Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются основными общедидактическими и специфическими принципами.
Взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта, определяет необходимость коррекции нарушений речи при ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Исходя из выше сказанного, процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития должен строиться как с учетом общедидактических, так и специфических принципах:
- Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений
- Принцип онтогенеза. Он должен учитывать закономерности становления звуков речи у детей в норме, закономерности формирования различных форм, функций речи у детей в норме.
- Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.
-
Принцип системного подхода и
учёта структуры дефекта. Этот принцип
предполагает, что логопед должен:
- Определить ведущий дефект.
- Определить соотношение первичных и вторичных симптомов.
- Воздействовать на все структурные компоненты языка.
- Принцип комплексности. При всех речевых нарушениях у детей имеются неврологические проявления. Поэтому необходимо проводить лечебно-оздоровительную работу: психотерапия, соответствующее социальное окружение.
- Принцип использования обходного пути (опора на сохранные предпосылки ребёнка, создание новых функциональных систем).
- Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Коррекционно - логопедическая работа по преодолению ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии
Логопедическая работа с детьми, страдающими ФФНР при стертой форме дизартрии должна проводиться комплексно с учетом индивидуальных возможностей ребенка, клинической картины дефекта и с учётом особенностей речевого дефекта ребёнка по основным направлениям:
- развитие основных психических процессов,
- нормализация мышечного тонуса,
- коррекция общей моторики,
- развитие мелкой моторики,
- массаж лицевой мускулатуры, губной, языка,
- развитие мимики,
- борьба с саливацией,
- развитие голоса и дыхания,
- коррекция артикуляционной моторики,
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического слуха и восприятия.
Модель логопедической работы включает в себя два этапа: подготовительный и основой. В подготовительный этап вошли такие разделы, как развитие основных психических процессов, развитие общей моторики, мелкой моторики, дыхания, мышц мимической мускулатуры, просодики и артикуляционного праксиса. Цель этого этапа: подготовить артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, уточнение и обогащение пассивного словаря.
Важной задачей на этом этапе является развитие слухового восприятия и звукового анализа и синтеза, а также восприятия и воспроизведения ритма.
Основной этап включает в себя постановку звуков, приёмы постановки, автоматизацию поставленных звуков, развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия, дифференциацию смешиваемых звуков. (Приложение)