросы планирования подготовки и ее результатов. В рамках обновления и пополнения теоретических знаний учителями МО были рассмотрены вопросы организации дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, в том числе применительно к определенной предметной области. Сбор информации о применяемых учителями методах и приемах работы на уроках активизировала самообразовательную деятельность учителя. Были заслушаны сообщения учителей по индивидуальным методическим темам, направленным на решение рассматриваемой проблемы. Значимая роль была отведена взаимопосещению уроков как форме методической работы, обеспечивающей выявление положительного опыта и обогащение опытом коллег. Так, взаимопосещение уроков, их анализ позволили педагогам МО учителей начальных классов выявить наиболее успешные направления в работе, сориентированные на реализацию дифференцированного подхода: организация устного счета на уроках математики; работа над развитием речи учащихся; организация проблемного диалога; организация разнообразной работы с текстом; организация работы с предложением на уроках русского языка; использование интерактивной доски и других средств ИКТ и пр. На всех посещенных уроках просматривалось умение учителей начальных классов организовывать рефлексию деятельности каждого ученика и в целом всего класса.

Помимо диагностики психологических особенностей учащихся психологами школы, свои исследования проводили учителя-предметники и классные руководители, например: исследования уровня самооценки и личной ответственности учащихся, рисунчатый тест для определения эмоционального состояния и настроения на уроке, цветовой тест на определение эмоционального состояния и настроения на уроке, сравнительное исследование влияния природных музыкальных способностей детей и приобретенных учебных навыков на результативность в обучении игре на инструменте в классе фортепиано. Работа в этом направлении активизировала взаимодействие учитель-предметник – классный руководитель.

В целях поддержки исследовательской деятельности учителей методистом была проведена работа по подбору и систематизации диагностического материала для работы с учащимися и учителями. При подготовке папки с диагностическими материалами для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса проведена совместная работа с психологами школы, заместителем директора по воспитательной работе и использованы специальные периодические издания: “Школьные технологии”, “Классный руководитель”, “Педагогика”, “Школьный психолог” и др.

Каждому учителю предлагалось в рамках подготовки к педагогическому совету выполнение задания (Приложение 2). На 2-м этапе подготовки к педагогическому совету было продолжено обсуждение наработанного учителями материала на заседаниях школьных методических объединений, выявление методов и приемов, позволяющих учителю наиболее успешно организовывать продуктивную личностно-ориентированную учебно-познавательную деятельность учащихся.

На 3-м этапе подготовки к педагогическому совету предметные методические объединения вели работу по отбору и оформлению описанных методов и приемов для подготовки вступления на педагогическом совете по результатам проделанной работы.

Работа педагогов на педагогическом совете проходила в соответствии с утвержденной повесткой, порядком и регламентом (Приложение 3). При работе в аудиториях методическими объединениями были представлены результаты работы учителей на 2-м и 3-м этапах. Кроме этого, содержание работы группы включало актуализацию педагогами собственных проблем и определение пути продвижения по их решению. По окончании педсовета была проведена рефлексия (оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность педсовета), которая показала эффективность проделанной работы.

Материалы педагогов по итогам работы в рамках подготовки к педагогическому совету в соответствии с решением были собраны в сборник (Приложение 4), который доступен для ознакомления учителями. Печатный экземпляр сборника находится в методическом кабинете, электронный вариант – в локальной сети.

Подготовка к педсовету и педсовет стали началом той деятельности, которая в сложившейся в образовании ситуации позволяет решать проблему повышения качества образования.

Решение педагогического совета было рассчитано на исполнение в течение нескольких лет и обеспечение методической поддержки реализации дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса в целях повышения качества образования, стимулирования учителей к повышению профессионально-педагогического мастерства по данному направлению. Были приняты управленческие решения, проведена организационная работа и соответствующие мероприятия включены в план методической работы научно-практического центра школы на следующий учебный год:

– спланирована работа методического кабинета по созданию условий для самообразовательной работы педагогов, в том числе в рамках индивидуальных методических тем;

– организована работа творческих групп, определены содержание и формы их деятельности;

Творческие группы педагогов, являются структурным подразделением научно-практического центра школы. Деятельность ТГ носит методический характер, ориентирована на внедрение полученных теоретических знаний в практику организации учебно-воспитательного процесса и осуществляется на основании Положения (см. на сайте школы http://www.uischool8.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=88&Itemid=73)

– решение вопросов дифференцированного подхода было включено в деятельность других структурных подразделений НПЦ (ШМО), в содержание опыта, предъявляемого на практико-ориентированных семинарах и др. мероприятиях.

– запланировано проведение специально организованных методических мероприятий: методический месячник по теме “Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования” (Приложение 5, Приложение 6).

Цель месячника: методическая поддержка реализации дифференцированного бучения в целях повышения качества образования и стимулирование учителей к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Задачи:

  • – повышение качества обучения учащихся;
  • – оказание комплексной методической поддержки в реализации деятельности по актуальной проблеме организации учебно-воспитательного процесса;
  • – создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности;
  • – обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта;
  • – выявление принципов, методов и условий, лежащих в основе управленческих процедур, позволяющих на практике осуществлять дифференцированное обучение;
  • – определение перспектив деятельности методической службы по данному направлению;

Результаты методического месячника

1. Проведены открытые мероприятия по взаимообмену опытом и педагогическими находками по организации дифференцированного обучения, в МО прошло взаимопосещение уроков с последующим анализом.

Было решено: всем членам педагогического коллектива с целью повышения качества обучения учащихся продолжить работу над решением таких задач как

– использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока с учетом психологических особенностей учащихся;

– совершенствование методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с высоким и хорошим уровнем интеллектуальных способностей;

– организация на уроках работы в разных режимах: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

2. Собраны методические разработки педагогов, демонстрирующие организацию дифференцированного обучения.

Было принято решение: рабочей группе классифицировать и систематизировать подобранный материал. Представить наработанный опыт в форме, удобной для использования учителями. ШМО в 2009–2010 учебном году продолжить начатую работу и адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета.

3. Выявлены затруднения педагогов в организации дифференцированного обучения методического характера и организована работа по их устранению.

4. Педагогом-психологом Юрковой Ю.Н. разработан “Психологический конструктор урока”, который апробируется в модуле “Подростковая школа”.

5. Обозначены проблемы и высказаны предложения по организации месячника.

Мнения:

  • “Данный месячник послужил стимулом для осмысления, систематизации и расширения знаний по данному вопросу. Побудил обратиться к новинкам литературы”
  • “Требовалось больше времени на подготовку к уроку, но было оправдано результатом”.

6. Определены перспективы дальнейшей работы в рамках системы мероприятий, обеспечивающих методическую поддержку реализации дифференцированного бучения в целях повышения качества образования

  1. Обеспечение педагогов методической литературой.
  2. Распространение передового педагогического опыта учителей школы в коллективе, в том числе на школьных педагогических чтениях.
  3. Организация взаимодействия и знакомство с опытом сетевых партнеров.
  4. Повышение квалификации педагогов через авторские курсы и обучающие семинары.
  5. Демонстрация реализации учителями школы в практике предметного обучения дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся на практико – ориентированных мероприятиях в рамках деятельности творческих групп.

В текущем учебном году педагоги школы продолжили работу по выполнению решений педагогического совета по теме “Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактора повышения качества образования” от 19.03.08. и предложений, высказанных по итогам методического месячника 2008/2009 учебного года.

Литература

  1. Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет “Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов” // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 3 – С. 133–136.
  2. Мирошниченко И.П. и др. Методическая неделя как средство управления качеством образовательного процесса в школе // Управление современной школой. Завуч. – 2008. – № 7. – С. 22–31.
  3. Педагогический совет в школе: опыт, поиски, проблемы. Учебно-методическое пособие/Под ред. Черноусовой Ф.П. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  4. Справочник заместителя директора по научно-методической работе/сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Ямбург Е.А. Августовский педсовет // Управление современной школой. Завуч. – 2008. – № 6 – С. 59–76.