Развитие познавательной активности восьмиклассников через технологию перевода с одного образовательного уровня на другой

Разделы: Математика


Условия возникновения опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Быданово является сельской малокомплектной школой, в ней обучается 66 учеников. По итогам 2007-2008 учебного года средняя отметка по математике по классам составила: 5 класс — 4,33; 6 класс — 3,86; 7 класс — 3,14; 9 класс — 3,58; 10 класс — 3,91; 11класс — 3,86. Следовательно, на начало этого учебного года 8 класс являлся самым слабым классом, как по успеваемости, так и по мотивации обучения. Поэтому, в первую очередь, нужно было изменить мотивацию обучающихся, заинтересовать их предметом. Опрос мнений восьмиклассников (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), проведенный в начале учебного года, показал, что 85% обучающимся нравится алгебра и геометрия, 100% обучающихся отметили, что учитель доступно объясняет материал, 68% обучающимся математика дается с трудом, 34% непонятна математика, 85% отметили, что отметка выставляется с учетом выполнения заданий.
Для создания условий мотивации и результативности обучения была изучена технология личностно ориентированного обучения О.Г. Селивановой.

Мотивация выбора темы

Современному учителю необходимо совершенствовать свою методологическую культуру: знать основные направления развития современного образования, иметь собственное понимание роли и места образования в обществе в целом и жизни отдельного человека, уметь осуществлять осознанный выбор учебников и учебных программ, методов обучения и, более того, проектировать деятельность обучающихся в учебном процессе.
В современных условиях обучающийся должен сам ответить на основные вопросы дидактики: зачем, чему и как учиться? Поэтому учителю следует проводить с детьми цикл взаимосвязанных, логически выстроенных занятий, цель которых создать условия для выработки самими обучающимися эффективного стиля учебно-познавательной деятельности.
Эти условия позволяют:

  • Сформировать у обучающихся необходимую мотивацию (Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает?)
  • Сформировать у обучающихся необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии (Какой я?)
  • Дать обучающимся возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (Что я умею делать хорошо и как мне использовать это в учебе?)
  • Предоставить обучающимся возможность определить слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями (Что мне дается с трудом и как относиться к своим слабым сторонам?)

Наиболее эффективным способом организации такой учебно-познавательной деятельности считается методика перевода учащихся с одного образовательного уровня на другой.

Цель: освоить методику перевода обучающегося с одного образовательного уровня на другой через индивидуальные образовательные траектории.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • разработать приемлемую технологию перевода обучающихся 8 класса с одного образовательного уровня на другой;
  • апробировать на практике данную технологию;
  • проанализировать результаты.

Теоретическая база опыта

Для реализации поставленной цели была изучена литература по личностно ориентированному обучению. Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и обучающегося является сущностью их развития. В педагогической литературе дается сравнительная характеристика современных дидактических систем [3], рассмотрена структура личностно-ориентированного процесса обучения [3], представлены компоненты урока в личностно ориентированном обучении [3], дана характеристика этапов обучения детей самостоятельному учению [3], перечислены этапы проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [3]. В литературе также рассмотрены теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока [1, 2], дана методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [1], предложены конспекты личностно ориентированных уроков по основным учебным предметам [1].

Технология опыта

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса. Каждый новый урок — это ступенька нового знания и развития обучающегося. Важной теоретической проблемой урока является его проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития обучающегося. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и обучающимся.
Поэтому учителю важно создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому обучающемуся было комфортно. Надо сделать так, чтобы обучающийся получал удовлетворение от общения с учителем, от учебы, от преодоления трудностей, которые должны быть посильными для него.
Чтобы обучающийся продвигался успешно по лестнице знаний, он должен преодолевать каждую ступеньку этой лестницы. Двигаться же по ступенькам этой лестницы каждый может со своей скоростью, а учитель должен обеспечить успешное продвижение вверх. Можно предложить следующую методику продвижения по лестнице, где на первой ступеньке должно быть усвоение всеми обучающимися обязательного минимума на уроке.
Организация усвоения обязательного минимума на уроке предусматривает следующие шаги.

Первый шаг: учитель отбирает содержание учебного материала к уроку в соответствии с требованиями государственного стандарта по всем компонентам знаний на требуемом уровне и заполняет таблицу.

 

Компоненты знания

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

1. Понятия      
2. Факты      
3. Законы и закономерности      
4. Теории      
5. Знания о способах деятельности      
6. Оценочные знания      

(Приложение 4)

Второй шаг: учитель составляет тест достижений.

  • Тест достижений нацелен на выявление способности обучаемого к осуществлению деятельности, приобретенной им после соответствующего обучения.
  • Для того, чтобы измерить и оценить результаты выполнения теста, разрабатывается эталон — образец правильного и полного ответа.
  • Тест должен составляться на основе матрицы и включать все компоненты знания на требуемом уровне.
  • Тест проводится после объяснения нового материала и его первичного закрепления.
  • Желательно, чтобы число заданий было кратно десяти.

(Приложение 5)

Третий шаг: учитель проводит урок, на котором создает условия для эффективного усвоения изучаемого материала на уроке. Для этого он:

  • мотивирует обучающихся, ставит конкретные цели на уроке, выявляет результативность усвоения материала в конце урока;
  • включает все виды восприятия и памяти обучающихся, учебный материал предлагает обучающимся дважды или трижды с опорой на разные виды его восприятия;
  • учитывает зону ближайшего развития обучающихся;
  • эмоционально излагает учебный материал;
  • организует самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся.

Четвертый шаг: учитель предлагает обучающимся тест достижений; при выполнении заданий обучающиеся обязательно сверяют свое решение с эталоном ответа, который предлагается одновременно с заданиями. Оценивание результатов его выполнения производят сами обучающиеся в соответствии с коэффициентом усвоения.
Коэффициент усвоения:  0,7 — «3»; 0,8 — «4»; 0,9 — «5»

Пятый шаг: коррекция результатов обучения. Результаты удобно оформить в виде таблицы

Фамилия, имя ученика

Какой компонент знания не усвоен

Коррекционное задание
     

(Приложение  6)

После того как обучающийся усвоил обязательный минимум, его можно переводить на свою траекторию обучения, но перед этим обязательно провести диагностику обученности.
Предлагается следующая методика перевода обучающегося с одного уровня обученности на другой.

Первый шаг: управление развитием обучающегося в процессе обучения лучше начинать с диагностики обучаемости, которую можно провести следующим образом:

  • выбрать учебный материал базового уровня;
  • при объяснении нового материала показать образец применения новых знаний сначала в сходной, а затем в нестандартной ситуации, объяснение нового материала должно занимать не более 10-15 минут;
  • после этого обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу, состоящую из 4 заданий на воспроизведение учебного материала, его осмысление, практические умения и навыки, способность делать перенос знаний (Приложение  7);
  • самостоятельная работа продолжается до тех пор, пока ее не выполнят 4-5 обучающихся, после чего работы у всех собираются. Выполнены все задания — высокий уровень (3-й уровень); если выполнено первое, второе, третье задания — средний уровень (2-й уровень); если выполнено первое и второе или меньше — первый уровень.

Второй шаг: учет сформированности интеллектуальных умений обучающихся можно вести при помощи таблицы

Ф.и.ученика

Задания первого уровня сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

+

+

+

+

+

+

+

+

(для остальных уровней — аналогично)

Третий шаг: анализ умений обучающихся, распределение их по уровням обучаемости.

Четвертый шаг: составление уровневых заданий для определения уровня обученности. Уровень обученности определяется не объемом материала, а мыслительными операциями, которые лежат в основе необходимых для выполнения задания действий обучающегося. (Приложение  8,  Приложение  9)

Пятый шаг: определение уровня обученности при помощи теста, состоящего из заданий каждого уровня. За правильное выполнение заданий 1-го и 2-го уровней ставится отметка «3», за задания 2, 3, 4-го уровней — «4», за задания 4 и 5-го уровней — «5».

Шестой шаг: выявление причин затруднений обучающихся в выполнении заданий и составление индивидуальной работы по их коррекции, определение времени проведения самостоятельной работы и составление заданий для нее.

Седьмой шаг: проведение самостоятельной работы и анализ ее результатов, выявление причин невыполнения заданий обучающимися, принятие необходимых мер для ликвидации пробелов.

Литература:

  1. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
  2. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Лукьяновой, / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 176с.
  3. Селиванова О.Г. Дидактика личностно-ориентированного обучения: учебное пособие /О.Г. Селиванова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 191с.